Файл: Конспект по разделу,, общество и человек Общество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------

         мес.       год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощиагентовиинститутовсоциализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агентыпервичнойсоциализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

Агентывторичнойсоциализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.

Институты социализации  – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.

Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь,брак. и т. д.

Функции агентов и институтов социализации:

1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.

2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Приемы социализации (элементы контроля):

1) поощрение;

2) наказание.

                                               Стадии социализации:

1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.


5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):

1. Поступление в вуз (цикл студенческой жизни).

2. Женитьба (цикл семейной жизни).

3. Выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).

4. Служба в армии (армейский цикл).

5. Выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.

В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».

– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?

Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать  из-за уважения и любви к другим.

Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.

                                         

            Типы личности

Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем все его поведение ориентирована но проявление во вне.

Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, он как бы живет больше внутренним миром, не обращая нам мир внешний.  

 

 

                             Человек как духовное существо.

Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

                                          Духовные ориентиры личности

Категорический императив

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

 способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе  чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей


                                             

Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

      Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманистическое мировоззрение может быть выражено в следующих основных положениях:

1.Человек - высшая ценность, и его благо есть мера всех вещей.

 2.Человек - цель общества и никогда не должен быть средством достижения внешних по отношению к его бытию целей

 3.Каждый человек по отдельности и все вместе имеют право на счастье 4.Следует стремиться к такому общественному устройству, в котором первые три принципа воплощены в жизнь.
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

    Формы сознания:

1. восприятие

2. осмысление

3. оценка

4. воспоминание

5. фантазирование

6. жизненный опыт.

Виды проявления сознания-

1. язык

2. целеполагающая деятельность человека

Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.

Структура сознания по С.Л.Франку ( рус. филос. и психол.)

1. Предметное сознание – это сознание , направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.

2. Самосознание – это сознание человеком самого себя ( как индивида и как личности0, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.

3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

                              Исторические типы сознания :

1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.

2. Общественное ( коллективное) – сознание различных социальных групп.

Формы общественного сознания :

- Наука

- Искусство

- Религия

- Политические идеи

- Правовые идеи

- Мораль

Сознание реализует себя через мышление.

Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. результат( продукт).


Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без    

                                  участия сознания.

Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,

                                                 спонтанные действия.