ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этапы:
1) выбор объекта и определение цели;
2) составление плана;
3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);
4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5) обработка и оформление результатов наблюдения;
6) анализ результатов;
7) выводы наблюдения.
Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки:
-
цель научной идеи -
последовательные действия учителя и ученика -
критерии оценки -
качественно новый результат.
Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.
Цель - создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором
а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат - умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.
1-й шаг. Презентация опыта мастера.
1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.
1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2-й шаг. Представление системы уроков.
2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4-й шаг. Моделирование.
4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Алгоритм мастер-класса, автор Н.И. Ведерникова
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
-
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем -
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки) -
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера -
Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
-
Рассказ педагога о проекте занятия -
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться -
Краткая характеристика результативности используемой технологии -
Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
-
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. -
обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
-
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей -
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
-
1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п. -
2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог -
3) Показ отдельных методов работы -
4) Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
-
Лекция -
Практическое занятие -
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.