ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Сущность планирования разработки и реализации проекта состоит:
1) в определении и согласовании во времени содержания всех работ по выполнению проекта;
2) в определении эффективных методов и способов использования ресурсов всех видов, необходимых для реализации проекта;
3) в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками и исполни- телями проекта.
Планы разрабатываются на всех этапах реализации проекта: от разработки его концеп- ции, при выборе стратегических решений по выполнению проекта и разработке его отдельных частей и этапов, включая составление контрактов, и заканчивается при завершении проекта. В процессе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта, в том числе продолжительность его выполнения в целом и отдельных частей (подпроектов), потреб- ность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, объемах работ и сроках привлечения различных организаций: проектных, строительных, финансовых, консалтинговых и др. Плано- вые расчеты должны обеспечить реализацию проекта в установленные сроки, с минимально- возможными затратами, при высоком качестве исполнения. Это может быть достигнуто в том случае, если будет обеспечена и организована оптимальная координация и интеграция деятель- ности всех участников и исполнителей проекта во время выполнения всего намеченного ком- плекса работ.
Рисунок 2.2. Система планов в управлении проектами.
Для каждого уровня разрабатывается свой план.
Особенности проектов как объектов управления потребовали разработки специальных методов планирования и организации взаимодействия исполнителей. В 50-е годы для этих це- лей были созданы метод критического пути (Critical Path Method – CPM) и метод оценки и си- стематического пересмотра планов (Prodram Evalution and Review Techique-PERT).
Применение метода CPM позволяет представить комплекс взаимосвязанных действий в виде сетевого графика. Данный график имеет одну исходную, одну завершающую вершины и целый ряд промежуточных вершин, которые поставлены в соответствии некоторым событиям.
Вершины соединены дугами, которые соответствуют выполняемым работам. Основным пара- метром сетевого графика является длительность критического пути - самого продолжительного из путей от исходного события к завершающему. Важность критического пути определяется тем, что в случае задержки выполнения действий, составляющих критический путь, задержива- ется срок выполнения всего проекта. Следовательно, чтобы это не произошло, выполнению данных действий следует уделить более пристальное внимание
10
Метод PERT был разработан по заказу военно-морского ведомства США. Если в методе
CPM длительности планируемых действий известны, то в методе PERT – продолжительность операций характеризуется случайными величинами, которые подразделяются на три вида оце- нок: оптимистическую, пессимистическую и наиболее вероятную продолжительность. Времен- ные параметры сетевого графика определяются по аналогии с методом CPM, с той лишь разни- цей, что за время выполнения работ принимается среднее значение.
Так возникло сетевое планирование. Оно получило практическое воплощение при строи- тельстве крупного завода синтетического волокна в США и при управлении программой созда- ния ракеты «Polaris». В бывшем СССР сетевые методы планирования (сетевые графики) полу- чили распространение, а иногда и внедрение уже в 70-е годы в основном в строительстве, осо- бенно при сооружении сложных, больших по объему финансирования объектов. Применялись сетевые методы и в проектировании, однако дальнейшего развития теория и практика этих ме- тодов не получила. В развитых же странах сетевые методы планирования постепенно переросли в методы руководства и управления проектами. К середине 70-х годов это были методы органи- зации работ над проектом «календарное планирование», в 80-е годы – логистика, стандартное, структурное и ресурсное планирование и далее – пофазная организация работы по проекту, имитационное моделирование, применение системного, целостного представления о проекте, специальная философия руководства проектами. Основой этого является современная вычисли- тельная техника и информационные технологии.
Одним из наиболее развитых и часто используемых методов «календарного планирова- ния» является метод построения диаграммы Гантта (GANTT - diagram).
Диаграмма Гантта представляет собой линейный график, задающий сроки начала и окончания взаимосвязанных действий, образующих единый процесс, который необходимо вы- полнить для достижения цели проекта. Этот метод целесообразно использовать при планирова- нии инвестиционной фазы проекта. Благодаря своей наглядности, он позволяет выделить па- раллельные и последовательные этапы инвестиционной деятельности и максимально сократить время инвестиционной фазы. Это становится тем более актуально, если вспомнить, что на этом этапе еще не начато производство продукции, а, следовательно, все условно-постоянные затра- ты (такие как, аренда и заработная плана административного персонала) приводят к увеличе- нию убытков предпроизводственного этапа и требуют вложения дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия. Таким образом, использование метода построения диаграммы
Гантта позволяет оптимизировать последовательность осуществляемых операций с точки зре- ния времени, и тем самым сократить объемы требуемых ресурсов и увеличить производитель- ность (рис.2.3.).
11
Рис. 2.3. Пример диаграммы Гантта
ТЕМА 3. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
1. Понятие «обоснование проекта». Обоснование – документ, в котором представлена информация, из которой выводится целесообразность (или нецелесообразность) создания про- дукта или услуги. Обоснование содержит анализ затрат и результатов какого-либо проекта, позволяет инвесторам определить, стоит ли вкладывать деньги в предлагаемый проект.
Обоснование создаѐтся в результате одного из следующих воздействий: требования рынка; потребности организации; требования заказчика; технологический прогресс; правовые требования; экологические воздействия; социальные потребности.
Отличие обоснование проекта от бизнес-плана:
Обоснование проекта
Бизнес-план
представляет собой обоснование проекта содержит описание миссии и целей органи-
зации, то есть обоснование существования предприятия
посвящено только части общего бизнеса ком- пании и, как следствие, не должно содержать разделы, описывающие весь бизнес в целом.
То есть, в состав технико-экономического обоснования проекта включаются только те данные и расчеты которые будут описывать грядущие изменения в деятельности компании непосредственно связанные с данным проек- том описывает общий бизнес компании
не содержит подробностей в виде стратегии маркетингового продвижения, описания това- ров или услуг, анализа рисков. Технико- экономическое обоснование составляется именно для того, чтобы можно было просчи- тать результаты нововведений, увидеть все возможные проблемы этого процесса
2. Исследование возможностей. Отправной точкой проекта и деятельности, связанной с инвестированием является исследование возможностей. Дает возможность показать потенци- альным инвесторам преимущества вложения средств в данный проект, указать, что есть воз-
12 можности размещения инвестиционных ресурсов. Исследование возможностей – главное сред- ство обратить внимание на проект, создать условия для развития идеи проекта в конкретное предложение.
В мировой практике различают:
исследование общих возможностей (секторный подход на уровне отрасли или подо- трасли народного хозяйства);
исследование возможностей конкретного проекта (подход на уровне хозяйствую- щего субъекта).
Исследование общих возможностей состоят в исследовании:
возможностей регионов,
возможностей отрасли или подотрасли,
возможностей использования и вовлечения в переработку природно-сырьевых ресур- сов.
Можно выделить три важных направления, по которым проводится исследование воз- можностей. Это:
месторасположение объекта;
организация бизнеса;
маркетинг.
Иногда к этому добавляются и другие работы, связанные с экологией, социальными ас- пектами осуществления проекта и другими. Состав таких направлений исследований зависит от характера и содержания проекта.
3. Предварительное технико-экономическое обоснование.
По результатам данного этапа прединвестиционной фазы составляется документ –
«предварительное технико-экономическое обоснование». Рекомендуется придерживаться сле- дующей схемы (структуры) ПТЭО:
Резюме
Краткий обзор всех основных решений по каждому из вопросов проек- та
Предпосылки и ис-
тория проекта
Спонсоры
История осуществления
Перечень уже проведенных исследований и их стоимость
Анализ рынка и кон-
цепция маркетинга
Основная идея, цели и стратегия проекта
Спрос и рынок
Оценка размера отрасли и ее потенциала, рыночные лидеры, рост от- расли в прошлом, оценка будущего с указанием имеющихся планов и программ, размещение предприятий отрасли по территории страны или региона, важнейшие из существующих проблем, перспективы, общее качество продукции и услуг в отрасли
Импорт в прошлом и его будущие тенденции, объемы импорта и цены
Роль отрасли в национальной экономике, перспективы и цели в разви- тии отрасли
Размер спроса, его рост в прошлом, основные факторы и показатели, определяющие рост спроса
Концепция
марке-
тинга, прогноз про-
даж, бюджет мар-
кетинга
Описание концепции маркетинга, выбранных целей и стратегий
Ожидаемая конкуренция для проекта со стороны действующих и по- тенциальных производителей и поставщиков
Местонахождения рынков
Программа и график продаж
Предполагаемые годовые (или по иным принимаемым периодам) по- ступления от продаж основных и побочных продуктов и услуг
Предполагаемые затраты по периодам на стимулирование сбыта и мар- кетинг
Производственная
программа
Основная продукция (услуга)
Побочная продукция
Отходы и затраты на их удаление по периодам
Материальные
ре- Сырье
13
сурсы,
приблизи-
тельная
потреб-
ность, положение с
поставками, оценка
затрат по периодам
на
материальные
ресурсы
Основные материалы
Вспомогательные материалы
Комплектующие изделия
Полуфабрикаты
Энергия всех видов
Услуги, требуемые для проекта
Месторасположение
объекта,
участок,
окружающая среда
Предварительный выбор и соображения
Оценка стоимости земли
Предварительная оценка воздействия проекта на окружающую среду
Производственные
вопросы проекта
Обоснование производственной мощности, достижение ее по периодам
Соотношения между объемами продаж, производственной мощностью и потребными материальными ресурсами
Предварительное определение рамок проекта
Технология и обору-
дование
Технология и производственная мощность
Описание предлагаемой технологии и прогноз ее совершенствования
Воздействие технологи на окружающую среду
Оценка технологии по месту ее возможного приобретения
Основные компоненты потребного предлагаемого оборудования
производственное; вспомогательное; сервисное.
Строительство
Схема работ по строительству, расположение зданий и сооружений, краткое описание намеченных к применению строительных материалов
Примерная оценка затрат на строительство
Организационная
схема и накладные
расходы
Примерная организационная схема:
Общее руководство
Производство
Реализация
Администрация.
Предполагаемые накладные расходы:
Общезаводские
Административные
Трудовые ресурсы
Предполагаемые потребности в трудовых ресурсах: рабочих; служа- щих; специалистов по видам
Предполагаемые
расходы на трудовые
ресурсы
Календарный план осуществления проекта:
Предполагаемые сроки осуществления отельных этапов проекта
Предполагаемые затраты на осуществление проекта.
Финансовый анализ
и инвестиции
Оценка (расчет) полных инвестиционных затрат:
Основной капитал;
Оборотный капитал.
Предполагаемое финансирование проекта, структура капитала, источ- ники, издержки финансирования
Производственные издержки
Финансовая оценка:
Срок окупаемости
Простая норма прибыли
Точка безубыточности
Внутренняя норма прибыли
Анализ чувствительности
Предварительный экономический анализ затрат и выгод.
3.4. Бизнес-план проекта и его структура. Бизнес-план — план, программа осуществ- ления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производ- стве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизне- са, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, поз- воляющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для