Файл: Неэкспериментальные психологические методы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕТЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Экспериментальная психология

Доклад на тему: « Неэкспериментальные психологические методы»



Выполнил:________Яковлев М.Е________

Группа:_________ЗБХв – 101ппс________





Наблюдение.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. В психологии наблюдение применяет­ся прежде всего в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментато­ра нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

В ряде наук наблюдение – единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии(науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Пристрастность наблюдателя;

Сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

У метода наблюдения есть недостатки, которые в принципе нельзя исключить. А. А. Ершов в специальном исследовании установил следующие типичные ошибки, которые, как правило, совершает наблюдатель:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя, ведущее к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.


4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценива­ется по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Измерение.

Измерение – это операция, с по­мощью которой вещам приписываются числа (устанавливается взаимно однозначное соответствие между множеством вещей и множеством чисел по определенным правилам – шкалирование). Но это – математическая точка зрения. Нам же сейчас важнее методическая точка зрения (как производится психологическое измерение), в соответствии с которой измерение – это регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом исследователь стремится ре­гистрировать его характеристики такими, какими они являются «объ­ективно», то есть независимо от исследователя и методики измерения, то есть не модифицируя объект, не воздействуя на него.

Коммуникативный метод.

В рамках этого метода различают клиническую беседу как составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос – интервью.

Термин клиническая беседа закрепился за способом исследования целостной личности, при котором входе диалога с испытуемым исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники.

В ходе беседы исследо­ватель выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Если для проверки гипотез испытуемому даются задания, тесты, то клиническая беседа пре­вращается в клинический эксперимент. Проблемой клинической беседы является фиксация данных.

Интервью.

В социальной психологии интервью – это первый вид метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф.Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уро­вень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и оп­росил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже ан­кеты широко стали использоваться в психологии развития и психо­логии личности, асоциальной психологии.



Архивный метод

– это исследование, проводя которые психолог не изме­ряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализи­рует «продукты дея­тельности» (дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продук­ты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.) Аналоги: «анализ продуктов дея­тельности» или праксиметрический метод.

Эксперемент

- называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи.

Из этого определения следует, что: эксперимент проводится для установления причинно-следственных связей между явле­ниями, исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект, внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта – следствием.