Файл: 1 Общая характеристика информационных технологий в образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение. | 3 |
1 Общая характеристика информационных технологий в образовании | 6 |
1.1 Исторический аспект использования и проблемы определение понятия информационных технологий | 6 |
1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий | 10 |
2 Использование информационных технологий в образовательном процессе | 13 |
2.1 Психолого-педагогические факторы использования информационных технологий | 13 |
2.2 Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе | 17 |
Заключение | 20 |
Список использованных источников | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня в развитых странах мира осуществляется интенсивное внедрение информационных систем и технологий в учебный процесс всех звеньев образования.
Новые аппаратные и программные средства, которые постоянно наращивают возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии» (ИТ). Под этим термином понимают процессы нагромождения, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Суть информатизации образования определяют как создание условий для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Если еще совсем недавно информационные технологии воспринимались скорее как некоторая экзотика, необязательный, но, несомненно, комфортный для пользователя элемент в мире компьютерных технологий, то теперь ситуация кардинально изменилась, в частности в отрасли образования. Так, дидактически ориентированные программные средства сегодняшнего поколения, которые направлены на использование ИТ, предлагают пользователю очень много вариантов индивидуальной настройки, то есть ученик в процессе овладения учебным материалом может самостоятельно устанавливать скорость изучения, объем учебного и вспомогательного материала, ориентируясь на уровень его трудностей, собственные возможности и жизненные цели. Современный этап компьютеризации образовательной отрасли, обогащенный возможностью использования ИТ, становится реальностью, которая в настоящее время уже существенно влияет на качество, содержание, методику обучения и даже методологию образования.
Особое место во множестве ИТ занимают компьютерные учебные мультимедиа-системы (ММС), которые позволяют углубить знания, сократить сроки обучения, увеличить число слушателей на одного преподавателя. Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием ИТ. Технология мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. По оценке исследователей Массачусетского технологического института (США), системы компьютерного обучения повышают возможность усвоения учебного материала в 2-5 раз, а возможность запоминать – с 35 до 85 %. Следовательно, можно надеяться, что применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность обучения геометрии учащихся основной школы.
Состояние исследования проблемы. В настоящее время активно изучаются последствия использования ИТ в образовании. Значительный вклад внесли работы В.П. Беспалько, С.А. Бешенкова, Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, Е.С. Полат, И.Э. Роберт, В.В. Рубцова, Э.Г. Скибицкого, А. Борка, Р. Вильяма и др. Психологические вопросы применения ИТ в образовании изучались В.В. Давыдовым, Т.В. Габай, Е.И. Машбицем, Н.Ф. Талызиной, O.К. Тихомировым и др.
Цель работы – на основе комплекса источников и литературы изучить теоретические и методические основы использования информационных технологий.
Исходя из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
ü изучить исторический аспект использования и проблемы определения понятия информационных технологий обучения;
ü проанализировать проблему педагогической эффективности и классификации информационных технологий;
ü охарактеризовать психологические факторы использования информационных технологий;
ü рассмотреть методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе.
Объектом нашего исследования являются технологии в системе образования
Предмет исследования – процесс использования информационных технологий в процессе обучения.
Методологической основой исследования являются положения психологической и педагогической науки о активизации процесса обучения школьников
, диалектической связи и обусловленности педагогических явлений, необходимости системного подхода к образовательному процессу.
Методы исследования. Использован комплекс теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, сравнение, обобщение и пр. Они позволили проработать научные источники, определить сущность и особенности использования информационных технологий.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в освещении основных подходов к использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Практическое значение полученных результатов: результаты исследования могут быть учтены во время создания учебно-методических материалов .
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов, списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Исторический аспект использования и проблемы определение понятия информационных технологий
К системе образования промышленно развитых государств компьютеры были введены в 80-х гг. прошлого века. С одной стороны, это было новейшее средство управления школами, с другой – предмет изучения. Учитывая прошлое, можно выразить предположение о том, что идея «компьютерной грамотности» была основной движущей силой попыток ввести компьютер в школьную систему. Ученики и их родители все в большей степени осознавали необходимость в связанных с компьютером навыках.
В конце ХХ века стало понятным, что компьютеры начинают применять в образовании не только ради приобретения компьютерной грамотности, но и в других целях. Технологические тенденции как в оборудовании, так и в программном обеспечении начали изменять статус компьютера. Выросли возможности обработки данных разного типа, улучшены технические характеристики, компьютерная техника приобрела компактность и удобство в использовании; появление дешевого оборудования позволило осуществить коммуникацию от одного компьютера к другому. Благодаря цифровой форме хранения текстов, изображения и звука на компактных дисках, пользователь получил возможность одновременно работать с информацией разных типов модальности[1].
Результатом развития программного обеспечения стала разработка программ интерактивного самообучения для пользователей, удобная реализация взаимодействия между пользователем и компьютером, в частности, благодаря графическому интерфейсу пользователя, упрощения процесса коммуникации с другими компьютерами (создание сети).
Информационным технологиям присуще большинство образовательных свойств других технологий (книги, радио, фильмы, звукозаписи, телевидение), к тому же появилась возможность активной коммуникации. Компьютер превратился в средство, которое стало органической частью образовательной среды.
Интеграция компьютерных и коммуникационных технологий естественно вызывала изменения в традиционном формальном образовании, в частности в двух аспектах – педагогическом взаимодействии субъектов учебы и содержании образования. Изменения в типах взаимодействия между учителем и учениками вызывают изменения в методах обучения. Следовательно, актуальной для исследований остается методика преподавания разных предметов в современной дидактике. Изменения в содержании образования влияют на характер и тип учебных материалов[2].
Во Всемирном докладе из образования организации ЮНЕСКО были выделены три составляющих использования информационных технологий в наше время в разных системах образования:
- первая (традиционная) – как средство обеспечения приобретения учениками минимального уровня компьютерной грамотности;
- вторая – как средство поддержки и обогащения учебного плана;
- третья – как среда для взаимодействия между учителями и учениками[3].
В результате конвергенции информационных технологий, использования цифровой формы обработки и хранения информации, компьютер стал потенциально мощным и удобным средством поддержки и обогащения существующих учебных планов. Первые признаки этого влияния просматриваются в системах дистанционного образования, которые раньше разрабатывали отдельные наборы печатных, звуковых и визуальных материалов. Дистанционное образование в настоящее время – это форма обучения, которая реализуется, в основном, по педагогическим и информационным технологиям дистанционного обучения. Под информационными технологиями дистанционного обучения понимают технологии создания, передачи и сохранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения с помощью телекоммуникационной связи[4].
В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях с целью поддержки и обогащения учебного плана чаще всего используют такие информационные технологии как:
- интерактивные справочные и материалы для самообразования (словари, энциклопедии, атласы, самоучители разных языков и тому подобное);
- образовательные программы вместе с играми или образовательные программы с интерактивными подобными играм и развлечениям параметрами, цель которых – вызывать интерес и желание познавать больше[5].
Развитие современных сетевых технологий предоставляет возможность получить доступ к любому готовому образовательному продукту. Интернет содержит большое количество узлов с потенциально интересным и актуальным материалом для образования. Однако существуют практические трудности с нахождением такого материала, который может быть быстро включенным в существующие учебные планы. Создание качественных эффективных образовательных информационных материалов дорого стоит, нуждается в услугах бригады высококвалифицированных проектировщиков и техников, которые работают в команде с педагогами. Вообще, интеграция образовательного материала, созданного с помощью информационных технологий, в учебные планы просветительских заведений является одной из самых актуальных проблем[6].
Наличие компьютерной техники в общеобразовательных учебных заведениях является необходимым, но не достаточным условием ее широкого и эффективного использования в учебно-воспитательном процессе. Среди существенных препятствий:
- наличие небольшого количества информационных программ, которые могут быть непосредственно введены в существующие учебные планы (отвечают программным требованиям и улучшают усвоение содержания учебных предметов);
- адаптация образовательных продуктов, которые разработаны в других странах, усложняется за счет отличий в языке, культуре, школьных планах;
- материальные, технические и организационные трудности создания работоспособных взаимодействующих групп техников и педагогов для реализации образовательных идей в компьютерных разработках)[7].
Благодаря информационным технологиям, средства обработки, хранения, воссоздания текстов, звука, графики, фото, видео стали концептуально одинаковыми. ИТ технологиями объясняется нынешний расцвет Internet, телефония и интерактивное телевидение. ИТ стремительно развиваются.
Таким образом, информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в образовательной системе, поскольку они являются требованием времени и имеют возможность существенно активизировать учебный процесс.
1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий