Файл: Модель профориентационной работы в мбоу лицее 3 г. Батайска.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Критерии оценки эффективности профориентационной работы
Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе с учащимися при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, в котором они живут, общества в целом.
К основным критериям достижения результатов профориентационной работы относятся:
Достаточная информация о профессии и путях ее получения.
Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии учащийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Потребность в обоснованном выборе профессии.
Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая учащимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Уверенность учащегося в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
По данным исследований жизненных ценностей учащихся
10 – 11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
Степень самопознания учащегося.
От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать учащемуся достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к

11 человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
Модель организации профориентационной работы
Модель по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся включает следующие направления деятельности:
 Профориентационная работа.
 Предпрофильная подготовка.
 Профильное обучение.
Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.
Основные формы и методы профориентационной работы:
- проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников с целью информирования про возможности учреждения образования;
- привлечение преподавателей, учащихся и их родителей к пропаганде уровня образовательной деятельности учреждения образования;
- развитие деятельностных форм взаимодействия со школьниками, организация нетрадиционных форм профориентационной работы.
Раздел 1. Профориентационная работа.
Профориентационная работа в школе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно – воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально
– профессиональную адаптацию.


12
Профессиональная работа в школе осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
5 - е классы: Кем я хочу быть?
Формирование основ профессиональной направленности
Анкетирование учащихся
Психологическое тестирование
Осознание учащимися своих интересов
Игры
Классные часы
6 - е классы: Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом
в выбранной области?
Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий
Психологические тренинги, тестирование
Классные часы Профориентационные игры
7-е – 8-е классы: Самоопределение в области «Человек – труд – профессия»
Формирование профессионального самопознания
Классные часы
Сотрудничество со специалистами
Консультации
Психологические тренинги
Определение личностного смысла выбора профессии
9- 11 классы
Мероприятие
Форма мероприятия
Класс
Сроки
Организация труда, профориентация
Формирование физических, духовных, моральных, и творческих сил через организацию трудового воспитания; ориентация в выборе профессии
«Кадровый вопрос»
Деловая игра
10 класс январь
“Есть такая профессия –
Родину защищать”
Классный час
11 классы февраль
Склонности и профессиональная направленность
Анкетирование и тестирование по определению склонности учащихся к различным типам профессий.
9 классы
10 классы март "Развитие способностей и психических процессов".
Родительское собрание 10-е классы март
«Мастера своего дела»
Круглый стол
10-11 класс сентябрь
«Как достичь успеха в профессии»
Классный час
11 класс октябрь
Организация рубрики в школьной газете «Кем быть?»
Министерство печати лицея октябрь
Профессия
«Полицейский»
Ток-шоу
9-е классы ноябрь

13
Профориентация в 8-11-х классах осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций специалистами школьного уровня: педагог - психолог, социальный педагог, классный руководитель, зам.директора по ВР, УВР.
Раздел 2. Предпрофильная подготовка
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.
Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся как 9-х, так и в 8-х классах, так как возраст 13-15 лет – это возраст самоопределения.
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности. Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы:
 ознакомительный (системообразующий), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и предпрофильной подготовки, профильной ориентации.
 пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;
 основной (в период обучения в 9-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях.
Ознакомительный (системообразующий) этап профилизации
Основные задачи:
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.
Изучение особенностей личности ребенка, его профессиональных предпочтений;
Прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения.
Моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели, в ходе дальнейшего обучения.
Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия вышеуказанных элективных курсов основываясь на принципах поверхностного ранжирования:
1 четверть – «очень интересно»
2 четверть – «интересно»
3 четверть – «это в жизни пригодится»
4 четверть – «это мне не помешает»


14
При этом в течение учебного года каждый ребенок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.
Пропедевтический этап профильной ориентации
Основные задачи:
 Расширение, углубление знаний о мире профессий.
 Формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями.
 Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения).
 Характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий.
 Знакомство с достижениями профессионального успеха.
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.
На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных курсов, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.
Предпрофильная подготовка
Основные задачи:
Определение индивидуальной стратегии образования, перечня профильных и базовых дисциплин, углубленного (повышенного) уровня изучения отдельных предметов, круга профильных исследований.
Организация практико – ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.
Изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля, возможных форм и вариантов обучения, образовательных учреждений.
Конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности.
Расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.
Повторное проведение диагностики (диагностики «на выходе»).
Формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля.
Выбор профиля обучения.
Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно – воспитательной работы образовательного учреждения:


15 учебные занятия путем введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия, СМИ ОУ, наглядная агитация и т.д.
Раздел 3. Профильное обучение.
С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в повышении общей правовой, экономической культуры населения, кадровый состав, разработанность основных курсов в данном направлении, в ходе реализации проекта предполагается внедрение в образовательный процесс модели различных профилей обучения.
Цели при организации профильного обучения учащихся преследуются следующие:
Поднять социально – экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школ к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры;
Усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет её направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
Реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения.
Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.
Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов.
Приемлем также отказ учащегося от профильного обучения.
Ожидаемые результаты.
По окончанию реализации программы учащиеся получат теоретические и практические знания азов следующих разных профессий. Узнают о прикладных областях профессий, получат информационную справку о способах получения профессии, условиях труда, противопоказаниях и т.д., т.е. изучат профессограммы.
По итогам окончания проекта учащиеся овладеют навыками и умениями:
 предварительного профессионального самоопределения (выбор или не выбор определенной профессии);
 самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;
 обучаться эффективным формам установления межличностного контакта;
 расширят кругозор;
 обучаться навыкам рефлексии;
 воспитают в себе такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности.
 разовьют способность анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию; реализуют навыки успешной социализации.