Файл: Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...»

Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе
как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).



Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому - лирика Пушкина.