Файл: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62.2.7 Изменения, касающиеся строительства объектов в охранной зоне МТ. пересечений МТ коммуникациями другого назначения, а также конструктивные изменения объектов МТ должны быть своевременно внесены в исполнительную документацию.
6.2.3 Патрулирование трассы магистральны х трубопроводов
6.2.3.1 Патрулирование трассы МТ следует осуществлять в целях:
- контроля состояния охранной зоны и прилегающей территории:
- выявления факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации МТ;
- обследования всех сооружений и элементов охранных систем сооружений с применением тех­
нических средств для определения их технического состояния.
6.2.3.2 Организация патрулирования трассы МТ возлагается на производственные подразделения
ЭО.
6.2.3.3 Периодичность и вид осмотра трассы МТ устанавливает ЭО. В зависимости от местных условий и времени года осмотр следует проводить одним из следующих способов или их комбинацией:
- воздушным патрулированием в зависимости от погодных условий, труднодоступности или по утвержденному графику;
- наземным патрулированием, выполняемым обходчиком пешком или на транспортных средствах по графику, утвержденному ЭО.
6.2.3.4 Результаты патрулирования следует регистрировать в соответствующих журналах патру­
лирования.
6.2.3.5 Внеочередные осмотры трассы МТ проводят после стихийных бедствий, при обнаружении утечек нефти (нефтепродукта), падения давления, срабатывания систем обнаружения утечек и охран­
ных систем, нарушения баланса нефти (нефтепродуктов) и других признаков повреждения МТ.
6.2.3.6 О замеченных утечках нефти (нефтепродукта), любых неисправностях и повреждениях сооружений по трассе, угрожающих нормальной работе МТ или безопасности людей, а также о нару­
шениях охранной зоны МТ или производстве строительных работ в непосредственной близости от МТ. лица, выполняющие патрулирование, должны немедленно сообщать непосредственному руководите­
лю и диспетчеру, осуществляющему управление данным участком МТ.
6.2.4 Оборудование линейной части магистральны х трубопроводов
6.2.4.1
Запорная арматура, узлы пуска и приема ВУ должны быть легкодоступны для обслужива­
ния персоналом и защищены от повреждения и управления посторонними лицами.
13

ГОСТ 34182—2017 6.2.4.2 Вантузы, а также отдельно стоящие манометры и сигнализаторы прохождения ВУ должны быть ограждены, обозначены и должны находиться в колодцах с обеспечением защиты от несанкцио­
нированного доступа.
6.2.4.3 Запорная арматура, установленная на ЛЧ МТ, должна быть комплектной, пронумерована в соответствии с технологическими схемами, должна иметь указатели положения затвора и содержаться в исправном состоянии. На арматуре должны быть надписи обозначения по управлению ею.
6.2.4.4 Площадки расположения запорной арматуры ЛЧ внутри ограждений должны быть сплани­
рованы. защищены от затопления поверхностными и грунтовыми водами и должны иметь твердое по­
крытие (гравий, щебень и т. п.). в случае расположения узлов запорной арматуры в пределах затапли­
ваемых территорий должна быть предусмотрена возможность обесточивания задвижек. К площадкам должна быть предусмотрена возможность подьезда транспортных средств.
6.2.4.5 К узлам управления, указателям положения затвора запорной арматуры должен быть обе­
спечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала. Площадки обслуживания следует со­
держать в чистоте и исправном состоянии.
6.2.4.6 Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается только по распоряжению диспет­
чера, которое должно быть зафиксировано в журнале распоряжений.
6.2.47 Операции по управлению, техническому обслуживанию запорной арматуры следует про­
водить в соответствии с требованиями инструкций предприятий-изготовителей.
6.2.4.8 Техническое обслуживание запорной арматуры следует проводить согласно годовым пла­
нам-графикам, утвержденным руководством ЭО.
Не менее одного раза в месяц следует проводить:
- внешний осмотр запорной арматуры с целью выявления утечек нефти, утечек масла через не­
плотности редуктора, нарушений герметичности кабеля и электродвигателя;
- проверку наличия смазки в редукторе и ванне конечных выключателей, отсутствия мелких неис­
правностей и поломок, наличия колпаков для защиты штока задвижки от пыли, грязи, осадков, наличия четко обозначенных знаков и надписей, указателей положения (штока);
- устранение всех выявленных при внешнем осмотре недостатков;
- устранение, при необходимости, с наружных поверхностей задвижек, обратных клапанов, с пло­
щадок самообслуживания грязи, ржавчины, льда. воды, подтеков масла.
6.2.4.9 Подтяжку сальников проводят по необходимости, но не реже двух раз в год. Протяжка всех фланцевых соединений проводится не реже двух раз в год при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний сезоны.
6.2.4.10 В процессе эксплуатации узлов пуска и приема ВУ с целью определения их возможных перемещений следует проводить контроль геодезических отметок и нивелирование оси камеры пуска
(приема) ВУ.
6.2.4.11 В сейсмических районах и в районах многолетнемерзлых грунтов обследованию до­
полнительно подлежит оборудование, построенное на фундаментах (узлы запорной арматуры, блок- контейнеры пунктов контроля и управления, блок-контейнеры связи, емкости для дренажа нефти на камерах пуска и приема ВУ. прожекторные мачты, дома обходчиков).
6.2.5 Переходы через естественные и искусственны е преграды
6.2.5.1
В процессе эксплуатации подземных переходов МТ через железные и автомобильные до­
роги необходимо проверять:
- состояние смотровых и отводных колодцев, контрольных устройств, отводных канав с целью вы­
явления утечек нефти (нефтепродуктов), нарушений земляного покрова, опасных для МТ проседаний и выпучиваний грунта;
- положение защитного кожуха (футляра) и трубопровода, а также состояние изоляции МТ;
- отсутствие прямого контакта металла трубы с защитным кожухом.
6 2.5.2 Периодичность проведения проверок подземных переходов МТ через железные и автомо­
бильные дороги устанавливают в НД ЭО.
6.2.5.3 В процессе эксплуатации надземных (воздушных) переходов (балочных, подвесных и ароч­
ных) необходимо вести визуальный контроль общего состояния воздушных переходов, береговых и про­
межуточных опор, состояния мачт, тросов, вантов. берегов в полосе переходов, берегоукрепительных сооружений, водоотводных канав, мест выхода МТ из земли, креплений МТ в опорах земляных насыпей.
6.2.5.4 Все надземные (воздушные) переходы балочного типа должны быть оборудованы ограж­
дениями, исключающими возможность доступа и прохода посторонних лиц и проезда механизмов к МТ, иметь антикоррозионное защитное покрытие.
14


ГОСТ 34182—2017 6.2.5.5 ЭО при планировании работ по техническому обслуживанию и ремонту переходов через водные преграды должна учитывать границы подводных переходов МТ, определяемые в соответствии с правилами, установленными в действующих НД.
6.2.5.6 На переходах через судоходные реки ипи реки шириной более 500 м должны быть обо­
рудованы пункты наблюдения, в иных случаях по необходимости. Допускается не оборудовать пункты наблюдения на переходах через суходольные реки если этого не предусмотрено законодательством государств-членов СНГ.
6.2.5.7 Техническое обслуживание и ремонт запорной арматуры, проверка герметичности и про­
мывка арматуры, эксплуатация и обслуживание электрооборудования, системы обнаружения утечек, а также контроль состояния противокоррозионной защиты переходов МТ. средств ЭХЗ, установленных на переходах, должны осуществляться в соответствии с требованиями технологических регламентов.
Ремонт запорной арматуры должен выполняться по ремонтной документации.
6 2.5.8 В процессе эксплуатации электроприемников, электроснабжение которых осуществляется от двух взаимно резервирующих источников питания, должна выполняться проверка работоспособно­
сти устройств автоматического включения резервных источников электроснабжения.
62.5.9
Контроль герметичности запорной арматуры переходов МТ через водные преграды дол­
жен осуществляться не реже одного раза в квартал для арматуры многониточных переходов и не реже одного раза в полугодие для однониточных переходов в соответствии с годовым графиком.
6.2.6 Очистка внутренней полости линейной части м агистральны х трубопроводов
6.2.6.1 С целью поддержания пропускной способности, предупреждения скопления воды и вну­
тренних отложений, а также с целью подготовки участка МТ к внутритрубному диагностированию и переиспытаниям следует проводить очистку внутренней полости МТ пропуском очистных устройств.
6.2.6.2 ЭО должна составлять и утверждать годовые планы работ по очистке МТ с учетом планов и технологических режимов транспортировки, проведения внутритрубного диагностирования, свойств перекачиваемой нефти (нефтепродукта).
6.2.6.3 Периодичность очистки МТ очистными устройствами определяют индивидуально для каж­
дого МТ в зависимости от особенностей его эксплуатации и свойств перекачиваемой нефти (нефтепро­
дукта) с учетом влияния на них температуры окружающей среды.
6 2.6.4 Работы по очистке МТ следует выполнять в соответствии с требованиями технологических регламентов.
6.3
Техническое обслуживание и ремонт перекачивающих станций
6.3.1 Общие положения
В зависимости от назначения и условий эксплуатации в состав ПС (терминалов. ПСП. железно­
дорожных и автомобильных эстакад) входят сооружения, здания, технологические системы и оборудо­
вание по транспортировке, накоплению, фильтрации перекачиваемой нефти (нефтепродуктов), СИКН. регулированию давления, сбору дренажа и утечек, электроснабжению, автоматизации и телемехани­
зации технологических процессов, пожарной и экологической безопасности и другим обеспечивающим процессам, а также оборудование вспомогательных систем.
6.3.2 Технологические трубопроводы
6.3.2.1 К основным трубопроводам относят внутриплощадочныв трубопроводы между точками врезки в МТ на входе и выходе ПС (терминалов. ПСП. железнодорожных и автомобильных эстакад), включая входную и выходную запорную арматуру, надземные и надводные трубопроводы морских тер­
миналов, по которым осуществляется транспортировка нефти (нефтепродуктов).
6.3.2.2 К вспомогательным трубопроводам относят технологические трубопроводы дренажа и уте­
чек от насосных агрегатов, дренажа фильтров-грязеуловителей, регуляторов давления, узлов учета нефти (нефтепродуктов): трубопроводы сброса давления от предохранительных клапанов, системы сглаживания волн давления, обвязки емкостей сброса и гашения ударной волны, откачки из емкостей сбора утечек; опорожнения стендеров морских терминалов, системы улавливания легких фракций.
6.3.2.3 Значения рабочего давления технологических трубопроводов устанавливают в проектной документации.
6.3.2.4 Допустимое рабочее давление технологических трубопроводов определяют расчетом.
6.3.2.5 Технологические трубопроводы должны иметь градуировочные таблицы, выполненные на основании расчетов вместимости, утвержденных в установленном порядке.
15


ГОСТ 34182—2017 6.3.2.6 При вводе в эксплуатацию ПС (терминала. ПСП. железнодорожной и автомобильной эста­
кады). трубопроводов, не эксплуатировавшихся более трех лет. полной или частичной замене трубо­
проводов. необходимо проводить гидравлическое испытание на прочность и герметичность. Гидрав­
лические испытания вспомогательных трубопроводов следует проводить в соответствии с проектной документацией.
6.3.2.7 Сроки проведения обследования технологических трубопроводов с целью определения их технического состояния устанавливают в соответствии с технологическими регламентами.
6.3.2.8 Объем и методы обследования должны определяться программами и методиками, разра­
ботанными и утвержденными ЭО.
6.3.2.9 В технологических схемах внутригшощадочных трубопроводов должно быть указано рас­
положение запорной арматуры, оборудования, приборов и устройств с соответствующими обозначени­
ем и нумерацией. Технологическая схема должна содержать экспликацию оборудования запорно-регу- лирующей арматуры с указанием основных технических характеристик.
6.3.3 Резервуарные парки
6.3.3.1 Резервуары должны быть оснащены полным комплектом оборудования, а также система­
ми автоматики, контроля и измерения в соответствии с проектной документацией и с учетом обеспече­
ния надежности выполнения технологических операций в соответствии с требованиями пожаровзры- вобезопасности и охраны труда.
6.3.3.2 Для каждого резервуара должен быть установлен максимальный и минимальный уровень заполнения нефтью (нефтепродуктом) с учетом их работы в группе. При установлении максимального уровня следует учитывать результаты обследований и диагностирования в процессе эксплуатации.
6.3.3.3 Каждый резервуар должен быть поверен, должен иметь утвержденную градуировочную таблицу и акты ежегодных измерений базовой высоты. Порядок выполнения указанных действий опре­
делен в ГОСТ 8.570 и ГОСТ 8.346.
6.3.3.4 Ремонт резервуаров следует планировать на основе результатов диагностического обсле­
дования с учетом назначенного срока службы, загрузки резервуара в текущий период и на перспективу.
6.3.3.5 Всю информацию о проведенных ремонтах резервуаров следует отражать в технических паспортах на резервуары.
6.3.3.6 Техническое обслуживание резервуара и его оборудования должно быть организовано в сроки согласно утвержденному графику и выполняться в соответствии с перечнем работ и периодично­
стью. предусмотренными в картах технического обслуживания резервуаров.
6.3.4 Оборудование перекачивающей станции
6.3.4.1 Оперативный (дежурный) персонал должен осуществлять технические осмотры оборудо­
вания ПС (терминала, ПСП, железнодорожной и автомобильной эстакады), постоянно контролировать и регистрировать значения параметров с периодичностью, установленной в нормативных документах, производить оперативные переключения согласно утвержденным технологическим картам и указаниям управляющего диспетчера, осуществлять аварийный вывод оборудования из эксплуатации.
6.3.4.2 Работоспособность оборудования объектов, временно выведенных из эксплуатации без проведения работ по консервации, обеспечивается выполнением периодического технического обслу­
живания и ремонта (при необходимости) в сроки и в объемах, установленных технологическими ре­
гламентами. При этом техническое состояние запорной арматуры на технологических трубопроводах следует проверять на предмет выполнения условий сохранности не менее двух раз в год (весной и осенью).
6.4 Техническое обслуживание и ремонт зданий и сооружений
6.4.1 Для обеспечения функционирования ПС в состав площадочных сооружений могут входить лаборатории, котельные, механические мастерские, гаражи, склады и другие объекты, расположенные как в отдельных зданиях, так и в помещениях одного здания.
6.4.2 Все производственные здания и сооружения должны подвергаться периодическим техниче­
ским осмотрам в соответствии с НД два раза в год — осенью и весной. Весенний технический осмотр должен проводиться после таяния снега для определения объемов работ текущего и капитального ремонта, осенний — для проверки готовности зданий и сооружений к эксплуатации в зимний период.
6.4.3 Технический осмотр основных конструкций зданий, оборудованных грузоподъемными ме­
ханизмами, — подвесными или опорными мостовыми кранами, — должен проводиться один раз в месяц.
16


ГОСТ 34182—2017 6.4.4 Внеочередные осмотры зданий и сооружений должны проводиться после стихийных бедствий
(пожаров, ураганных ветров, больших ливней и снегопадов, землетрясений), аварий и инцидентов.
6.4.5 Осмотры производственных зданий и сооружений, возведенных на подработанных подзем­
ными горными выработками территориях, на просадочных грунтах, в районах вечной мерзлоты, а также эксплуатируемых в условиях воздействия внешних вибраций (например, от железнодорожного полот­
на) следует проводить один раз в месяц.
6.4.6 При наличии явления пучения грунтов на ПС следует проводить ежегодную проверку вы­
сотных отметок оборудования и инженерных сооружений. При превышении допустимой величины де­
формации. указанной в проектной документации на строительство объекта, следует принимать меры к уменьшению или компенсации влияния пучения грунта на напряженно-деформированное состояние патрубков насосов, элементов трубопроводов, фундаментов и т. п.
6.4.7 При выявлении осадки фундаментов насосных агрегатов, узлов запорной арматуры долж­
ны быть проведены расчеты по оценке дополнительных нагрузок на патрубки насосов и арматуры и. при превышении допустимых значений, выполнены мероприятия по их снижению (вырезка небольших участков трубопроводов и установка переходных катушек, применение компенсаторов, подливка фун­
дамента и пр.).
6.4.8 Допустимая величина деформаций (подъема, осадки и кренов) оборудования и инженерных сооружений определяется в проектной документации, исходя из условий обеспечения устойчивости и прочности инженерных сооружений и нормальной эксплуатации, по требованиям производителя обо­
рудования.
6.4.9 Защитное покрытие фундаментов оборудования должно обеспечивать их защиту от воздей­
ствия нефти, масла, топлива и других жидкостей.
6.4.10 Уплотнения технологических и вспомогательных трубопроводов, а также других коммуника­
ций. проходящих через стены производственных зданий, должны поддерживаться в состоянии, преду­
смотренном в проектной документации.
6.4.11 В стенах зданий и сооружений не допускаются не предусмотренные в проектной докумен­
тации пробивка отверстий, проемов, установка, подвеска и крепление технологического оборудования, подъемно-транспортных средств, трубопроводов.
6.4.12 Стены, примыкающие к зданию насосной станции, должны проверяться на герметичность не реже одного раза в год в соответствии с инструкцией, утвержденной руководством ЭО.
6.4.13 Разделительные стены и перегородки, отделяющие помещение зала насосных агрегатов от других смежных помещений, должны проверяться на герметичность задымлением по методике, ут­
вержденной руководством ЭО. не реже одного раза в год.
6.4.14 Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии.
6.5 А варийны й запас труб, материалов и оборудования
6.5.1 Хранение аварийного запаса труб, материалов и оборудования (далее — аварийный запас) предусматривает обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение установлен­
1   2   3   4   5

ного срока и возможности его дальнейшего использования в производстве. Хранение и складирование аварийного запаса должно осуществляться в соответствии с технологическими регламентами, разрабо­
танными с учетом требований изготовителей труб, материалов и оборудования.
6.5.2 Руководство ЭО должно обеспечивать своевременное пополнение аварийного запаса. В процессе эксплуатации МТ необходимо периодически проводить осмотр аварийного запаса. По мере необходимости следует выполнять работы по ремонту стеллажей, защите от коррозии, скашиванию растительности и т. д.
6.5.3 Трубы, оборудование и материалы аварийного запаса должны иметь паспорта изготовите­
лей. инструкции по эксплуатации, сертификаты соответствия, экспертизу промышленной безопасности и декларацию соответствия.
6.5.4 Трубы, фасонные изделия и запорная арматура аварийного запаса, применяемые для вос­
становления работоспособности поврежденного участка МТ. должны быть подвергнуты входному кон­
тролю в соответствии с действующими ТИПА, с обязательным наличием актов заводских гидравличе­
ских испытаний. В случае отсутствия актов заводских испытаний, до монтажа в нефтепровод, трубы, фасонные изделия и запорная арматура должны пройти гидравлические испытания на прочность и герметичность. Срок и условия хранения труб, фасонных изделий и арматуры аварийного запаса — со­
гласно технических условий производителей.
17

ГОСТ 34182—2017 6.6 Подготовка м агистральны х трубопроводов к эксплуатации в условиях осенне-зимнего,
паводкового и пожароопасного периодов
6.6.1 Сроки подготовки объектов МТ к устойчивой работе в осенне-зимний период (весенний паво­
док) устанавливают технологические регламенты в зависимости от района прокладки МТ.
6.6.2 Для обеспечения эффективной и надежной эксплуатации оборудования в ЭО следует раз­
рабатывать мероприятия по подготовке объектов МТ к устойчивой работе в осенне-зимний период, весенний паводок.
6.6.3 Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений следует включать в план мероприятий по подготовке объектов к устойчивой работе в осенне-зимний период, весенний паводок с указанием сроков их выполнения на конкретном оборудовании, в здании, сооруже­
нии. системе.
6.6.4 Результаты выполнения мероприятий следует фиксировать в актах выполненных работ, па­
спортах (формулярах) оборудования и сооружений, журналах производства работ.
7 Техническое диагностирование и испытания магистральных трубопроводов и их объектов
7.1 Техническое диагностирование и техническое освидетельствование
7.1.1 В целях определения фактического технического состояния ЛЧ МТ и их объектов, опреде­
ления назначенного срока службы на проектных технологических режимах, необходимости изменения технологических режимов или проведения ремонтных работ в процессе эксплуатации следует прово­
дить периодическое техническое диагностирование и техническое освидетельствование объектов МТ.
7.1.2 Техническому диагностированию и техническому освидетельствованию подлежат объекты
МТ:
- ЛЧ МТ;
- подводные переходы МТ;
- воздушные переходы МТ:
- технологические и вспомогательные трубопроводы;
- резервуары;
- запорная арматура;
- механо-технологичвское оборудование;
- энергетическое оборудование;
- системы автоматизации:
- подводные переходы кабельных линий связи;
- дополнительное оборудование (соединительные детали, узлы отбора давления, емкости, чопы, вантузы, бобышки, ремонтные муфты, камеры пуска, приема и пропуска ВУ);
- грузоподъемные механизмы:
- здания и сооружения, законченные строительством и монтажом, находящиеся в эксплуатации.
7.1.3 Требования к порядку проведения технического диагностирования ЛЧ МТ устанавливают в соответствии с требованиями действующих ТИПА (но не реже одного раза в семь лет) на территории государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
7.1.4 На МТ применяют следующие виды технического диагностирования:
- внутритрубное диагностирование ЛЧ МТ с целью выявления дефектов геометрии МТ. дефектов стенки трубы и сварных швов, а также определения планово-высотного положения,
- электрометрическое диагностирование всех технологических и вспомогательных нефтепрово­
дов (нефтепродуктопроводов) с целью оценки состояния изоляционного покрытия, наличия коррозион­
ных дефектов стенки трубы и определения скорости коррозии, оценки состояния средств ЭХЗ. наличия контакта с защитными кожухами;
- измерения планового положения, глубины залегания МТ и его конструктивных элементов, про­
водимые с целью выявления отклонения глубины залегания подземных МТ от проектных значений, измерение горизонтальных смещений МТ в процессе эксплуатации;
- наружное диагностирование методами неразрушающего контроля соединительных, конструк­
тивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций.
18