ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типология речевых стратегий
Выполнила
Студентка СКФУ
Группа: 44.04.02
Психолого-педагогическое образование. Магистратура
Бережняк Елена Сергеевна
РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ
Стратегия – это осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели. Речевая стратегия – это набор приемов, позволяющих придать высказыванию смысл и логику. Тактика - это более узкое понятие, чем стратегия: конкретное воплощение стратегии на каждом её этапе. В деловом общении речевая стратегия определяется особенностями речевой ситуации, индивидуальными особенностями говорящих и особенностями традиций социальной группы или страны. Последнее тоже важно, так как в каждой культуре складываются особые и вполне определённые представления о том, как должно происходить общение. Приёмы речевых стратегий:
1. Трюизмы (банальные истины) – «людям нравится покупать качественные вещи», «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
2. Псевдологика ( первые два обоснованных «да» подготавливают третье необоснованное)
3. Визуальное связывание (не собственно речевой приём, но более мощный, так как к слуховому воздействию добавляется визуальное)
4. Иллюзия выбора - «Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара X». «Вы можете проголосовать за нашего кандидата Иванова утром или вечером»
5. Пресуппозиции (инструкция-приказ, схема которой: Время + Команда + Нечто малозначительное) – «приходите к нам 9 ноября и купите 2 товара по цене 1! Данная акция распространяется на товары, цена которых превышает 500рублей» 6. Номинализация (неоспоримые и широкие понятия) - «Мы — за достойную жизнь для наших детей/женщин/ветеранов/пенсионеров/велосипедистов!»
7. Ценностная подстройка ( реклама не товара, не депутата, а счастливого, благополучного образа жизни)
Виды речевых стратегий:
1. С точки зрения принципа солидарности Кооперативные стратегии Некооперативные стратегии (сообщение информации, спор, (диалоги, которые нарушают убеждение, требование, приказ, главное правило речевого рекомендация, просьба и т. д.) общения — доброжелательное Указывают на цель. сотрудничество, «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа). 2. С позиций открытости Открытые (открытое общение - желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции других. В идеале все виды общения должны иметь открытый тип. Продуктивно при проведении переговоров, споров, дискуссий. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями). Закрытые (закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения или имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: - есть значительная разница в степени предметной компетентности, - в конфликтных ситуациях ). 3. С точки зрения количества и «качества» участников МОНОЛОГИЧЕСКОЕ (один активный участник) ДИАЛОГИЧЕСКОЕ (два активный участника) РОЛЕВОЕ (исходя из социальной роли) ЛИЧНОСТНОЕ (речь от себя)
Выполнила
Студентка СКФУ
Группа: 44.04.02
Психолого-педагогическое образование. Магистратура
Бережняк Елена Сергеевна
РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ
Стратегия – это осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели. Речевая стратегия – это набор приемов, позволяющих придать высказыванию смысл и логику. Тактика - это более узкое понятие, чем стратегия: конкретное воплощение стратегии на каждом её этапе. В деловом общении речевая стратегия определяется особенностями речевой ситуации, индивидуальными особенностями говорящих и особенностями традиций социальной группы или страны. Последнее тоже важно, так как в каждой культуре складываются особые и вполне определённые представления о том, как должно происходить общение. Приёмы речевых стратегий:
1. Трюизмы (банальные истины) – «людям нравится покупать качественные вещи», «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
2. Псевдологика ( первые два обоснованных «да» подготавливают третье необоснованное)
3. Визуальное связывание (не собственно речевой приём, но более мощный, так как к слуховому воздействию добавляется визуальное)
4. Иллюзия выбора - «Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара X». «Вы можете проголосовать за нашего кандидата Иванова утром или вечером»
5. Пресуппозиции (инструкция-приказ, схема которой: Время + Команда + Нечто малозначительное) – «приходите к нам 9 ноября и купите 2 товара по цене 1! Данная акция распространяется на товары, цена которых превышает 500рублей» 6. Номинализация (неоспоримые и широкие понятия) - «Мы — за достойную жизнь для наших детей/женщин/ветеранов/пенсионеров/велосипедистов!»
7. Ценностная подстройка ( реклама не товара, не депутата, а счастливого, благополучного образа жизни)
Виды речевых стратегий:
1. С точки зрения принципа солидарности Кооперативные стратегии Некооперативные стратегии (сообщение информации, спор, (диалоги, которые нарушают убеждение, требование, приказ, главное правило речевого рекомендация, просьба и т. д.) общения — доброжелательное Указывают на цель. сотрудничество, «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа). 2. С позиций открытости Открытые (открытое общение - желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции других. В идеале все виды общения должны иметь открытый тип. Продуктивно при проведении переговоров, споров, дискуссий. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями). Закрытые (закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения или имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: - есть значительная разница в степени предметной компетентности, - в конфликтных ситуациях ). 3. С точки зрения количества и «качества» участников МОНОЛОГИЧЕСКОЕ (один активный участник) ДИАЛОГИЧЕСКОЕ (два активный участника) РОЛЕВОЕ (исходя из социальной роли) ЛИЧНОСТНОЕ (речь от себя)
- Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнерами по общению, которое проходит 5 этапов:
- 1. Снятие психологических барьеров. Признаки - паузы после вопросов становятся короче; собеседник начинает больше говорить; уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос). Результат - напряженность сменяется расслабленностью.
- 2. Поиск общих интересов. Признаки - нахождение одной темы, появление общего фонда слов и выражений; сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по началу фразы); поток речи приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.
- Результат - желание продолжать общение; расширение области возможного взаимодействия.
- 3. Определение принципов общения. Признаки - подчеркивание собственных качеств и свойств; появление повторяющихся штампов поведения; оповещение о типичных привычках и предпочтениях. Результат - общее представление о качествах, которые предлагаются партнерами для общения, достижением этого этапа должно стать первое "ощущение взаимопонимания".
- 4. Выявление качеств, опасных для общения. Признаки - явные расспросы; стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях; попытки "опережающих возражений"; попытки навязать спор. Результат - обнаружение новых качеств партнера; выяснение привычек, которые являются помехами в общении.
- 5. Адаптация к партнеру и установление контакта. Признаки - стремление подчеркнуть общность целей, единство направления; стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение; совпадение позиций по ранее спорным вопросам. Результат - понимание не только качеств партнера, но и мотивов и причин его действий; комфортность общения; уверенность в правильности совместных решений.
- Принципы коммуникативного кодекса: 1) Принцип кооперации Г. Грайса: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога". В принцип кооперации входят 4 максимы: - максима полноты информации (твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, но и не больше) - максима качества информации (не говори того, что ты считаешь ложным или недостоверным) - максима релевантности (не отклоняйся от темы) - максима манеры (избегай непонятных выражений, неоднозначности, будь краток и организован).
- 2) Принцип вежливости Дж. Лича: - максима такта (соблюдение границ личной сферы собеседника) - максима великодушия (предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта) - максима одобрения (максима позитивности в оценке других) - максима скромности (неприятия похвал в собственный адрес) - максима согласия (не соглашаясь с оппонентом, обозначь то, с чем согласен) - максима симпатии (благожелательность).
- Стратегии речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на обмен информацией) ЧТО ГОВОРИМ Стратегии речевого воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на воздействие автора на получателя). Бывает прямым, косвенным и скрытым. КАК ГОВОРИМ
- Скрытые речевые стратегии:
- - эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправителем текста)
- – стратегия «участия / неучастия, уверенного / неуверенного поведения автора, «согласия / несогласия», «эмоционального / неэмоционального речевого поведения отправителя текста;
- - конативно - ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем)
- – стратегия «удовлетворения / неудовлетворения автором ожиданий у получателя текста», стратегия «формирования одобрения / неодобрения».
- Тактики отказа : а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой просьбы); б)сослаться на невозможность выполнения просьбы в данное время (на занятость); в) ирония; г) отказ без мотивировки; д) уклониться от ответа, не обещать ничего определенного; е) дать ясно понять, что не желает выполнять просьбу.
- Универсальные тактики (Ван Дейк):
- 1. Обобщение - «И так всегда», «Это без конца повторяется».
- 2. Приведение примера - «Например, на прошлой неделе», «Возьмите нашего соседа. Он ... ».
- 3. Усиление - «Это ужасно, что ... », «Это позор, что … ».
- 4. Уступка - «Среди них попадаются и хорошие люди», «Не стоит обобщать, но ... »
- 5. Сдвиг - «Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются».
- 6. Контраст - «Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают».
- 7. Молчание - может быть эквивалентом реплики-утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки.
- 8. Намёк - через неопределенность, через двусмысленность, через иносказание.
- 9. Комплимент - выражение симпатии, формирование эмоционального настроя, установление добрых отношений, управление дистанцией, смещение внимания в ситуации коммуникативной неудачи, конфликта или дискомфорта.
- Тактики делового общения:
- 1. Неожиданность - использование в речи неожиданной или неизвестной слушателям информации.
- 2. Провокация - на короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, этот период подготавливает слушателей к конструктивным выводам, для уточнения собственной позиции.
- 3. Апелляция к авторитету - ссылка на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных ученых, социологов, политологов, деятелей культуры.
- 4. Прогнозирование – прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подтолкнуть к действиям.
- 5. Внесение элемента неформальности – рассказ аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, которые устранены. «Свой парень»- такой стиль общения.
- 6. Прямое включение - отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи.
- 7. Юмор - не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры.
- 8. Подмазывание аргумента - «Вы, как человек умный не станете отрицать»; «Человек, недостаточно образованный не оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы.. ».
- 9. Игнорирование – полное пренебрежение , «обвинение» в некомпетентности, хуже, чем выражение несогласия и возмущения.
- 10. Аппологизация собственной персоны. Например: «Здесь нужно слушать, когда я говорю!
- Тактики бытового общения: 1. Перевоплощение - говорящий искусственно устанавливает разрыв в знаниях, перевоплощается в «незнайку», «провинциала», «дилетанта» или даже в «дурачка». 2. Адресат становится субъектом оценки своих действий, 3 лицо вместо 2 (обычно в разговоре с детьми): «Рита будет ещё играть?» 3. Отстранение от роли говорящего, например, речь отца, 3 лицо вместо 1: «Если тебе отец говорит, то надо прислушаться к совету». 4. Редукция роли говорящего, употребление обобщенного «мы» вместо «я»: «Сейчас мы вас чаем напоим...» 5. Показ соучастия, заинтересованности в делах адресата путем использования формы «мы», «наш» вместо «ты», «вы» «твой», «ваш»: «Ну так как наши орхидеи?»
- Всегда есть причина, почему другой человек думает и поступает именно так, а не иначе. Выявите эту скрытую причину, и у вас будет ключ к его действиям, а возможно, и его личности. Дейл Карнеги