Файл: Методические рекомендации по пожарностроевой подготовке Электронный ресурс утверждены заместителем.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
■=> подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
■=> определение цели и задачи учебного занятия;
■=> подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально- технических средств, средств страховки и др.);
■=> выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
■=> определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
■=> уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
■=> определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;
■=> определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
■=> определение состава помощников руководителя занятия, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
■=> определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
■=> решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно- строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.
Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе (методическом плане для проведения занятия), который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.
При проведении занятия руководителю необходимо:
■=> обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;
■=> следить за точным выполнением требований методических рекомендаций;
■=> не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;
■=> обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;
■=> создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;
■=> напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений;
■=> не допускать переутомления личного состава.
Вопрос № 3. Организация и методика проведения занятий с караулом по ПСП начальником караула. Составление методического плана занятия по ПСП .
Основные методические указания:
Каждое занятие по ПСП начинается: а) с приема рапорта, проверки внешнего вида личного состава, проверки одежды и снаряжения, замеченные недостатки сразу же устраняются; б) с объявления содержания и цели занятия, мер безопасности; в) проведения разминки; г) развода отделений по местам занятий.
8
Структура учебного занятия
Учебное занятие является основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо проверить реализацию средств, форм и методов обучения. Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке, содержащего выполнение норматива, характерно наличие трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.
Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как систему приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяются руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которые предполагают выполнение норматива обучающимися, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.
В основной части занятия решаются следующие главные задачи:
■=> развитие психологических и физических качеств обучающихся;
■=> оценка двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой;
■=> контроль уровня овладения приемами и способами работы с пожарной техникой и оборудованием в составе отделения, дежурной смены на соответствие нормативному времени или иным условиям норматива.
Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучающихся, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.
Методика проведения подготовительной части
1. Построение личного состава караула (учебной группы) в двухшереножный строй
(Рисунок 1).
Командиром 1-го отделения подаются команды: «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Равнение - на середину».
По этим командам командиры отделений, стоящие в строю, прикладывают руку к головному убору, выполняя воинское приветствие.
9
Рисунок 1. Построение караула (учебной группы) перед началом занятия
Начальник караула прикладывает руку к головному убору после подачи команды командиром отделения.
Командир 1-го отделения после подачи команды, оставаясь лицом к строю, прикладывая руку к головному убору, поворачивается в сторону начальника караула, подходит строевым шагом к нему. За два-три шага до него останавливается. Левой ногой, сделав строевой шаг вперед, произведя движение руками в такт шага и зафиксировав положение на левой ноге, руки опущены к бедрам, приставляет правую ногу и одновременно прикладывает правую руку к головному убору, рапортует о готовности к занятиям. Форма рапорта: «Товарищ капитан, 1 караул на занятие по
дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» прибыл в количестве 22 человек. По
списку - 28 человек, больных - 2, наряд - 6 человек».
Командир 1-го отделения, отдав рапорт и не опуская руку от головного убора, делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо
(налево) и, пропустив начальника вперед, следует за ним в одном-двух шагах сзади и с внешней стороны строя.
Начальник караула останавливается перед строем, поворачивается лицом к строю и здоровается с личным составом по форме: «Здравствуйте, товарищи!»
(Рисунок 2).
Личный состав, выдержав паузу, громко и четко, одновременно приветствует начальника караула словами: «Здравия желаю, товарищ капитан!»
Далее начальником караула подается команда «Вольно». Эту команду дублирует командир 1-го отделения, с окончанием воинского приветствия опускается рука.
П - пожарный, КО - командир отделения, НК - начальник караула
10
Начальник караула подает команду «Стать в строй!»
По этой команде командир 1-го отделения отвечает: «Есть», - выполняет воинское приветствие, поворачивается лицом к своему месту в строю и с первым движением левой ноги опускает руку, направляясь к исходному месту в строю по кротчайшему пути.
Вставая в строй, командир 1-го отделения обязан остановиться на правом фланге своего отделения и повернуться кругом.
Начальник караула, подавая команду на возвращение командира отделения в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и опускает ее.
2. Начальник караула объявляет изучаемые темы и упражнения на занятии, цель каждого упражнения и занятия в целом, последовательность изучения.
3. Начальник караула проводит общий инструктаж по требованиям охраны труда при проведении занятия, согласно упражнениям, отрабатываемым на занятии, проверяет уровень знания тем, уставных положений.
4. После проведения инструктажа начальник караула подает команду «Командиры
отделений, проверить внешний вид личного состава, с места доложить».
По этой команде командиры отделения отвечают: «Есть», - каждый поворачивается лицом к своему отделению и подает команду: «Отделение, первая
шеренга - два шага вперед шагом марш, кругом».
По этой команде личный состав отделения расходится в две шеренги и становится лицом друг к другу.
Командир отделения становится на свободное место между шеренгами, напротив ближайшего пожарного (Рисунок 3).
При остановке командира отделения напротив каждого пожарного, пожарный обязан представиться по форме: «Рядовой Иванов, жалоб и заявлений не имею».
Рисунок 3. Построение караула (учебной группы) во время осмотра внешнего вида
11
При осмотре командир отделения оценивает готовность пожарного к занятию по форме одежде и снаряжению, внешнему виду и физическому состоянию.
После окончания осмотра командиром отделения подается команда «Отделение,
первая шеренга на свои места шагом марш!» По этой команде личный состав отделения и командир отделения возвращаются в исходное положение.
Командиром отделения подаются команды: «Отделение, становись»,
«Равняйсъ», «Смирно».
По этой команде командир отделения выполняет воинское приветствие и рапортует начальнику караула. Форма рапорта: «Товарищ капитан, внешний осмотр
отделения проведен, недостатки отсутствуют» или «Товарищ капитан, внешний
осмотр отделения проведен, обнаружены следующие недостатки: отсутствуют...,
рядовой Иванов жалуется на недомогание».
Начальник караула, приняв информацию к сведению, подает команду «Вольно».
5. После осмотра внешнего вида личного состава необходимо подготовить места для проведения занятий. Начальник караула подает команду «Командиры отделений,
подготовить места для проведения занятий».
По этой команде командиры отделения отвечают: «Есть», - и подают команды:
«Иванов, Петров - выйти из строя на 2 шага», «Налево (направо)», «К ... (месту
подготовки) шагом марш!»
Командир отделения и вызванные пожарные удаляются на место отработки упражнения.
Общее укрепление организма и разминка личного состава
1. Построение личного состава караула (учебной группы). Начальником караула подаются команды: «Становись», «Направо», «Бегом - марш». По этим командам каждый в составе отделения поворачивается направо, корпус тела подается вперед, руки сгибаются в локтях и начинается передвижение.
2. После бега караул строится, личный состав набирает дистанцию между друг другом на расстояние вытянутых рук по команде «Становись. На расстояние
вытянутых рук - разомкнись!»
3. Начальник караула проводит разминку личного состава согласно методическому плану проведения занятия.
4. По окончании проведения разминки личного состава начальник караула подает команду «Закончить выполнение упражнений, караул - становись!» По этой команде личный состав караула, включая командиров отделений и лиц, помогающих готовить места для проведения занятия, строится на исходных позициях.
Методика проведения основной части
1. Для начала основной части занятия начальник караула подает команду
«Командиры отделений, развести личный состав по местам проведения занятий». По этой команде командиры отделения отвечают: «Есть», - каждый поворачивается лицом к своему отделению и подает команду: «Отделение,
12
направо (налево). К... (указать конкретное место отработки упражнения) - шагом
марш». По этой команде личный состав отделения направляется за командиром отделения на отработку запланированного упражнения в заранее подготовленное место.
2. На местах отработки упражнений командиры отделений строят личный состав, используя команды: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Убедившись в том, что личный состав сконцентрировал внимание, подают команду «Вольно».
3. Командир отделения объявляет изучаемую тему и упражнение на занятии, цель упражнения и порядок изучения.
4. Командир отделения проводит подробный инструктаж по требованиям охраны труда, соответствующим упражнению, отрабатываемому на занятии.
5. После проведения инструктажа начинается отработка упражнения в зависимости от целей занятия.
6. По прошествии времени, отведенного на отработку упражнения, согласно методическому плану, начальник караула подает команду: «Командирам отделений,
закончить отработку упражнений, подвести итоги, смена отделений». Командиры отделения дублируют команду: «Закончить отработку упражнений, убираем
пожарную технику на исходные места». По этой команде личный состав отделения прекращает какие-либо действия с пожарной техникой, убирая ее на исходные места.
Отделение строится для подведения итогов. При подведении итогов на местах отработки упражнений командиры отделений строят личный состав, используя команды: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Убедившись в том, что личный состав сконцентрировал внимание, подают команду «Вольно».
При подведении итогов командиром отделения необходимо обратить внимание обучаемых на допускаемые ошибки в техническом и тактическом плане, в поддержании физической или психологической устойчивости. После подведения итогов командир отделения подает команды: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Направо (налево)»,
«На очередное место занятия шагом марш!»
Начальник караула руководит общим ходом занятия следующим образом:
■=> проверяет организацию занятий командирами отделений;
■=> устанавливается правильность применяемых методов обучения командирами отделения;
■=> исправляет допускаемые ошибки, обращаясь к командирам отделений, а в отдельных случаях непосредственно сам, личным примером показывает командиру отделения, как нужно исправлять ту или иную ошибку;
■=> определяет рациональность использования учебного времени командирами отделения. В процессе занятия не допускается лишних переходов, многословия при объяснении, длительных перерывов при замене расчетов. цель «НАУЧИТЬ»
При проведении занятия с целью «научить» командир отделения должен:
■=> лично или с помощью наиболее подготовленного обучающегося выполнить упражнение полностью в быстром темпе, чтобы обучающиеся ясно представили конечную цель;
■=> в медленном темпе показать технику и приемы выполнения упражнения, сопровождая устным описанием;
13
■=> назначить обучающихся, определить очередность для самостоятельной отработки под его руководством; добиваться правильного выполнения упражнения.
В процессе обучения командир отделения указывает на ошибки и добивается их немедленного устранения. цель «ТРЕНИРОВАТЬ»
При проведении занятия с целью «тренировать» целесообразно до выполнения упражнения путем опроса проверить знания обучаемых по мерам безопасности и правилам выполнения этого упражнения.
Лично или с помощью наиболее подготовленного обучающегося напомнить технику выполнения упражнения полностью в быстром темпе и только после этого назначить обучающихся, определить очередность для самостоятельной отработки под его руководством, добиваясь правильного выполнения упражнения. Тренировку необходимо проводить с постепенным увеличением физической и психологической нагрузки, доводя её до максимальной, приближенной к реальным условиям, с учетом особенностей возраста, физической подготовленности, условий выполнения упражнения (погода, время суток, характер объекта). цель «ПРИНЯТЬ ЗАЧЕТ»
При проведении занятия с целью принять зачет командир отделения должен:
■=> дать возможность личному составу повторить упражнение в целом или его отдельные элементы;
■=> объявить условия выполнения упражнения (начальное и конечное положение исполнителей) и нормативное время;
■=> определить последовательность принятия зачета;
■=> назначить очередность и приступить к принятию норматива, подавая команды, соответствующие данному упражнению.
Командир отделения должен иметь список отделения, карандаш и секундомер. В процессе принятия норматива объявляется время, за которое выполнено упражнение и результат заносится в ведомость.
Методика проведения заключительной части
1. По прошествии времени, отведенного на отработку всех упражнений, согласно методическому плану, начальник караула подает команду «Командирам отделений,
закончить занятие, подвести итоги». Командиры отделения подают команду
«Закончить отработку упражнения, убираем пожарную технику и оборудование на
исходные места». По этой команде личный состав отделения прекращает какие-либо действия с пожарной техникой и оборудованием, убирая их на исходные места.
Отделение строится для подведения итогов. При подведении итогов на местах отработки упражнений командиры отделений строят личный состав, используя команды: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Убедившись в том, что личный состав сконцентрировал внимание, подают команду «Вольно». При подведении итогов командиром отделения необходимо обратить внимание обучаемых на допускаемые ошибки в техническом и тактическом плане, в физической или психологической устойчивости. После