Файл: Реферат по учебной дисциплине "История государственного управления" по специальности 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт цифровой экономики, управления и сервиса
Кафедра технологий управления
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
Реферат по учебной дисциплине "История государственного управления"
по специальности 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление
Доцент, к.э.н.
_________Е.П. Никифорова
(подпись)
__ __________ 2021 г.
Студент группы 8351зо
___________ А.С. Денисов
(подпись)
__ ____________ 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….3
1. Общие принципы построения системы властей Франции…………......4
2.Общая характеристика территориальных коллективов....................5
3. Регион как самоуправляющийся коллектив ……………………………6
4. Департамент…………………………………………….…………8
5. Коммуна. Общая компетенция коммуны ……..………………………..12
6. Мэр в политической культуре Франции…..……………………….........14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы
Введение.
Сегодня Франция управляется, по большей части, путем соглашений между центральной и местными властями. Франция разделена на 22 региона, каждый из которых объединяет несколько из 96 департаментов. Хотя департаменты и сами подразделяются на округа, которые, в свою очередь, делятся на кантоны, все это деление имеет несущественное значение с точки зрения административных органов.
Каждая территориальная единица, рассматриваемая как организация, имеют свои цели, программы действий, органы власти, санкции контроля за действиями органов власти, стили управления и т.д.
Во Франции существуют три основных уровня местного самоуправления. Гораздо большее значение имеют коммуны — составные части кантонов. В последние годы значительное количество коммун объединились, кооперируясь по разным административным вопросам, регулируемым законодательством. Хотя и существует более 700 объединений коммун, есть девять больших городских агломераций в таких областях как Бордо и Страсбург. Также существует около 18 000 постоянных объединений из двух и более коммун.
-
Общие принципы построения системы властей Франции.
С точки зрения механизма организации и осуществления власти говорят о демократии или диктатуре, Франция с этой позиции является демократическим государством. Во Франции действуют три принципа разделения властей:
-
принцип вертикальной организации (разделения) власти; -
принцип горизонтальной организации (разделения) власти; -
принцип функциональной организации власти.
И характерной чертой каждой организации власти является – разделение их по уровням. К примеру, вертикальная власть во Франции делится на следующие уровни:
-
уровень населенных мест (коммуны); -
уровни территориальных мест:
– средний (регионы, округа);
-
высший (департамент);
-
государственный уровень (уровень центра).
Подобные уровни существуют в любой стране, независимо от ее политического строя и размеров. Такое единство не случайно, поскольку оно обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей.
В Конституции Франции названы три уровня организации власти в государстве и три типа территориальных самоуправляющихся коллективов: коммуны (во Франции 36757), департаменты (100) и заморские территории.
Данные административные единицы обладают административными полномочиями, ограничениями, во-первых, частью национальной территории, управляемой ими, а во-вторых, - так называемыми местными делами, либо теми, которые им специально поручены, делегированы законом. Таким образом, только «в законодательном порядке» (то есть - специальным законом), который принимает Парламент можно, по Конституции (28 сентября 1958г. с последними изменениями в 1995г.), создать новый вид административно - территориальную единицы, что и было сделано 2 марта 1982 года: был добавлен новый уровень, регионов, объединяющий несколько департаментов (создано 22 региона).
Проведенная в 1982г. децентрализация расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность в решении своих дел, сохранив вместе с тем за центральной властью достаточно сильные позиции на местах. В целях реализации новой правительственной политики децентрализации власти в 1983г. были приняты Закон о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством и Закон о разделении источников финансирования.
Эти акты затем были дополнены другими законами, затрагивающими вопросы организационного строения регионов, местного управленческого аппарата, проведения местных выборов, межрегионального сотрудничества и участия граждан в деятельности местных органов власти.
-
Общая характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов.
Коммуна, департамент и регион, обладая статусом территориальных самоуправляющихся коллективов, имеют общие черты:
-
Собственные органы власти и управления, в т.ч. выборные представительные органы власти – советы (Муниципальный совет, Генеральный совет департамента, Региональный совет), которые избираются всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. -
Собственную компетенцию. Особенностью выделения компетенции территориальных самоуправляющихся коллективов является отсутствие дифференциации на государственные и местные дела. Налицо совмещение государственных функций и функций местного самоуправления в одном органе. -
Передача компетенции от государственных органов местным происходит путем законодательного перечисления, чтобы избежать дублирования и двойного финансирования. -
Собственные средства территориальных самоуправляющихся коллективов представляют собой трудовые (территориальные служащие), финансовые (местные налоги и дотации из государственного бюджета), материальные (имущество) ресурсы, закрепленные за территориальными самоуправляющимися коллективами в целях реализации их компетенции и наращивания собственных средств. -
За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен «представитель государства». Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.
-
Регион как самоуправляющийся коллектив.
Можно выделить следующие блоки:
-
финансы: получает средства от территориальных коллективов и Правительства; производит займы, вводит обязательные и факультативные налоги; -
экономические вопросы: содействие и координация экономического развития департаментов в составе региона, инвестиционных программ; -
социальные вопросы: особые права в области строительства лицеев, созданию программ по профессиональному обучению и региональных фондов профессионального обучения, на которые возложены задачи по его финансированию; может выполнять ряд правительственных полномочий в культурной сфере, в области транспорта и строительства жилищ, охране окружающей среды.
Представительным органом власти в регионе является региональный совет, избираемый на шесть лет. Избирательным округом по выборам в региональный совет является департамент. Член регионального совета называется «советником». Им может быть избран гражданин в возрасте 21 года, связанный с регионом определенными обязательствами (либо проживает здесь, либо на 1 января года проведения выборов уплачивает здесь налоги, либо работает на одной из выборных должностей).
Законом определены условия деятельности советников, в т.ч. количество отводимых на заседания часов (поквартально) и размер почасовой оплаты за счет бюджета совета. С 1986г. советы стали формироваться всеобщим и прямым голосованием, в один тур, по пропорциональной системе. Голосование происходит по закрытым спискам, подаваемым по департаментам партиями и их коалициями, причем каждый список содержит число кандидатов, равное числу мест в региональном совете (“закрытый” означает, что избиратель не может изменить состав списка, вычеркнуть или вписать кого-либо, в противном случае список рассматривается как испорченный бюллетень).
Возглавляет региональный совет председатель, избираемый из состава советников на 6 лет. Французский законодатель предвидел недостатки пропорциональной системы голосования, когда множество партий и группировок могут оказывать давление на кандидата с целью заключить сомнительные сделки, поэтому выборы председателя совета (равно как и мэра коммуны) происходят по особой процедуре. Поэтому для избрания председателя введен кворум в 2/3 от установленного для данного совета числа членов.
Регион одновременно несет на себе функции государственного уровня управления – административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона – высшее должностное лицо региона, подчиненное Правительству и Президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем Премьер-министра и министров Франции. Префект представляет государство и выполняет три функции:
-
Политические -
Юридические -
Полицейские функции;
Будучи «исполнительным органом государства», префект осуществляет управление, координацию и руководство всеми государственными службами на территории региона, в т.ч. обладает всеми полномочиями по принятию управленческих решений; является единственным распорядителем гражданских государственных служб региона, подписывает все расходы этих служб.
Префект опирается на специальный орган управления. Он имеет трехзвенную структуру:
-
Кабинет, занимающийся политическими и полицейскими вопросами, -
Генерального секретаря (имеющего звание супрефекта), которому подчиняются непосредственно кадровые вопросы, бюро по вопросам переписки и координации и коммунальные службы, -
Коммунальные службы, которыеразделены на 3 управления: общей администрации, финансовых вопросов и местных коллективов, координации и экономических вопросов.
-
Департамент.
Департамент - основная административная единица государства, это также - полноправный местный коллектив по закону от 10 августа 1871 года, который ещё до официального появления III Республики в 1875 и закона о коммунах 1884 года наделил департамент этим статусом, подкреплённым век спустя законами о децентрализации.
Сейчас во Франции 99 департаментов, каждый со своим центральным городом и своим «Генеральным Советом».
Передача полномочий в ходе децентрализации (прежде всего, законы от 2 марта 1982 года, 7 января и 22 июля 1983 года, 25 января 1985 года) расширили традиционные функции департамента, определённые в общих положениях о компетенции, направив их в большей степени на солидарность местных коллективов и выравнивание их ресурсов»1.
Компетенция департамента включает следующие виды дел:
-
самостоятельное формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджета;
-
советом принимается исходный бюджет, а потом и дополнительный бюджет; -
управление департаментским имуществом; -
создание и управление публичными службами, установление их статуса и режима управления ими; -
заключение торговых сделок по обеспечению публичных служб; -
оказание помощи предприятиям, испытывающим финансовые затруднения,
Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета – «исполнительный орган» (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив, департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются Правительством Франции, их число и конфигурация может изменяться в соответствии с количественным колебанием населения. Переделка кантонов происходит достаточно часто: 216 кантонов созданы с 1982 по 1992 годы, что увеличило их общее число до 3840. Цель создания кантонов – обеспечить избрание по одному генеральному советнику в Генеральный совет департамента.