Файл: Реферат по учебной дисциплине "История государственного управления" по специальности 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Генеральный советник представляет в совете не только население,
Голосовать на кантональных выборах можно с 18 лет, но генеральным советником может быть избран гражданин в возрасте 21 года, связанный с департаментом определенными обязательствами (либо проживает здесь, либо на 1 января года проведения выборов уплачивает здесь налоги, либо работает на одной из выборных должностей). Кантональные выборы происходят не по спискам, а по отдельным кандидатам, по мажоритарной системе в два тура.
Решения генерального совета принимаются по правилу кворума: при наличии большинства избранных советников, причем в кворум не входят отсутствующие генеральные советники, уполномочившие присутствующих проголосовать за себя (один советник может представлять одного коллегу). Если с уходом советников с заседания число оставшихся оказывается ниже кворума, совет имеет право продолжать обсуждение вопроса, поставленного в момент ухода, принять решение, но не может приступить к обсуждению следующего вопроса повестки дня. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и подлежат юридическому контролю со стороны префекта департамента.
Что касается полномочий председателя генерального совета, то только ему «поручается управление» по закону от 2 марта 1982 года. Он может делегировать часть своих функций вице-председателям, избираемым из членов постоянной комиссии; в любой момент делегирование может быть отменено.
Основными функциями председателя департамента являются:
-
созыв заседаний генерального совета,
-
он готовит и исполняет решения генерального совета,
-
ставит на голосование бюджет и исполняет его в качестве распорядителя, -
даёт распоряжения по расходам департамента, но не имеет права предписывать получение доходов, -
Также, председатель управляет имуществом департамента в соответствии с особыми полицейскими полномочиями, в частности, в области регулирования движения. -
Ещё председатель является руководителем служб департамента, но по мере необходимости он может возглавлять и децентрализованные службы государства.
Закон 1982 года предусматривает, что координация этих служб обеспечивается совместно председателем генерального совета и представителем государства в департаменте.
Должность префекта существует не только на уровне регионов, но и также на уровне департаментов. Так как департамент несёт на себе и функции государственного управления, то он также как и регион возглавляется префектом. Правда префект департамента, в котором расположен главный город региона, является одновременно префектом региона. Однако он не имеет полномочий вышестоящего должностного лица по отношению к префектам других департаментов региона.
Префект-руководитель администрации префектуры. В этом качестве он обладает вспомогательным кабинетом, занимающимся функциями в области политики, гражданской и военной безопасности, а также генеральным секретариатом.
Декрет от 10 мая 1982 года закрепил руководство префекта над внешними службами государства, то есть гражданскими специализированными органами, называемыми «децентрализованными службами» согласно закону от 6 февраля 1992 года и «Хартии децентрализации», опубликованной на основе закона от 10 июля 1992 года.
-
Коммуна. Общая компетенция коммуны.
Коммуна, в настоящее время является основным звеном местного самоуправления во Франции, представляет собой низшее звено административно - территориального деления и демократического самоуправления.
«Созданная по декрету от 14 декабря 1789 года, коммуна находилась под опекой государства на протяжении всего XIX века. Она получила политическую, юридическую и финансовую дееспособность только после принятия закона от 5 апреля 1884 года, разработанного Вальдек-Руссо, министром внутренних дел»2.
Коммуна является старейшим территориальным образованием, в рамках которого реализуется принцип демократического самоуправления. «Кроме того, коммуна как совокупность людей, живущих на определённой территории, является элементом гражданского общества.
Будучи организованным и управляемым коллективом»3, она служит основанием пирамиды власти. «Во Франции насчитывается 36 763 коммуны (в том числе 32 тыс. коммун с населением менее 2 тыс. жителей; 25 тыс. коммун с населением менее 700 жителей и 4082 коммуны с населением менее 100 человек). В соответствии с законодательством все коммуны имеют одинаковые полномочия, источники ресурсов и статус (за исключением Парижа, Лиона и Марселя, трех крупнейших городов Франции, статус которых несколько другой). Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население.
Основными функциями коммун являются:
-
Гражданские функции: регистрация рождений, браков и смертей; организация демографических и военных переписей, празднование свадеб, выдача разрешений на ингумацию, уход за кладбищами). -
Выборные функции (ведение избирательных списков, организация политических и профессиональных (советы поверенных, социальное страхование, консультативные палаты) выборов. -
Полицейские функции: регулирование шумов, стоянок, парковок и т.д. -
Социальная деятельность: «бюро социальной помощи», предшественники «коммунальных центров» действуют более ста лет и ведут разнообразные программы (бесплатное питание для престарелых, безработных; медицинские консультации; создание детских садов, яслей). -
Поддержание путей сообщения. -
Образование: строительство, содержание школ, а также распределение
учащихся и преподавателей для работы школы.
-
Обустройство территории. -
Экономическая деятельность: формирование, утверждение и исполнение основного бюджета и дополнительного (где устанавливаются предварительные доходы и расходы торгово-промышленных служб коммуны).
Коммунальными органами являются Муниципальный Совет, решающая инстанция, избираемая всеобщим голосованием, и исполнители, мэр и его помощники, избираемые в рамках Муниципального Совета.
Муниципальный совет, состоящий из муниципальных советников, число которых колеблется в зависимости от численности населения коммуны: от 9 (города численностью менее 100 жителей) до 69 (для коммун более 300 тыс.). Для городов с особым статусом установлено специальное число советников: Париж – 163 советника, Лион – 73 советника, Марсель – 101 советник. Число советников всегда нечетное.
Муниципальные советники избираются всеобщим прямым голосованием всеми избирателями коммуны. Условия выборов и требования к кандидатам сформулированы в законодательстве. Муниципальный совет выдвигает из своих рядов мэра-главу муниципального совета и одновременно главу исполнительной власти в коммуне.
Совет может сформировать внутри себя комиссии, которые собираются между сессиями муниципального совета. Муниципальный совет занимается практически всеми делами коммуны, за исключением тех, которые законодательно закреплены за мэром или государственными структурами.
Существует ещё одна очень важная функция муниципального совета - информирование граждан о происходящих событиях, изменениях в коммуне.
-
Мэр в политической культуре Франции.
Мэр является главой исполнительной власти в коммуне. Ему помогают заместители из числа муниципальных советников. Их может быть от 2 до 13 человек в зависимости от численности жителей. Их заносят в список заместителей в порядке избрания: первый заместитель мэра, второй заместитель мэра и т.д. На заместителей мэра коммун с численностью более 20 тыс. человек распространяются ограничения на совмещение постов. Мэр и его заместители образуют муниципалитет и избираются на тот же срок, что и муниципальный совет, однако срок полномочий мэра может быть сокращен.
Мэр обладает всей полнотой исполнительной власти и единолично несет ответственность за управление коммуной. Его заместители не имеют по статусу собственных полномочий. Мэр передает им по своему усмотрению часть своих функций.
Мэром может быть избран гражданин Франции не моложе 21 года, но с учетом названных выше ограничений на совмещение постов. «Данная процедура выборов мэра зафиксирована в уставе коммуны, на практике же дело происходит несколько иначе. Избиратели заранее знают, кто будет мэром, поскольку именно его фамилия стоит первой в победившем списке, он является лидером своей команды.
Компетенция мэра включает вопросы, которые ему делегированы советом в качестве главы последнего, и собственную компетенцию, принадлежащую ему как главе исполнительной власти коммуны.
Мэр как глава Муниципального совета:
-
осуществляет финансовые полномочия (подготовка и исполнение бюджета, распоряжение коммунальными расходами и надзор над коммунальным бухгалтером); -
представляет коммуну во всех актах юридической жизни; -
осуществляет полномочия по охране общественного достояния, по контролю и управлению публичными учреждениями; -
готовит и исполняет решения муниципального совета; -
представляет их для юридического контроля префекту департамента.
Мэр как глава исполнительной власти обладает собственными полномочиями и не обязан отчитываться об их исполнении перед советом. По этим функциям мэр подотчетен префекту департамента и Правительству Франции. Помимо этого:
-
Мэр наделен полицейскими полномочиями, которые описываются
формулой «нормальный порядок, безопасность и общественное благополучие». Полицейские функции ограничены тремя сферами: обеспечение безопасности, санитарно-гигиенических норм и общественного порядка.
-
Мэр является главой коммунального персонала: назначает и увольняет работников, определяет их карьеру, поощряет и наказывает персонал. -
Мэр выдает разрешения, связанные с землепользованием: разрешения на строительство, снос, производство работ в соответствии с градостроительными планами, утвержденными советом. -
Также, мэр держит в своих руках все нити экономической жизни коммуны. Он имеет дело с руководителями самых разных предприятий - частных, муниципальных, государственных, смешанного типа.
Именно мэр влияет на климат взаимоотношений между жителями. От него зависит благополучие или карьера многих людей. Но и мэр, будучи лицом выборным, зависит от избирателей и, главное, от поддержки влиятельных кругов своей коммуны.
Поскольку мэр является агентом государства, то он еще и выполняет государственные административные функции:
-
опубликование законов и правил; -
участие в операциях по переписи населения и призыва молодежи в армию; -
выдача удостоверений и легализация подписей; -
применение мер общей безопасности; -
в судебной области мэр исполняет функции составителя актов гражданского состояния и представителя судебной полиции.
В чрезвычайных ситуациях мэр обязан действовать как уполномоченный государства, а не коммуны.
Во Франции превалирует в большей степени демократический стиль управления, чем авторитарный, хотя некоторыми исследователями было обнаружено, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объёма работы, чем демократичное.
Также можно выделить ещё два «классических» стиля управления, используемых мэрами во Франции: «мэр-управляющий» и «мэр-политик».
Мэр - управляющий руководствуется лозунгом: «Процветающие коммуны в сумме дают процветание страны», т.е. работа происходит на низовом уровне ради благополучия жизни коммуны.
Мэр-политик, у него доминирует мнение, что правильное руководство на верху, обеспечивающее благосостояние всей страны, способствует и благополучию коммун.
В действительности эти два подхода не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. В своей работе мэры используют все каналы воздействия как на своем уровне, так и через верхние эшелоны власти. Тем не менее один из подходов является у мэра, как правило, превалирующим, он и определяет стиль его руководства.
Заключение.
Система разделения властей строится во Франции в соответствии с административно - территориальным устройством республики, которое представлено коммунами, департаментами и регионами. Все эти территориальные единицы, рассматривая их как организацию, имеют собственные органы управления и власти, которые имеют собственную компетенцию; цели, задачи, органы надзора, стили управления и т.д. Благодаря проведённой во Франции в 1982 году такой реформы как децентрализация власти, уровень полномочий территориальных коллективов расширился, обеспечив тем самым большую самостоятельность в решении своих дел, сохранив вместе с тем за центральной властью достаточно сильные позиции на местах.