Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Центр «Студенческий офис»
РЕФЕРАТ
на тему «Роль логики и ее категорий в риторике»
Выполнил:
cтудент 1 курса
Информатика и вычислительная техника
Физико-технического института
КФУ имени В. И. Вернадского
Чудопалов Богдан Андреевич
Проверила:
канд. филол. наук,
доцент кафедры русского языка и культуры речи Института филологии
КФУ имени В. И. Вернадского
Капустина Светлана Владимировна
Симферополь, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Определение и возникновение риторики………………………………………...3
Определение и возникновение логики…………………………………………...5
Основные категории логики……………………………………………………...6
Роль логики в риторике…………………………………………………………...7
Список использованных источников…………………………………………...16
Определение и возникновение риторики
Риторика - научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина — как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
Риторика - наука об ораторском искусстве.
Риторика возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе.
Классическая риторика включает следующие важнейшие разделы:
1. Изобретение идейного материала речи:
а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, "статуса для аргументации";
б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности;
в) использование "общих мест" - формально логических "источников" "распространения" аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр. ;
г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр. ;
д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам.
2. Распределение материала речи - ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи:
а) вступление (разных видов) ;
б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов,
в) рассуждение - обоснование своих положений и опровержение противных,
г) заключение - подведение итогов, агитационный призыв.
3. Изложение, или стиль речи, забота о котором "необходима вследствие нравственной испорченности слушателей":
а) стилевые особенности судебной, общеполитической, торжественной речи;
б) разделение стилей на "простой", "умеренный" и "возвышенный" в зависимости от использования "украшений";
в) строение периода;
г) "тропы" (метафора, метонимия, перифраз и пр.) , "фигуры мыслей" (антитеза, градация, коррекция и пр. ) и "словесные фигуры" (риторический вопрос, анафора и пр.) .
Кроме указанных трех частей в риторику включались вопросы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.).
Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.
Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.
Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.
Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.
Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:
Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.
Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.
Определение и возникновение логики.
Термин "ЛОГИКА" своим происхождением восходит к древнегреческому слову «Logos», что означает в переводе на русский язык «слово», «речь», «учение».
Логика как наука появилась в Древней Греции в 4 в. до н.э. и связана с именем греческого философа, ученого Аристотеля.
Древнегреческое слово «Логос» для наименования науки о мышлении выбрано не случайно. Понимание вопроса о том, почему именно слово «Логос» взято в наименование науки, поможет нам понять причины и предпосылки возникновения науки о мышлении, а также почему наука логика является одной из первых оформившихся наук в истории человечества.
Важнейшую роль в формировании логики сыграла Афинская школа философии (4 в. до н. э.) в лице Сократа, Платона и, наконец, Аристотеля. Заслугой этой школы является то, что они, исходя из лозунга "Познай самого себя" («Cognosce Te Ipsum»), полагали, что познанию мира должно предшествовать исследование человеческих возможностей познания, т.е. человеческого разума, мышления.
Таким образом, мы установили, что объектом изучения логики является мышление. Логика – наука о мышлении.
Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности в сознании человека, осуществляющееся в процессе его практической деятельности.
На основании вышесказанного попытаемся дать определение логики: логика – наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.
Однако известно, что мышление человека неразрывно связано с языком («Мысль формируется в слове»). Ввиду этого логику справедливо считают наукой о языке. С учетом этого замечания предпочтительным представляется следующее определение логики: логика – наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть оформленным в языке. Это определение более полно, т.к. предметом логики являются не только законы и формы мышления
, но и формы его существования, т.е. язык.
Основные категории логики.
Высказывания – это предложение, выражающее мысль, которая является либо истинной, либо ложной. Истинность и ложность – логические значения высказываний. Пример высказывания: «Все люди смертны»;
Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет мысли и используемое в качестве логического подлежащего или сказуемого в высказываниях типа «А есть В». Пример имени: преподаватель, занятие, Полоцк, колледж;
Функтор – выражение, которое на основе других выражений образует новое, более сложное осмысленное выражение. Среди функторов выделяются:
-
именные функции (выражения, содержащие переменные и превращающиеся в имена при подстановке вместо переменных соответствующих аргументов. «Х меди», «граница государства а» - именные функции, но они превращаются в имена, если вместо переменных подставить аргументы «окись», «Беларусь»); -
пропозициональные функции (выражения, содержащие переменные и превращающиеся в высказывания при подстановке вместо этих переменных соответствующих аргументов. «Х открыл Америку» - превращается в высказывание, если подставить аргумент «Колумб»); -
пропозициональная функция, аргументами которой являются имена, называется предикатом.
Роль логики в риторике.
Среди убеждающих факторов речевого общения логике как науке о законах и формах человеческого мышления принадлежит особое место. В течение своего многовекового развития логика накопила рациональные, проверенные практикой методы и приемы убедительных рассуждений, овладение которыми оказывает решающее влияние на формирование культуры мышления.
Под логической культурой мышления понимается умение раскрывать суть противоречий в реальной жизни, видеть за случайными событиями проявление закономерных связей, выявлять существенные стороны протекающих в мире социальных процессов и выражать логичность в устной речи. Логичность рассуждения — это ясность основных понятий и утверждений, отсутствие противоречий и несогласованностей, последовательность переходов от одной мысли к другой, аргументированное изложение материала. Именно эти качества логичного рассуждения регулируются известными в логике законами тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.
Нарушение названных законов обычно выражается в неясности и двусмысленности, противоречивости, непоследовательности или бездоказательности. Это делает выступление нелогичным и малоубедительным. Именно о такой речи говорят, что в ней мало логики или логика такого выступления «хромает». Оратору в данном случае мало помогают и профессиональные приемы, и правильность речи, и эмоциональная ее насыщенность. Сами по себе они могут оказывать лишь временное влияние, конечное же, их убеждающее воздействие на слушателей при отсутствии логики в рассуждениях выступающего оказывается крайне незначительным. «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать, - писал А. Ф. Кони и при этом указывал на возможные приемы обеспечения последовательности. - Надо построить речь так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы был естественный переход от одного к другому». Последовательность изложения тесно связана с последовательностью мысли, с логикой речи.
Рассмотрим значение основных законов логики в устной речи более подробно.
Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание». Соблюдение этого закона требует определенности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. В процессе рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось.
Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке -подмене понятий, когда различные по смыслу понятия выдаются за тождественные, что ведет к подмене предмета рассуждения и, следовательно, к путанице и неясности. Перескакивание с одного определения понятия на другое, подмена данного содержания другим, смешивание понятий ведут к двусмысленности. В рассуждениях некоторых ораторов трудно бывает понять, о чем идет речь, так как мысли оказываются расплывчатыми, неопределенными. Иногда в споре один человек какое-либо понятие понимает так, а другой — иначе, поэтому разговор ведется согласно русской пословице: «Один про Фому, другой про Ерему». Вместо выяснения вопроса происходит его запутывание. Неопределенность мышления, нечеткое употребление понятий нередко возникают в связи с особенностями речи. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью различных слов, а это может привести к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой.
Значение закона тождества для устной речи в том, что он формулирует требования правильного ее построения: прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо ясно установить точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительно тождественное содержание его и в ходе обсуждения твердо держаться основных определений этого содержания.
Закон противоречия (непротиворечия) формулируется следующим образом: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет». Речь оратора не должна напоминать размышления восточного мудреца, к которому обратились за советом два поссорившихся соседа: