Файл: Программа профориентационной работы "Я выбираю профессию" Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа к теме 3.4.1. Организация различных форматов профориентационной работы в «Школе Минпросвещения России»
Программа профориентационной работы
"Я выбираю профессию"
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Задачи:
формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
активизация проблемы выбора профессии;
выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
Профориентационная работа в школе организована в трех направлениях:
Педагоги
Родители
Учащиеся
Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.
Цель: Ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию Концепции модернизации российского образования
(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.
Задачи:
1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.
.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.
3. Создание условий для личностного роста учащихся.
Основные направления работы:
1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Профориентационная работа может осуществляться на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономическин и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии
2. Диагностическое направление. Это направление реализуется в следующих планах:
- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды деятельности
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
4. Обучающее (или формирующее). В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора
Компоненты педагогической деятельности по профориентации:
1. Уроки трудовой подготовки, предпрофильная подготовка.
2. Профориентационные минутки на уроках.
3. Дискуссии, беседы, классные часы, трудовому воспитанию.
4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.
5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.
6. Консультации специалистов по вопросам самоопределения (психолог)
7. Налаженная экскурсионная работа
8 Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.
9. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры
10. Встречи с людьми разных профессий, приглашение специалистов профконсультантов, просмотр видеофильмов.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.
Цели и задачи:
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.
Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, Дни открытых дверей, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.
Информационное обеспечение
- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;
- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;
- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;
- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные заведения.
Практическое направление:
1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы о своих профессиях
2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.
Классные родительские собрания:
1 класс – Трудовые поручения в семье и школе.
2 класс - Воспитание желания трудиться.
3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
4 класс – Профили трудового обучения в среднем звене. Экскурсия в школьные мастерские.
5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков
6 класс - Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся.
7 класс - Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
8 класс - Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора.
9 класс - Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду.
Общешкольные родительские собрания:
1- 4 классы – Проблемы трудового обучения и воспитания в семье и школе»
5 -8 класс – «Роль родителей в формировании профессионального интереса ребёнка»
9 класс - «Куда пойти учиться и работать»
Работа с учащимися по профессиональному самоопределению.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
1 уровень (1-4 классы)
«Человек трудом славен»
Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать в 1-4 классах.
Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи:
1. Расширение представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.
2. Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
3. Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.
4. Воспитание уважения к людям труда.
Содержание материала
1. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ
Содержание материала: Свидетельство о рождении
Уточнение знаний учащихся по записям своего документа.
Учащиеся должны знать: название документа и его содержание, условия хранения документа, фамилию, имя, отчество ученика, дату рождения, название страны, где ученик родился, сведения о родителях, название учреждения выдавшего документ.
2. Беседы по трудовому воспитанию.
1. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
2. «Ученье и труд рядом идут»
3. Мое любимое занятие в свободное время»
4. «Что ты должен делать сам?» (о самообслуживающем труде)
5. «Мой труд дома» (бытовой труд)
6. «Белоручек нам не надо, мастера везде нужны» (общественно-полезный труд)
7. «О труде людей осенью, зимой, весной, летом» (экскурсия на пришкольный участок)
8. «Труд – умелые руки любит»
9. «Что такое трудолюбие и как его воспитать»
3. Знакомство с миром профессий.
1. «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия по школе)
2. Экскурсия по городу (знакомство с профессиями людей, обеспечивающих порядок и чистоту, работающих на транспорте)
3. Профессии наших родителей.
4. «Как рубашка в поле выросла»
5. «От зернышка до булки»
6. «Кто построил мой город?» (строительные профессии)
7. «Путешествие в читай-город» (рассказ о людях, чьим трудом создаются книги, экскурсия в библиотеку)
8. «Письма, телеграммы в дом приносит славный почтальон» (экскурсия на почту)
9. Знакомство с работой цветовода (беседа-практикум по уходу за цветами)
10. Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца.
11. Экскурсия в школьные учебные мастерские.
Итоговое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны