Файл: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62.2.7 Изменения, касающиеся строительства объектов в охранной зоне МТ. пересечений МТ коммуникациями другого назначения, а также конструктивные изменения объектов МТ должны быть своевременно внесены в исполнительную документацию.
6.2.3 Патрулирование трассы магистральны х трубопроводов
6.2.3.1 Патрулирование трассы МТ следует осуществлять в целях:
- контроля состояния охранной зоны и прилегающей территории:
- выявления факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации МТ;
- обследования всех сооружений и элементов охранных систем сооружений с применением тех
нических средств для определения их технического состояния.
6.2.3.2 Организация патрулирования трассы МТ возлагается на производственные подразделения
ЭО.
6.2.3.3 Периодичность и вид осмотра трассы МТ устанавливает ЭО. В зависимости от местных условий и времени года осмотр следует проводить одним из следующих способов или их комбинацией:
- воздушным патрулированием в зависимости от погодных условий, труднодоступности или по утвержденному графику;
- наземным патрулированием, выполняемым обходчиком пешком или на транспортных средствах по графику, утвержденному ЭО.
6.2.3.4 Результаты патрулирования следует регистрировать в соответствующих журналах патру
лирования.
6.2.3.5 Внеочередные осмотры трассы МТ проводят после стихийных бедствий, при обнаружении утечек нефти (нефтепродукта), падения давления, срабатывания систем обнаружения утечек и охран
ных систем, нарушения баланса нефти (нефтепродуктов) и других признаков повреждения МТ.
6.2.3.6 О замеченных утечках нефти (нефтепродукта), любых неисправностях и повреждениях сооружений по трассе, угрожающих нормальной работе МТ или безопасности людей, а также о нару
шениях охранной зоны МТ или производстве строительных работ в непосредственной близости от МТ. лица, выполняющие патрулирование, должны немедленно сообщать непосредственному руководите
лю и диспетчеру, осуществляющему управление данным участком МТ.
6.2.4 Оборудование линейной части магистральны х трубопроводов
6.2.4.1
Запорная арматура, узлы пуска и приема ВУ должны быть легкодоступны для обслужива
ния персоналом и защищены от повреждения и управления посторонними лицами.
13
ГОСТ 34182—2017 6.2.4.2 Вантузы, а также отдельно стоящие манометры и сигнализаторы прохождения ВУ должны быть ограждены, обозначены и должны находиться в колодцах с обеспечением защиты от несанкцио
нированного доступа.
6.2.4.3 Запорная арматура, установленная на ЛЧ МТ, должна быть комплектной, пронумерована в соответствии с технологическими схемами, должна иметь указатели положения затвора и содержаться в исправном состоянии. На арматуре должны быть надписи обозначения по управлению ею.
6.2.4.4 Площадки расположения запорной арматуры ЛЧ внутри ограждений должны быть сплани
рованы. защищены от затопления поверхностными и грунтовыми водами и должны иметь твердое по
крытие (гравий, щебень и т. п.). в случае расположения узлов запорной арматуры в пределах затапли
ваемых территорий должна быть предусмотрена возможность обесточивания задвижек. К площадкам должна быть предусмотрена возможность подьезда транспортных средств.
6.2.4.5 К узлам управления, указателям положения затвора запорной арматуры должен быть обе
спечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала. Площадки обслуживания следует со
держать в чистоте и исправном состоянии.
6.2.4.6 Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается только по распоряжению диспет
чера, которое должно быть зафиксировано в журнале распоряжений.
6.2.47 Операции по управлению, техническому обслуживанию запорной арматуры следует про
водить в соответствии с требованиями инструкций предприятий-изготовителей.
6.2.4.8 Техническое обслуживание запорной арматуры следует проводить согласно годовым пла
нам-графикам, утвержденным руководством ЭО.
Не менее одного раза в месяц следует проводить:
- внешний осмотр запорной арматуры с целью выявления утечек нефти, утечек масла через не
плотности редуктора, нарушений герметичности кабеля и электродвигателя;
- проверку наличия смазки в редукторе и ванне конечных выключателей, отсутствия мелких неис
правностей и поломок, наличия колпаков для защиты штока задвижки от пыли, грязи, осадков, наличия четко обозначенных знаков и надписей, указателей положения (штока);
- устранение всех выявленных при внешнем осмотре недостатков;
- устранение, при необходимости, с наружных поверхностей задвижек, обратных клапанов, с пло
щадок самообслуживания грязи, ржавчины, льда. воды, подтеков масла.
6.2.4.9 Подтяжку сальников проводят по необходимости, но не реже двух раз в год. Протяжка всех фланцевых соединений проводится не реже двух раз в год при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний сезоны.
6.2.4.10 В процессе эксплуатации узлов пуска и приема ВУ с целью определения их возможных перемещений следует проводить контроль геодезических отметок и нивелирование оси камеры пуска
(приема) ВУ.
6.2.4.11 В сейсмических районах и в районах многолетнемерзлых грунтов обследованию до
полнительно подлежит оборудование, построенное на фундаментах (узлы запорной арматуры, блок- контейнеры пунктов контроля и управления, блок-контейнеры связи, емкости для дренажа нефти на камерах пуска и приема ВУ. прожекторные мачты, дома обходчиков).
6.2.5 Переходы через естественные и искусственны е преграды
6.2.5.1
В процессе эксплуатации подземных переходов МТ через железные и автомобильные до
роги необходимо проверять:
- состояние смотровых и отводных колодцев, контрольных устройств, отводных канав с целью вы
явления утечек нефти (нефтепродуктов), нарушений земляного покрова, опасных для МТ проседаний и выпучиваний грунта;
- положение защитного кожуха (футляра) и трубопровода, а также состояние изоляции МТ;
- отсутствие прямого контакта металла трубы с защитным кожухом.
6 2.5.2 Периодичность проведения проверок подземных переходов МТ через железные и автомо
бильные дороги устанавливают в НД ЭО.
6.2.5.3 В процессе эксплуатации надземных (воздушных) переходов (балочных, подвесных и ароч
ных) необходимо вести визуальный контроль общего состояния воздушных переходов, береговых и про
межуточных опор, состояния мачт, тросов, вантов. берегов в полосе переходов, берегоукрепительных сооружений, водоотводных канав, мест выхода МТ из земли, креплений МТ в опорах земляных насыпей.
6.2.5.4 Все надземные (воздушные) переходы балочного типа должны быть оборудованы ограж
дениями, исключающими возможность доступа и прохода посторонних лиц и проезда механизмов к МТ, иметь антикоррозионное защитное покрытие.
14
ГОСТ 34182—2017 6.2.5.5 ЭО при планировании работ по техническому обслуживанию и ремонту переходов через водные преграды должна учитывать границы подводных переходов МТ, определяемые в соответствии с правилами, установленными в действующих НД.
6.2.5.6 На переходах через судоходные реки ипи реки шириной более 500 м должны быть обо
рудованы пункты наблюдения, в иных случаях по необходимости. Допускается не оборудовать пункты наблюдения на переходах через суходольные реки если этого не предусмотрено законодательством государств-членов СНГ.
6.2.5.7 Техническое обслуживание и ремонт запорной арматуры, проверка герметичности и про
мывка арматуры, эксплуатация и обслуживание электрооборудования, системы обнаружения утечек, а также контроль состояния противокоррозионной защиты переходов МТ. средств ЭХЗ, установленных на переходах, должны осуществляться в соответствии с требованиями технологических регламентов.
Ремонт запорной арматуры должен выполняться по ремонтной документации.
6 2.5.8 В процессе эксплуатации электроприемников, электроснабжение которых осуществляется от двух взаимно резервирующих источников питания, должна выполняться проверка работоспособно
сти устройств автоматического включения резервных источников электроснабжения.
62.5.9
Контроль герметичности запорной арматуры переходов МТ через водные преграды дол
жен осуществляться не реже одного раза в квартал для арматуры многониточных переходов и не реже одного раза в полугодие для однониточных переходов в соответствии с годовым графиком.
6.2.6 Очистка внутренней полости линейной части м агистральны х трубопроводов
6.2.6.1 С целью поддержания пропускной способности, предупреждения скопления воды и вну
тренних отложений, а также с целью подготовки участка МТ к внутритрубному диагностированию и переиспытаниям следует проводить очистку внутренней полости МТ пропуском очистных устройств.
6.2.6.2 ЭО должна составлять и утверждать годовые планы работ по очистке МТ с учетом планов и технологических режимов транспортировки, проведения внутритрубного диагностирования, свойств перекачиваемой нефти (нефтепродукта).
6.2.6.3 Периодичность очистки МТ очистными устройствами определяют индивидуально для каж
дого МТ в зависимости от особенностей его эксплуатации и свойств перекачиваемой нефти (нефтепро
дукта) с учетом влияния на них температуры окружающей среды.
6 2.6.4 Работы по очистке МТ следует выполнять в соответствии с требованиями технологических регламентов.
6.3
Техническое обслуживание и ремонт перекачивающих станций
6.3.1 Общие положения
В зависимости от назначения и условий эксплуатации в состав ПС (терминалов. ПСП. железно
дорожных и автомобильных эстакад) входят сооружения, здания, технологические системы и оборудо
вание по транспортировке, накоплению, фильтрации перекачиваемой нефти (нефтепродуктов), СИКН. регулированию давления, сбору дренажа и утечек, электроснабжению, автоматизации и телемехани
зации технологических процессов, пожарной и экологической безопасности и другим обеспечивающим процессам, а также оборудование вспомогательных систем.
6.3.2 Технологические трубопроводы
6.3.2.1 К основным трубопроводам относят внутриплощадочныв трубопроводы между точками врезки в МТ на входе и выходе ПС (терминалов. ПСП. железнодорожных и автомобильных эстакад), включая входную и выходную запорную арматуру, надземные и надводные трубопроводы морских тер
миналов, по которым осуществляется транспортировка нефти (нефтепродуктов).
6.3.2.2 К вспомогательным трубопроводам относят технологические трубопроводы дренажа и уте
чек от насосных агрегатов, дренажа фильтров-грязеуловителей, регуляторов давления, узлов учета нефти (нефтепродуктов): трубопроводы сброса давления от предохранительных клапанов, системы сглаживания волн давления, обвязки емкостей сброса и гашения ударной волны, откачки из емкостей сбора утечек; опорожнения стендеров морских терминалов, системы улавливания легких фракций.
6.3.2.3 Значения рабочего давления технологических трубопроводов устанавливают в проектной документации.
6.3.2.4 Допустимое рабочее давление технологических трубопроводов определяют расчетом.
6.3.2.5 Технологические трубопроводы должны иметь градуировочные таблицы, выполненные на основании расчетов вместимости, утвержденных в установленном порядке.
15
ГОСТ 34182—2017 6.3.2.6 При вводе в эксплуатацию ПС (терминала. ПСП. железнодорожной и автомобильной эста
кады). трубопроводов, не эксплуатировавшихся более трех лет. полной или частичной замене трубо
проводов. необходимо проводить гидравлическое испытание на прочность и герметичность. Гидрав
лические испытания вспомогательных трубопроводов следует проводить в соответствии с проектной документацией.
6.3.2.7 Сроки проведения обследования технологических трубопроводов с целью определения их технического состояния устанавливают в соответствии с технологическими регламентами.
6.3.2.8 Объем и методы обследования должны определяться программами и методиками, разра
ботанными и утвержденными ЭО.
6.3.2.9 В технологических схемах внутригшощадочных трубопроводов должно быть указано рас
положение запорной арматуры, оборудования, приборов и устройств с соответствующими обозначени
ем и нумерацией. Технологическая схема должна содержать экспликацию оборудования запорно-регу- лирующей арматуры с указанием основных технических характеристик.
6.3.3 Резервуарные парки
6.3.3.1 Резервуары должны быть оснащены полным комплектом оборудования, а также система
ми автоматики, контроля и измерения в соответствии с проектной документацией и с учетом обеспече
ния надежности выполнения технологических операций в соответствии с требованиями пожаровзры- вобезопасности и охраны труда.
6.3.3.2 Для каждого резервуара должен быть установлен максимальный и минимальный уровень заполнения нефтью (нефтепродуктом) с учетом их работы в группе. При установлении максимального уровня следует учитывать результаты обследований и диагностирования в процессе эксплуатации.
6.3.3.3 Каждый резервуар должен быть поверен, должен иметь утвержденную градуировочную таблицу и акты ежегодных измерений базовой высоты. Порядок выполнения указанных действий опре
делен в ГОСТ 8.570 и ГОСТ 8.346.
6.3.3.4 Ремонт резервуаров следует планировать на основе результатов диагностического обсле
дования с учетом назначенного срока службы, загрузки резервуара в текущий период и на перспективу.
6.3.3.5 Всю информацию о проведенных ремонтах резервуаров следует отражать в технических паспортах на резервуары.
6.3.3.6 Техническое обслуживание резервуара и его оборудования должно быть организовано в сроки согласно утвержденному графику и выполняться в соответствии с перечнем работ и периодично
стью. предусмотренными в картах технического обслуживания резервуаров.
6.3.4 Оборудование перекачивающей станции
6.3.4.1 Оперативный (дежурный) персонал должен осуществлять технические осмотры оборудо
вания ПС (терминала, ПСП, железнодорожной и автомобильной эстакады), постоянно контролировать и регистрировать значения параметров с периодичностью, установленной в нормативных документах, производить оперативные переключения согласно утвержденным технологическим картам и указаниям управляющего диспетчера, осуществлять аварийный вывод оборудования из эксплуатации.
6.3.4.2 Работоспособность оборудования объектов, временно выведенных из эксплуатации без проведения работ по консервации, обеспечивается выполнением периодического технического обслу
живания и ремонта (при необходимости) в сроки и в объемах, установленных технологическими ре
гламентами. При этом техническое состояние запорной арматуры на технологических трубопроводах следует проверять на предмет выполнения условий сохранности не менее двух раз в год (весной и осенью).
6.4 Техническое обслуживание и ремонт зданий и сооружений
6.4.1 Для обеспечения функционирования ПС в состав площадочных сооружений могут входить лаборатории, котельные, механические мастерские, гаражи, склады и другие объекты, расположенные как в отдельных зданиях, так и в помещениях одного здания.
6.4.2 Все производственные здания и сооружения должны подвергаться периодическим техниче
ским осмотрам в соответствии с НД два раза в год — осенью и весной. Весенний технический осмотр должен проводиться после таяния снега для определения объемов работ текущего и капитального ремонта, осенний — для проверки готовности зданий и сооружений к эксплуатации в зимний период.
6.4.3 Технический осмотр основных конструкций зданий, оборудованных грузоподъемными ме
ханизмами, — подвесными или опорными мостовыми кранами, — должен проводиться один раз в месяц.
16
ГОСТ 34182—2017 6.4.4 Внеочередные осмотры зданий и сооружений должны проводиться после стихийных бедствий
(пожаров, ураганных ветров, больших ливней и снегопадов, землетрясений), аварий и инцидентов.
6.4.5 Осмотры производственных зданий и сооружений, возведенных на подработанных подзем
ными горными выработками территориях, на просадочных грунтах, в районах вечной мерзлоты, а также эксплуатируемых в условиях воздействия внешних вибраций (например, от железнодорожного полот
на) следует проводить один раз в месяц.
6.4.6 При наличии явления пучения грунтов на ПС следует проводить ежегодную проверку вы
сотных отметок оборудования и инженерных сооружений. При превышении допустимой величины де
формации. указанной в проектной документации на строительство объекта, следует принимать меры к уменьшению или компенсации влияния пучения грунта на напряженно-деформированное состояние патрубков насосов, элементов трубопроводов, фундаментов и т. п.
6.4.7 При выявлении осадки фундаментов насосных агрегатов, узлов запорной арматуры долж
ны быть проведены расчеты по оценке дополнительных нагрузок на патрубки насосов и арматуры и. при превышении допустимых значений, выполнены мероприятия по их снижению (вырезка небольших участков трубопроводов и установка переходных катушек, применение компенсаторов, подливка фун
дамента и пр.).
6.4.8 Допустимая величина деформаций (подъема, осадки и кренов) оборудования и инженерных сооружений определяется в проектной документации, исходя из условий обеспечения устойчивости и прочности инженерных сооружений и нормальной эксплуатации, по требованиям производителя обо
рудования.
6.4.9 Защитное покрытие фундаментов оборудования должно обеспечивать их защиту от воздей
ствия нефти, масла, топлива и других жидкостей.
6.4.10 Уплотнения технологических и вспомогательных трубопроводов, а также других коммуника
ций. проходящих через стены производственных зданий, должны поддерживаться в состоянии, преду
смотренном в проектной документации.
6.4.11 В стенах зданий и сооружений не допускаются не предусмотренные в проектной докумен
тации пробивка отверстий, проемов, установка, подвеска и крепление технологического оборудования, подъемно-транспортных средств, трубопроводов.
6.4.12 Стены, примыкающие к зданию насосной станции, должны проверяться на герметичность не реже одного раза в год в соответствии с инструкцией, утвержденной руководством ЭО.
6.4.13 Разделительные стены и перегородки, отделяющие помещение зала насосных агрегатов от других смежных помещений, должны проверяться на герметичность задымлением по методике, ут
вержденной руководством ЭО. не реже одного раза в год.
6.4.14 Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии.
6.5 А варийны й запас труб, материалов и оборудования
6.5.1 Хранение аварийного запаса труб, материалов и оборудования (далее — аварийный запас) предусматривает обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение установлен
ного срока и возможности его дальнейшего использования в производстве. Хранение и складирование аварийного запаса должно осуществляться в соответствии с технологическими регламентами, разрабо
танными с учетом требований изготовителей труб, материалов и оборудования.
6.5.2 Руководство ЭО должно обеспечивать своевременное пополнение аварийного запаса. В процессе эксплуатации МТ необходимо периодически проводить осмотр аварийного запаса. По мере необходимости следует выполнять работы по ремонту стеллажей, защите от коррозии, скашиванию растительности и т. д.
6.5.3 Трубы, оборудование и материалы аварийного запаса должны иметь паспорта изготовите
лей. инструкции по эксплуатации, сертификаты соответствия, экспертизу промышленной безопасности и декларацию соответствия.
6.5.4 Трубы, фасонные изделия и запорная арматура аварийного запаса, применяемые для вос
становления работоспособности поврежденного участка МТ. должны быть подвергнуты входному кон
тролю в соответствии с действующими ТИПА, с обязательным наличием актов заводских гидравличе
ских испытаний. В случае отсутствия актов заводских испытаний, до монтажа в нефтепровод, трубы, фасонные изделия и запорная арматура должны пройти гидравлические испытания на прочность и герметичность. Срок и условия хранения труб, фасонных изделий и арматуры аварийного запаса — со
гласно технических условий производителей.
17
ГОСТ 34182—2017 6.6 Подготовка м агистральны х трубопроводов к эксплуатации в условиях осенне-зимнего,
паводкового и пожароопасного периодов
6.6.1 Сроки подготовки объектов МТ к устойчивой работе в осенне-зимний период (весенний паво
док) устанавливают технологические регламенты в зависимости от района прокладки МТ.
6.6.2 Для обеспечения эффективной и надежной эксплуатации оборудования в ЭО следует раз
рабатывать мероприятия по подготовке объектов МТ к устойчивой работе в осенне-зимний период, весенний паводок.
6.6.3 Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений следует включать в план мероприятий по подготовке объектов к устойчивой работе в осенне-зимний период, весенний паводок с указанием сроков их выполнения на конкретном оборудовании, в здании, сооруже
нии. системе.
6.6.4 Результаты выполнения мероприятий следует фиксировать в актах выполненных работ, па
спортах (формулярах) оборудования и сооружений, журналах производства работ.
7 Техническое диагностирование и испытания магистральных трубопроводов и их объектов
7.1 Техническое диагностирование и техническое освидетельствование
7.1.1 В целях определения фактического технического состояния ЛЧ МТ и их объектов, опреде
ления назначенного срока службы на проектных технологических режимах, необходимости изменения технологических режимов или проведения ремонтных работ в процессе эксплуатации следует прово
дить периодическое техническое диагностирование и техническое освидетельствование объектов МТ.
7.1.2 Техническому диагностированию и техническому освидетельствованию подлежат объекты
МТ:
- ЛЧ МТ;
- подводные переходы МТ;
- воздушные переходы МТ:
- технологические и вспомогательные трубопроводы;
- резервуары;
- запорная арматура;
- механо-технологичвское оборудование;
- энергетическое оборудование;
- системы автоматизации:
- подводные переходы кабельных линий связи;
- дополнительное оборудование (соединительные детали, узлы отбора давления, емкости, чопы, вантузы, бобышки, ремонтные муфты, камеры пуска, приема и пропуска ВУ);
- грузоподъемные механизмы:
- здания и сооружения, законченные строительством и монтажом, находящиеся в эксплуатации.
7.1.3 Требования к порядку проведения технического диагностирования ЛЧ МТ устанавливают в соответствии с требованиями действующих ТИПА (но не реже одного раза в семь лет) на территории государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
7.1.4 На МТ применяют следующие виды технического диагностирования:
- внутритрубное диагностирование ЛЧ МТ с целью выявления дефектов геометрии МТ. дефектов стенки трубы и сварных швов, а также определения планово-высотного положения,
- электрометрическое диагностирование всех технологических и вспомогательных нефтепрово
дов (нефтепродуктопроводов) с целью оценки состояния изоляционного покрытия, наличия коррозион
ных дефектов стенки трубы и определения скорости коррозии, оценки состояния средств ЭХЗ. наличия контакта с защитными кожухами;
- измерения планового положения, глубины залегания МТ и его конструктивных элементов, про
водимые с целью выявления отклонения глубины залегания подземных МТ от проектных значений, измерение горизонтальных смещений МТ в процессе эксплуатации;
- наружное диагностирование методами неразрушающего контроля соединительных, конструк
тивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций.
18
6.2.3 Патрулирование трассы магистральны х трубопроводов
6.2.3.1 Патрулирование трассы МТ следует осуществлять в целях:
- контроля состояния охранной зоны и прилегающей территории:
- выявления факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации МТ;
- обследования всех сооружений и элементов охранных систем сооружений с применением тех
нических средств для определения их технического состояния.
6.2.3.2 Организация патрулирования трассы МТ возлагается на производственные подразделения
ЭО.
6.2.3.3 Периодичность и вид осмотра трассы МТ устанавливает ЭО. В зависимости от местных условий и времени года осмотр следует проводить одним из следующих способов или их комбинацией:
- воздушным патрулированием в зависимости от погодных условий, труднодоступности или по утвержденному графику;
- наземным патрулированием, выполняемым обходчиком пешком или на транспортных средствах по графику, утвержденному ЭО.
6.2.3.4 Результаты патрулирования следует регистрировать в соответствующих журналах патру
лирования.
6.2.3.5 Внеочередные осмотры трассы МТ проводят после стихийных бедствий, при обнаружении утечек нефти (нефтепродукта), падения давления, срабатывания систем обнаружения утечек и охран
ных систем, нарушения баланса нефти (нефтепродуктов) и других признаков повреждения МТ.
6.2.3.6 О замеченных утечках нефти (нефтепродукта), любых неисправностях и повреждениях сооружений по трассе, угрожающих нормальной работе МТ или безопасности людей, а также о нару
шениях охранной зоны МТ или производстве строительных работ в непосредственной близости от МТ. лица, выполняющие патрулирование, должны немедленно сообщать непосредственному руководите
лю и диспетчеру, осуществляющему управление данным участком МТ.
6.2.4 Оборудование линейной части магистральны х трубопроводов
6.2.4.1
Запорная арматура, узлы пуска и приема ВУ должны быть легкодоступны для обслужива
ния персоналом и защищены от повреждения и управления посторонними лицами.
13
ГОСТ 34182—2017 6.2.4.2 Вантузы, а также отдельно стоящие манометры и сигнализаторы прохождения ВУ должны быть ограждены, обозначены и должны находиться в колодцах с обеспечением защиты от несанкцио
нированного доступа.
6.2.4.3 Запорная арматура, установленная на ЛЧ МТ, должна быть комплектной, пронумерована в соответствии с технологическими схемами, должна иметь указатели положения затвора и содержаться в исправном состоянии. На арматуре должны быть надписи обозначения по управлению ею.
6.2.4.4 Площадки расположения запорной арматуры ЛЧ внутри ограждений должны быть сплани
рованы. защищены от затопления поверхностными и грунтовыми водами и должны иметь твердое по
крытие (гравий, щебень и т. п.). в случае расположения узлов запорной арматуры в пределах затапли
ваемых территорий должна быть предусмотрена возможность обесточивания задвижек. К площадкам должна быть предусмотрена возможность подьезда транспортных средств.
6.2.4.5 К узлам управления, указателям положения затвора запорной арматуры должен быть обе
спечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала. Площадки обслуживания следует со
держать в чистоте и исправном состоянии.
6.2.4.6 Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается только по распоряжению диспет
чера, которое должно быть зафиксировано в журнале распоряжений.
6.2.47 Операции по управлению, техническому обслуживанию запорной арматуры следует про
водить в соответствии с требованиями инструкций предприятий-изготовителей.
6.2.4.8 Техническое обслуживание запорной арматуры следует проводить согласно годовым пла
нам-графикам, утвержденным руководством ЭО.
Не менее одного раза в месяц следует проводить:
- внешний осмотр запорной арматуры с целью выявления утечек нефти, утечек масла через не
плотности редуктора, нарушений герметичности кабеля и электродвигателя;
- проверку наличия смазки в редукторе и ванне конечных выключателей, отсутствия мелких неис
правностей и поломок, наличия колпаков для защиты штока задвижки от пыли, грязи, осадков, наличия четко обозначенных знаков и надписей, указателей положения (штока);
- устранение всех выявленных при внешнем осмотре недостатков;
- устранение, при необходимости, с наружных поверхностей задвижек, обратных клапанов, с пло
щадок самообслуживания грязи, ржавчины, льда. воды, подтеков масла.
6.2.4.9 Подтяжку сальников проводят по необходимости, но не реже двух раз в год. Протяжка всех фланцевых соединений проводится не реже двух раз в год при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний сезоны.
6.2.4.10 В процессе эксплуатации узлов пуска и приема ВУ с целью определения их возможных перемещений следует проводить контроль геодезических отметок и нивелирование оси камеры пуска
(приема) ВУ.
6.2.4.11 В сейсмических районах и в районах многолетнемерзлых грунтов обследованию до
полнительно подлежит оборудование, построенное на фундаментах (узлы запорной арматуры, блок- контейнеры пунктов контроля и управления, блок-контейнеры связи, емкости для дренажа нефти на камерах пуска и приема ВУ. прожекторные мачты, дома обходчиков).
6.2.5 Переходы через естественные и искусственны е преграды
6.2.5.1
В процессе эксплуатации подземных переходов МТ через железные и автомобильные до
роги необходимо проверять:
- состояние смотровых и отводных колодцев, контрольных устройств, отводных канав с целью вы
явления утечек нефти (нефтепродуктов), нарушений земляного покрова, опасных для МТ проседаний и выпучиваний грунта;
- положение защитного кожуха (футляра) и трубопровода, а также состояние изоляции МТ;
- отсутствие прямого контакта металла трубы с защитным кожухом.
6 2.5.2 Периодичность проведения проверок подземных переходов МТ через железные и автомо
бильные дороги устанавливают в НД ЭО.
6.2.5.3 В процессе эксплуатации надземных (воздушных) переходов (балочных, подвесных и ароч
ных) необходимо вести визуальный контроль общего состояния воздушных переходов, береговых и про
межуточных опор, состояния мачт, тросов, вантов. берегов в полосе переходов, берегоукрепительных сооружений, водоотводных канав, мест выхода МТ из земли, креплений МТ в опорах земляных насыпей.
6.2.5.4 Все надземные (воздушные) переходы балочного типа должны быть оборудованы ограж
дениями, исключающими возможность доступа и прохода посторонних лиц и проезда механизмов к МТ, иметь антикоррозионное защитное покрытие.
14
ГОСТ 34182—2017 6.2.5.5 ЭО при планировании работ по техническому обслуживанию и ремонту переходов через водные преграды должна учитывать границы подводных переходов МТ, определяемые в соответствии с правилами, установленными в действующих НД.
6.2.5.6 На переходах через судоходные реки ипи реки шириной более 500 м должны быть обо
рудованы пункты наблюдения, в иных случаях по необходимости. Допускается не оборудовать пункты наблюдения на переходах через суходольные реки если этого не предусмотрено законодательством государств-членов СНГ.
6.2.5.7 Техническое обслуживание и ремонт запорной арматуры, проверка герметичности и про
мывка арматуры, эксплуатация и обслуживание электрооборудования, системы обнаружения утечек, а также контроль состояния противокоррозионной защиты переходов МТ. средств ЭХЗ, установленных на переходах, должны осуществляться в соответствии с требованиями технологических регламентов.
Ремонт запорной арматуры должен выполняться по ремонтной документации.
6 2.5.8 В процессе эксплуатации электроприемников, электроснабжение которых осуществляется от двух взаимно резервирующих источников питания, должна выполняться проверка работоспособно
сти устройств автоматического включения резервных источников электроснабжения.
62.5.9
Контроль герметичности запорной арматуры переходов МТ через водные преграды дол
жен осуществляться не реже одного раза в квартал для арматуры многониточных переходов и не реже одного раза в полугодие для однониточных переходов в соответствии с годовым графиком.
6.2.6 Очистка внутренней полости линейной части м агистральны х трубопроводов
6.2.6.1 С целью поддержания пропускной способности, предупреждения скопления воды и вну
тренних отложений, а также с целью подготовки участка МТ к внутритрубному диагностированию и переиспытаниям следует проводить очистку внутренней полости МТ пропуском очистных устройств.
6.2.6.2 ЭО должна составлять и утверждать годовые планы работ по очистке МТ с учетом планов и технологических режимов транспортировки, проведения внутритрубного диагностирования, свойств перекачиваемой нефти (нефтепродукта).
6.2.6.3 Периодичность очистки МТ очистными устройствами определяют индивидуально для каж
дого МТ в зависимости от особенностей его эксплуатации и свойств перекачиваемой нефти (нефтепро
дукта) с учетом влияния на них температуры окружающей среды.
6 2.6.4 Работы по очистке МТ следует выполнять в соответствии с требованиями технологических регламентов.
6.3
Техническое обслуживание и ремонт перекачивающих станций
6.3.1 Общие положения
В зависимости от назначения и условий эксплуатации в состав ПС (терминалов. ПСП. железно
дорожных и автомобильных эстакад) входят сооружения, здания, технологические системы и оборудо
вание по транспортировке, накоплению, фильтрации перекачиваемой нефти (нефтепродуктов), СИКН. регулированию давления, сбору дренажа и утечек, электроснабжению, автоматизации и телемехани
зации технологических процессов, пожарной и экологической безопасности и другим обеспечивающим процессам, а также оборудование вспомогательных систем.
6.3.2 Технологические трубопроводы
6.3.2.1 К основным трубопроводам относят внутриплощадочныв трубопроводы между точками врезки в МТ на входе и выходе ПС (терминалов. ПСП. железнодорожных и автомобильных эстакад), включая входную и выходную запорную арматуру, надземные и надводные трубопроводы морских тер
миналов, по которым осуществляется транспортировка нефти (нефтепродуктов).
6.3.2.2 К вспомогательным трубопроводам относят технологические трубопроводы дренажа и уте
чек от насосных агрегатов, дренажа фильтров-грязеуловителей, регуляторов давления, узлов учета нефти (нефтепродуктов): трубопроводы сброса давления от предохранительных клапанов, системы сглаживания волн давления, обвязки емкостей сброса и гашения ударной волны, откачки из емкостей сбора утечек; опорожнения стендеров морских терминалов, системы улавливания легких фракций.
6.3.2.3 Значения рабочего давления технологических трубопроводов устанавливают в проектной документации.
6.3.2.4 Допустимое рабочее давление технологических трубопроводов определяют расчетом.
6.3.2.5 Технологические трубопроводы должны иметь градуировочные таблицы, выполненные на основании расчетов вместимости, утвержденных в установленном порядке.
15
ГОСТ 34182—2017 6.3.2.6 При вводе в эксплуатацию ПС (терминала. ПСП. железнодорожной и автомобильной эста
кады). трубопроводов, не эксплуатировавшихся более трех лет. полной или частичной замене трубо
проводов. необходимо проводить гидравлическое испытание на прочность и герметичность. Гидрав
лические испытания вспомогательных трубопроводов следует проводить в соответствии с проектной документацией.
6.3.2.7 Сроки проведения обследования технологических трубопроводов с целью определения их технического состояния устанавливают в соответствии с технологическими регламентами.
6.3.2.8 Объем и методы обследования должны определяться программами и методиками, разра
ботанными и утвержденными ЭО.
6.3.2.9 В технологических схемах внутригшощадочных трубопроводов должно быть указано рас
положение запорной арматуры, оборудования, приборов и устройств с соответствующими обозначени
ем и нумерацией. Технологическая схема должна содержать экспликацию оборудования запорно-регу- лирующей арматуры с указанием основных технических характеристик.
6.3.3 Резервуарные парки
6.3.3.1 Резервуары должны быть оснащены полным комплектом оборудования, а также система
ми автоматики, контроля и измерения в соответствии с проектной документацией и с учетом обеспече
ния надежности выполнения технологических операций в соответствии с требованиями пожаровзры- вобезопасности и охраны труда.
6.3.3.2 Для каждого резервуара должен быть установлен максимальный и минимальный уровень заполнения нефтью (нефтепродуктом) с учетом их работы в группе. При установлении максимального уровня следует учитывать результаты обследований и диагностирования в процессе эксплуатации.
6.3.3.3 Каждый резервуар должен быть поверен, должен иметь утвержденную градуировочную таблицу и акты ежегодных измерений базовой высоты. Порядок выполнения указанных действий опре
делен в ГОСТ 8.570 и ГОСТ 8.346.
6.3.3.4 Ремонт резервуаров следует планировать на основе результатов диагностического обсле
дования с учетом назначенного срока службы, загрузки резервуара в текущий период и на перспективу.
6.3.3.5 Всю информацию о проведенных ремонтах резервуаров следует отражать в технических паспортах на резервуары.
6.3.3.6 Техническое обслуживание резервуара и его оборудования должно быть организовано в сроки согласно утвержденному графику и выполняться в соответствии с перечнем работ и периодично
стью. предусмотренными в картах технического обслуживания резервуаров.
6.3.4 Оборудование перекачивающей станции
6.3.4.1 Оперативный (дежурный) персонал должен осуществлять технические осмотры оборудо
вания ПС (терминала, ПСП, железнодорожной и автомобильной эстакады), постоянно контролировать и регистрировать значения параметров с периодичностью, установленной в нормативных документах, производить оперативные переключения согласно утвержденным технологическим картам и указаниям управляющего диспетчера, осуществлять аварийный вывод оборудования из эксплуатации.
6.3.4.2 Работоспособность оборудования объектов, временно выведенных из эксплуатации без проведения работ по консервации, обеспечивается выполнением периодического технического обслу
живания и ремонта (при необходимости) в сроки и в объемах, установленных технологическими ре
гламентами. При этом техническое состояние запорной арматуры на технологических трубопроводах следует проверять на предмет выполнения условий сохранности не менее двух раз в год (весной и осенью).
6.4 Техническое обслуживание и ремонт зданий и сооружений
6.4.1 Для обеспечения функционирования ПС в состав площадочных сооружений могут входить лаборатории, котельные, механические мастерские, гаражи, склады и другие объекты, расположенные как в отдельных зданиях, так и в помещениях одного здания.
6.4.2 Все производственные здания и сооружения должны подвергаться периодическим техниче
ским осмотрам в соответствии с НД два раза в год — осенью и весной. Весенний технический осмотр должен проводиться после таяния снега для определения объемов работ текущего и капитального ремонта, осенний — для проверки готовности зданий и сооружений к эксплуатации в зимний период.
6.4.3 Технический осмотр основных конструкций зданий, оборудованных грузоподъемными ме
ханизмами, — подвесными или опорными мостовыми кранами, — должен проводиться один раз в месяц.
16
ГОСТ 34182—2017 6.4.4 Внеочередные осмотры зданий и сооружений должны проводиться после стихийных бедствий
(пожаров, ураганных ветров, больших ливней и снегопадов, землетрясений), аварий и инцидентов.
6.4.5 Осмотры производственных зданий и сооружений, возведенных на подработанных подзем
ными горными выработками территориях, на просадочных грунтах, в районах вечной мерзлоты, а также эксплуатируемых в условиях воздействия внешних вибраций (например, от железнодорожного полот
на) следует проводить один раз в месяц.
6.4.6 При наличии явления пучения грунтов на ПС следует проводить ежегодную проверку вы
сотных отметок оборудования и инженерных сооружений. При превышении допустимой величины де
формации. указанной в проектной документации на строительство объекта, следует принимать меры к уменьшению или компенсации влияния пучения грунта на напряженно-деформированное состояние патрубков насосов, элементов трубопроводов, фундаментов и т. п.
6.4.7 При выявлении осадки фундаментов насосных агрегатов, узлов запорной арматуры долж
ны быть проведены расчеты по оценке дополнительных нагрузок на патрубки насосов и арматуры и. при превышении допустимых значений, выполнены мероприятия по их снижению (вырезка небольших участков трубопроводов и установка переходных катушек, применение компенсаторов, подливка фун
дамента и пр.).
6.4.8 Допустимая величина деформаций (подъема, осадки и кренов) оборудования и инженерных сооружений определяется в проектной документации, исходя из условий обеспечения устойчивости и прочности инженерных сооружений и нормальной эксплуатации, по требованиям производителя обо
рудования.
6.4.9 Защитное покрытие фундаментов оборудования должно обеспечивать их защиту от воздей
ствия нефти, масла, топлива и других жидкостей.
6.4.10 Уплотнения технологических и вспомогательных трубопроводов, а также других коммуника
ций. проходящих через стены производственных зданий, должны поддерживаться в состоянии, преду
смотренном в проектной документации.
6.4.11 В стенах зданий и сооружений не допускаются не предусмотренные в проектной докумен
тации пробивка отверстий, проемов, установка, подвеска и крепление технологического оборудования, подъемно-транспортных средств, трубопроводов.
6.4.12 Стены, примыкающие к зданию насосной станции, должны проверяться на герметичность не реже одного раза в год в соответствии с инструкцией, утвержденной руководством ЭО.
6.4.13 Разделительные стены и перегородки, отделяющие помещение зала насосных агрегатов от других смежных помещений, должны проверяться на герметичность задымлением по методике, ут
вержденной руководством ЭО. не реже одного раза в год.
6.4.14 Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии.
6.5 А варийны й запас труб, материалов и оборудования
6.5.1 Хранение аварийного запаса труб, материалов и оборудования (далее — аварийный запас) предусматривает обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение установлен
1 2 3 4 5
ного срока и возможности его дальнейшего использования в производстве. Хранение и складирование аварийного запаса должно осуществляться в соответствии с технологическими регламентами, разрабо
танными с учетом требований изготовителей труб, материалов и оборудования.
6.5.2 Руководство ЭО должно обеспечивать своевременное пополнение аварийного запаса. В процессе эксплуатации МТ необходимо периодически проводить осмотр аварийного запаса. По мере необходимости следует выполнять работы по ремонту стеллажей, защите от коррозии, скашиванию растительности и т. д.
6.5.3 Трубы, оборудование и материалы аварийного запаса должны иметь паспорта изготовите
лей. инструкции по эксплуатации, сертификаты соответствия, экспертизу промышленной безопасности и декларацию соответствия.
6.5.4 Трубы, фасонные изделия и запорная арматура аварийного запаса, применяемые для вос
становления работоспособности поврежденного участка МТ. должны быть подвергнуты входному кон
тролю в соответствии с действующими ТИПА, с обязательным наличием актов заводских гидравличе
ских испытаний. В случае отсутствия актов заводских испытаний, до монтажа в нефтепровод, трубы, фасонные изделия и запорная арматура должны пройти гидравлические испытания на прочность и герметичность. Срок и условия хранения труб, фасонных изделий и арматуры аварийного запаса — со
гласно технических условий производителей.
17
ГОСТ 34182—2017 6.6 Подготовка м агистральны х трубопроводов к эксплуатации в условиях осенне-зимнего,
паводкового и пожароопасного периодов
6.6.1 Сроки подготовки объектов МТ к устойчивой работе в осенне-зимний период (весенний паво
док) устанавливают технологические регламенты в зависимости от района прокладки МТ.
6.6.2 Для обеспечения эффективной и надежной эксплуатации оборудования в ЭО следует раз
рабатывать мероприятия по подготовке объектов МТ к устойчивой работе в осенне-зимний период, весенний паводок.
6.6.3 Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений следует включать в план мероприятий по подготовке объектов к устойчивой работе в осенне-зимний период, весенний паводок с указанием сроков их выполнения на конкретном оборудовании, в здании, сооруже
нии. системе.
6.6.4 Результаты выполнения мероприятий следует фиксировать в актах выполненных работ, па
спортах (формулярах) оборудования и сооружений, журналах производства работ.
7 Техническое диагностирование и испытания магистральных трубопроводов и их объектов
7.1 Техническое диагностирование и техническое освидетельствование
7.1.1 В целях определения фактического технического состояния ЛЧ МТ и их объектов, опреде
ления назначенного срока службы на проектных технологических режимах, необходимости изменения технологических режимов или проведения ремонтных работ в процессе эксплуатации следует прово
дить периодическое техническое диагностирование и техническое освидетельствование объектов МТ.
7.1.2 Техническому диагностированию и техническому освидетельствованию подлежат объекты
МТ:
- ЛЧ МТ;
- подводные переходы МТ;
- воздушные переходы МТ:
- технологические и вспомогательные трубопроводы;
- резервуары;
- запорная арматура;
- механо-технологичвское оборудование;
- энергетическое оборудование;
- системы автоматизации:
- подводные переходы кабельных линий связи;
- дополнительное оборудование (соединительные детали, узлы отбора давления, емкости, чопы, вантузы, бобышки, ремонтные муфты, камеры пуска, приема и пропуска ВУ);
- грузоподъемные механизмы:
- здания и сооружения, законченные строительством и монтажом, находящиеся в эксплуатации.
7.1.3 Требования к порядку проведения технического диагностирования ЛЧ МТ устанавливают в соответствии с требованиями действующих ТИПА (но не реже одного раза в семь лет) на территории государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
7.1.4 На МТ применяют следующие виды технического диагностирования:
- внутритрубное диагностирование ЛЧ МТ с целью выявления дефектов геометрии МТ. дефектов стенки трубы и сварных швов, а также определения планово-высотного положения,
- электрометрическое диагностирование всех технологических и вспомогательных нефтепрово
дов (нефтепродуктопроводов) с целью оценки состояния изоляционного покрытия, наличия коррозион
ных дефектов стенки трубы и определения скорости коррозии, оценки состояния средств ЭХЗ. наличия контакта с защитными кожухами;
- измерения планового положения, глубины залегания МТ и его конструктивных элементов, про
водимые с целью выявления отклонения глубины залегания подземных МТ от проектных значений, измерение горизонтальных смещений МТ в процессе эксплуатации;
- наружное диагностирование методами неразрушающего контроля соединительных, конструк
тивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций.
18