Файл: Институты, агенты и формы социализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

Физико-технический институт

РЕФЕРАТ

на тему

Институты, агенты и формы социализации.

Выполнила студентка 1 курса

группы У-бс-о-2187

Муратова Дарина Рудемовна

г.Симферополь. 2021г

Содержание

Содержание………………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………….3

1 Институты социализации………………………………………………...……4

2 Агенты социализации…………………………………………………………..6

2.1 Агенты первичной социализации ………….……………………………...7

2.2 Агенты вторичной социализации ………………………………….……...7

3 Формы социализации…………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………………..………………..11

Список информационных источников………...……………………………….12

Введение

Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Каждый  человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15—25 лет. Суть его — в социализации. Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.

Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений
, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.

Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.

Целью реферата является изучение процесса социализации, ее форм, институтов и агентов.

Задачей является раскрыть понятия института социализации, агента социализации, форм социализации.

  1. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объедине­ния, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институ­ты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

На всех стадиях социализации общество воздействует на личность или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следу­ющему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся лич­ности некоторую систему норм и ценностей посредством зна­ков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобраз­ными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе со­циализации опирается на общий социологический анализ ро­ли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важ­нейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осва­ивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмыс­ливают первые нормы и ценности. [1]

Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной по­зиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Институтом социализации также является школа. Систематическое обра­зование само по себе есть важнейший элемент социализации

, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хо­тя эта зависимость и различна в тоталитарных и демокра­тических обществах. Но, так или иначе, школа закладывает первичные представления человеку как гражданину и, следо­вательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь [2].

Институты социализации взаимодействуют между собой в реальной жизни. В действительности все ни суммарно, а не каждый по отдельности оказывают воздействие на познавательный процесс, создают тот самый «социальный контекст», который трудно ухватывается в социально-психологических исследованиях, но именно от которого зависит реальный путь освоения человеком социального мира. Своеобразным «полигоном», где взаимозависимость различных социальных институтов в их воздействии на познание может быть прослежена, является процесс социализации. Другая ситуация, раскрывающая возможности такого анализа, - особые периоды в жизни общества, когда ломаются привычные структуры общественной жизни, возникают радикальные социальные преобразования [3].

  1. АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В становлении человека огромную роль играют непосредственно взаимодействующие с ним люди – агенты социализации. Их состав на разных этапах жизни человека специфичен и зависит от многих факторов.

С физической точки зрения агентами социализации являются конкретные люди, организации, институты и окружающая среда, которые определяют характер и содержание процесса усвоения ценностей (или противовесов) человеческого общества [4].

Наиболее активно агенты воздействуют на индивида в детские и юношеские годы. Влияние на взрослую сформировавшуюся личность менее значимо. В зависимости от периода, в который начинают действовать различные агенты социализации, их разделяют на первичные или вторичные.

Каждая стадия социализации имеет свои особенности и по-разному характеризует агентов социализации. Отдельные категории людей и социальные институты могут оказывать большее, или наоборот, меньшее влияние на личность. Возможно также и не только положительное воздействие, но и негативное (десоциализация).

Можно привести конкретные примеры влияния агентов социализации на жизнь человека. Оно может быть:


  1. Позитивным. Пример № 1: родители приучили дочь с детских лет уважительно разговаривать со старшими. Пример № 2: учитель, в системе проводя занятия по патриотическому воспитанию, сформировал у учащихся чувство любви к Родине и активную гражданскую позицию.

  2. Негативным. Пример № 1: друзья научили Алексея курить в 13 лет, и с тех пор он никак не может расстаться с этой пагубной привычкой. Пример № 2: под влиянием компьютерных интернет-игр, Александр проявил агрессию в отношении одноклассника и в драке нанес ему телесные повреждения.

2.1 Агенты первичной социализации

К агентам первичной социализации относятся:

  • родители;

  • семья;

  • друзья;

  • учителя/тренеры;

  • семейные друзья, врачи, психологи.

То есть агентами первичного этапа становления личности являются все представители ближайшего окружения в период взросления человека (от рождения до начала профессионального пути).

Агенты первичной социализации оказывают более существенное и масштабное влияние на становление личности [5].

2.2 Агенты вторичной социализации

Под агентами вторичной социализации понимают общественные объединения и представителей формальных учреждений, с которыми связана жизнь совершеннолетнего человека. Зрелый возраст сопровождается коррекцией уже имеющихся у человека знаний, взглядов, убеждений, а также освоением новых социальных ролей: супруг, работник, военнослужащий, политический деятель, избиратель, лидер общественной организации, предприниматель [5].

К таким агентам относят:

  • Руководство образовательных и трудовых учреждений.

  • Предприятия и организации.

  • Политические партии.

  • Армию.

  • Церковь.

  • СМИ.



  1. ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В социологии исследователи выделяют две основные формы социализации:

    • Направленная;

    • Ненаправленная.

Направленная социализация (иначе ее называют стихийной) – это стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением. Например, человек служит в армии, находясь в подчинении новым законам и правилам, и, по прошествии своей службы, он уже отмечает заново сформированные ценности, увлечения, умения и навыки, которые могут противоречить общим социальным нормам.


Направленная социализация – это не просто процесс, а целая система способов воздействия, которая специально разрабатывается обществом, принадлежащими ему институтами и организациями. Главная цель направленной социализации – формирование личности согласно преобладающим в данном обществе идеалам, целям и нормам. Одним из способов направленной социализации является воспитание. Это планомерный и осознанный процесс, который оказывает воздействие на развивающуюся личность, на ее поведение, мировоззрение. Воспитание вырабатывает у нее конкретную систему понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые затем определяют ее дальнейшую жизнь.

Ненаправленная социализация (также ее называют стихийной формой, которая охватывает каждого человека на первых этапах жизни) детерминируется микросоциальной средой. Например, принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками, а также сверстниками. Нередко эта форма социализации имеет немало уже устаревших и неактуальных шаблонов поведения, а также очень стереотипное мышление, которое навязывается индивиду. Таким образом, помимо положительного действия она также может оказать и негативное, быть ущербной для формирования человеческой личности, социальной группы этой личности в целом обществе. поэтому очень важно в процессе социализации позволить человеку раскрыть свои творческие умения и навыки, дать ему свободу мыслить нестандартно, привносить свои идеи и мнения в общество.

Как и ненаправленная социализация, направленная тоже не всегда ведет к положительному результату и воспитанию личности. Особенно это проявляется тогда, когда она используется в антигуманных целях, против человечества и человеческой воли. Например, в деятельности террористических организаций, многих деструктивных сект, насаждение фашистской или антисемитсткой идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию человеческой личности лишь в том случае, если она осуществляет свою деятельность согласно предписанным и принятым нравственным правилам и идеалам, а также соответствует моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократического общества.