ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------
мес. год
СОЦИАЛИЗАЦИЯ- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощиагентовиинститутовсоциализации.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агентыпервичнойсоциализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).
Агентывторичнойсоциализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.
Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.
Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь,брак. и т. д.
Функции агентов и институтов социализации:
1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.
2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Приемы социализации (элементы контроля):
1) поощрение;
2) наказание.
Стадии социализации:
1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);
2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);
3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):
1. Поступление в вуз (цикл студенческой жизни).
2. Женитьба (цикл семейной жизни).
3. Выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).
4. Служба в армии (армейский цикл).
5. Выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.
В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».
– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?
Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.
Типы личности
Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем все его поведение ориентирована но проявление во вне.
Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, он как бы живет больше внутренним миром, не обращая нам мир внешний.
Человек как духовное существо.
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Духовные ориентиры личности
Категорический императив | безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. |
Идеал | совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке |
Ценности | то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. |
Моральные категории | Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло. |
Совесть | способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. |
Патриотизм | ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ |
Гражданственность | социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей |
Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гуманистическое мировоззрение может быть выражено в следующих основных положениях:
1.Человек - высшая ценность, и его благо есть мера всех вещей.
2.Человек - цель общества и никогда не должен быть средством достижения внешних по отношению к его бытию целей
3.Каждый человек по отдельности и все вместе имеют право на счастье 4.Следует стремиться к такому общественному устройству, в котором первые три принципа воплощены в жизнь.
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Формы сознания:
1. восприятие
2. осмысление
3. оценка
4. воспоминание
5. фантазирование
6. жизненный опыт.
Виды проявления сознания-
1. язык
2. целеполагающая деятельность человека
Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.
Структура сознания по С.Л.Франку ( рус. филос. и психол.)
1. Предметное сознание – это сознание , направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.
2. Самосознание – это сознание человеком самого себя ( как индивида и как личности0, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.
3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Исторические типы сознания :
1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.
2. Общественное ( коллективное) – сознание различных социальных групп.
Формы общественного сознания :
- Наука
- Искусство
- Религия
- Политические идеи
- Правовые идеи
- Мораль
Сознание реализует себя через мышление.
Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. результат( продукт).
Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без
участия сознания.
Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,
спонтанные действия.