Файл: 1. Знакомство с деятельностью организации структурой логистической системы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Разработать этапы стратегического планирования логистической системы предприятия.
Согласно современному определению логистическая стратегия есть средство для достижения главной цели фирмы -- получения преимуществ в конкурентной борьбе
Стратегия -- набор общих правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. При разработке стратегии развития предприятия логистическая политика должна стать частью производственной функциональной стратегии;
Исходя из общих целей логистики можно выделять три типа стратегии:
1. Ориентированную на стоимость;
2. ориентированную на обслуживание;
3. ориентированную на поток продукции
Процесс разработки любых стратегий называется стратегическим планированием. В более широком смысле стратегическое планирование -- это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий, осуществляемых организацией для выполнения задач на основе принятых стратегий. Встречается в литературе и такая трактовка -- процесс определения главных целей и стратегических линий исследуемого объекта, которым подчинено развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей.
Исходя из принципов стратегического планирования и требований, предъявляемых к нему, можно сформулировать основные положения современной философии стратегии:
1. рассматривает альтернативные пути развития объекта исследования, используя прогнозы, опыт и интуицию специалистов;
2. адаптивна к изменениям внешней среды, акцент ставится на предвидение и упреждение;
3. обеспечивает координацию и эффективную интеграцию деятельности, учитывая слабые и сильные стороны объекта исследования;
4. ориентируется на долгосрочную перспективу, используя ситуационные методы принятия оперативных решений;
5. ориентирует структуру объекта исследования на достижение общих целей;
6. предусматривает разработку альтернативных вариантов достижения целей;
7. не завершается немедленным действием, но устанавливает общие направления функционирования объекта исследования;
Стратегический логистический план, как правило, охватывает период в пять и более лет и должен включать следующие компоненты:
Обзор управления, описывающий стратегию логистики в общих терминах и ее взаимосвязи с другими основными функциями бизнеса.
Заявление о целях логистики в плане затрат и услуг с разбивкой по видам продукции и потребителям.
Описание стратегий предоставления отдельных потребительских услуг, работы с запасами, складирования, обработки заказов и транспортировки, необходимые для поддержки общего плана.
Обзор основных логистических программ или операционных планов, описанных с достаточной степенью детализации, для документального подтверждения планов, связанных с ними расходов, времени реализации и их влияния на бизнес.
Прогноз запросов в отношении персонала и капитала.
Финансовый отчет о логистике с подробным изложением опе-рационных издержек, требований капитала и потоков наличных денежных средств.
Описание влияния логистической стратегии на бизнес в параметрах прибыли корпорации, показателях обслуживания потребителей и воздействия логистики на другие функции бизнеса.
Разработка логистической стратегии предполагает интегрирование:
-
обслуживания потребителей; -
проектирования цепей поставок; -
стратегии формирования сети; -
проектирования склада и его операций; -
управления транспортировкой; -
материального менеджмента; -
информационных технологий; -
управления организацией и изменениями.
Принято выделять пять этапов стратегического планирования:
1. определение целей,
2. анализ внутренней и внешней среды предприятия,
3. выбор стратегии и определение альтернатив,
4. реализация выбранной стратегии;
5. контроль за выполнением.
Первый этап -- определение целей (целевых ориентиров) функционирования и развития. Основной целью логистической системы являются оптимизация управления материальными и информационными потоками во внутренней и внешней среде.
Определение целей базируется на применении системного анализа. Цели отдельных подразделений не должны противоречить общим целям предприятия. Главным методом разработки долгосрочных и краткосрочных целей может стать «дерево целей» развития предприятия.
Число уровней, количество ветвей «дерева целей» и качественные характеристики определяются различными экспертными методами (Делъфи, «мозговая атака», анкетирование). Приоритетные направления (ветви) в «дереве целей» могут быть количественно оценены разными методами, в том числе методом анализа иерархий (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена -- Акоффа.
На втором этапе проводится стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия. Диагностика внутренней среды должна содержать оценку состояния системы, формирование модели системы, анализ сильных и слабых ее сторон (SWOT-анализ). При анализе внешней среды основное внимание должно уделяться прогнозу развития социально-экономической системы региона (страны) на перспективу. Учитываются угрозы и возможности со стороны внешней среды: изменения в институциональной сфере, прогноз объемов промышленного производства, уровня цен и тарифов, объема продаж конкурентов, спрос потребителей, возможности поставщиков и пр.
На третьем этапе, при выборе стратегии и определении альтернатив, должны формироваться варианты функционирования логистической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды. Допускается корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития.
Четвертый этап -- реализация выбранной стратегии. На этом этапе создается организационная структура для осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, материальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь.
С учетом промежуточных результатов (если они отклоняются от целевых установок) стратегии могут модифицироваться.
Заключительный, пятый этап -- стратегический контроль. Результаты реализации стратегии сравниваются с целевыми ориентирами логистической системы.
Решение проблем логистики фирмы должно проводиться в два этапа. На первом этапе выявляется стратегическая цель и направления хозяйственного развития фирмы. При этом изучаются следующие вопросы.
1. Изменение рыночных потребностей. Анализ рынков может выявить, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу определенного канала.
Повышение требований к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на сроках, надежности доставки, комплектности заказа,
Разбивка продукции с учетом эффекта Парето (на ограниченное число товаров приходится основной поток).
Размер запасов и гибкая производственная система. Производственная система фирмы должна реагировать на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальной.
Усиление внимания к некоторым видам деятельности. Обращается внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.
Гибкость. В меняющейся конъюнктуре рынка логистическая система должна обладать способностью к быстрой адаптации, поэтому важна гибкость стратегии.
7. Повышение логистических возможностей поставщиков. Обеспечивается мероприятиями по поставке продукции.
На втором этапе составляется подробный план, подтверждающий стратегическое направление первого этапа. Он включает следующие данные:
1. Производственные мощности. Логистическая группа, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска про-дукции, определяет производственные мощности.
2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.
Подъемно-транспортные работы. Эффективная работа подъемно-транспортной системы -- необходимое условие для всех частей общей цепи «поставщик -- потребитель».
Виды транспорта. Исследуется использование различных видов транспорта в плане издержек и возможности удовлетворения логистических потребностей производственной системы.
Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.
Поставщики. Анализируются финансовые результаты их деятельности.
Хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функциональной области увязываются с единым хозяйственным планом. Он включает в себя финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой.