ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕТЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» |
Экспериментальная психология |
Доклад на тему: « Неэкспериментальные психологические методы» |
Выполнил:________Яковлев М.Е________ Группа:_________ЗБХв – 101ппс________ |
|
Наблюдение.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. В психологии наблюдение применяется прежде всего в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.
В ряде наук наблюдение – единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии(науке о поведении животных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
Пристрастность наблюдателя;
Сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.
У метода наблюдения есть недостатки, которые в принципе нельзя исключить. А. А. Ершов в специальном исследовании установил следующие типичные ошибки, которые, как правило, совершает наблюдатель:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя, ведущее к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Измерение.
Измерение – это операция, с помощью которой вещам приписываются числа (устанавливается взаимно однозначное соответствие между множеством вещей и множеством чисел по определенным правилам – шкалирование). Но это – математическая точка зрения. Нам же сейчас важнее методическая точка зрения (как производится психологическое измерение), в соответствии с которой измерение – это регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом исследователь стремится регистрировать его характеристики такими, какими они являются «объективно», то есть независимо от исследователя и методики измерения, то есть не модифицируя объект, не воздействуя на него.
Коммуникативный метод.
В рамках этого метода различают клиническую беседу как составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос – интервью.
Термин клиническая беседа закрепился за способом исследования целостной личности, при котором входе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники.
В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Если для проверки гипотез испытуемому даются задания, тесты, то клиническая беседа превращается в клинический эксперимент. Проблемой клинической беседы является фиксация данных.
Интервью.
В социальной психологии интервью – это первый вид метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф.Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и опросил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже анкеты широко стали использоваться в психологии развития и психологии личности, асоциальной психологии.
Архивный метод
– это исследование, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует «продукты деятельности» (дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.) Аналоги: «анализ продуктов деятельности» или праксиметрический метод.
Эксперемент
- называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.
Из этого определения следует, что: эксперимент проводится для установления причинно-следственных связей между явлениями, исследователь старается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучаемый объект, внешнее воздействие на объект считается причиной, а изменение состояния (поведения) объекта – следствием.