Файл: Что есть счастье эссе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

_________________________________________________________

Кафедра философии


Что есть счастье?

эссе

Выполнил студент

учебной группы 606зэ-5

_

Гарейс Анна Александровна

(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель:
(фамилия, имя, отчество)

___________________________

(ученая степень, ученое звание)


Оценка ___________________
Санкт-Петербург

20…

В данной работе я изложу свои мысли по поводу того, как быть счастливым, как искать счастье и в чём оно вообще заключается. Я не претендую на истину в последней инстанции и не берусь отвечать за всех философов в мире. Но как простой разумный человек у меня есть право дать свою оценку это понятию и выдвинуть ряд предположений. Счастье всегда вызывает сумбур в голове: слишком многое связано со счастьем: и здоровье, и любовь, и богатство, и жизнь, и настроение. Поэтому, чтобы мои мысли не были «потоком сознания», я структурирую эссе, разбив его на небольшие части. Надеюсь, что мои скромные философские попытки увенчаются если не успехом, то хотя бы будут достойно отмечены преподавателем.

  • Счастье – бессмысленный термин.

Да, лингвистически и логически это именно так, потому что это такое нематериальное состояние, которое в зависимости от культуры счастливого человека, определяется по-разному. В первобытном африканском племени счастье – найти пустую бутылку от кока-колы (см. фильм «Наверное, боги сошли с ума»), а в западном американском обществе счастье – купить колу со скидкой. Тогда где оно, счастье? Каковы его объективные критерии? Оно у всех одинаково или у всех разное? И если оно у всех разное, если все счастливы по-разному, то стоит ли вообще пользоваться данным термином? Далее я попробую в этом разобраться подробнее.


  • Счастье – сиюминутно.

На вопрос, «Счастлив ли ты сейчас?» многие люди в хорошем настроении ответят «Да!». Если же настроение будет плохое, люди наверняка скажут: «Нет» или «Не знаю». Однако настроение сиюминутно. Светит солнце, дома всё хорошо – человек идёт по улице и улыбается. Пошёл дождь, дома конфликты – человек идёт по улице хмурый и напряженный. Сегодня настроение одно, а завтра другое, - недаром ещё древний философ говорил о том, что «всё течет, всё изменяется». Таким образом, если самооценка «Счастлив ли я сейчас?» зависит от того, что сиюминутно, то есть от настроения, то и само счастье тоже мимолётно, как и само настроение. Счастье не длится днями, оно измеряется, скорее всего, секундами, минутами, но не днями.

  • Счастье – важная часть жизни.

Счастье даёт надежду на лучшее. И надежда даёт силы жить, справляться с трудностями. Поэтому даже эфемерность, пустотность и иллюзорность счастья всё равно каким-то непостижимым образом приобретает форму бытия, форму чего-то существующего реально. Конечно же, счастье – это исключительно элемент человеческой культуры. У животных нет счастья, потому что они не могут дать себе в этом отчёт, заявить об этом состоянии. А если счастье зависит от культуры, значит оно играет в ней важную роль.

Например, счастье религиозного фанатика – общение с богом, следование его заповедям. Или другой пример: счастье для биржевого брокера – вовремя продать акции по выгодной цене и обеспечить себе одной-единственной сделкой безбедную старость. Наконец, для врача счастьем может быть спасённая жизнь, не о говоря уже о пациенте, которому эта жизнь принадлежит. Таким образом, счастье – важная часть нашей жизни, и не такой уж бессмысленный термин, как это кажется на первый взгляд.

  • Счастье где-то рядом.

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое счастье, надо постараться найти ответ на вопрос «Как стать счастливым?» Это взаимосвязанные вопросы, почти одинаковые. Первый – исследовательский, второй – личный. Приведу для примера такую аналогию: человек получает лекарство от серьезной болезни, выздоравливает и в общем-то не задумывается, какой ценой и какими трудами это лекарство получено учеными. Человек принимает таблетку, задумываясь о другом: сколько денег надо за неё отдать и поможет ли она. Поэтому, обретая счастье в выздоровлении, пациент не осознаёт того, что стоит за лекарством: какие опыты, исследования, потраченное время, сотни тестовых подопытных животных и т.п.



Так же обстоит дело и со счастьем в философском смысле. Мне кажется, что люди всегда готовы ощутить счастье, но копаться в том, откуда же оно приходит, люди просто не хотят, это вне рамок нашего размышления.

Поэтому счастье, действительно, где-то рядом, но вот где именно и как оно появляется, это практически волшебное состояние, зачастую остаётся скрытым. Многие счастливые мамы видят счастье в своих детях. И это действительно, пример, когда счастье совсем рядом. Однако, задумываться, а что было бы, если бы ребенок не родился или родился очень больным, мамы не склонны. «От добра добра не ищут» - эта поговорка, на мой взгляд, именно про никому не нужные поиски источника счастья.

  • Счастье и цивилизация, технология, рынок.

Современные технологии и, что намного важнее, эффекты от технологий, почти непредсказуемы. Мы привыкли видеть технологию как инструмент, дающий жизни комфорт, удобство, а значит большую степень возможности счастья для человека. Однако наша цивилизация на самом деле очень противоречива. Благодаря технологиям человечество может быть уничтожено, а человек может лишиться шанса на счастье в любой момент.

Результатами современной технологии люди в полной мере наслаждаются (увеличение количества развлечений, типа компьютерных игр), однако это, зачастую, суррогат счастливого состояния. «Вау»-эффект любой покупки, любой модной услуги – это настоящая иллюзия счастья, которую многие смело счастьем называют и счастьем искреннее считают…

На мой взгляд, ничего общего с рыночными ценностями, с ценностями технологического уклада, счастье не имеет. Да, советские люди использовали газеты вместо туалетной бумаги, а сегодня в магазинах продаётся даже влажная туалетная бумага. Но это не значит, что советский народ был менее счастлив, чем нынешний российский. Как раз наоборот, советское прошлое многие люди старшего поколения вспоминают со слезами счастья на глазах. То же самое можно сказать и про древних. Античные философы, поселяясь в бочках или пещерах, проповедуя публично любовь к мудрости, не имели вообще ничего, чем сегодня развлекаются современные люди. У Сократа не было смартфона. Однако его полнота самореализации и чувство счастья были, наверняка, более интенсивными, чем сегодня. Почему?


  • Счастье любит тишину.

Мне кажется, что дело в том, что общество нам навязывает некие шаблонные представления о счастье. Один из шаблонов заключается в том, что счастье должно греметь, его должно быть всем видно, оно должно искриться как шампанское в лучах света и т.п. Стереотип заключается в том, что счастье подобно дню рождения: тебя все поздравляют, дарят подарки, ты излучаешь радость и удовольствие. Но беда в том, что день рождения заканчивается и начинаются 364 серых будних дней, которые совсем не такие.

На самом же деле, счастье любит тишину и покой, оно не должно быть видно окружающим, не должно греметь и искриться. И вполне можно быть счастливым каждый день, а не раз в году. Вопрос заключается в том, как этого состояния достигнуть. Наверное, вокруг только одного этого вопроса возникла целая религия – буддизм.

  • Пробуждение как путь к счастью.

Буддистские попытки разгадать ребус счастья очень занимательны. Будда открыл нам, что для обретения счастья, надо отказаться от желаний, в том числе и желания достижения счастья. Таким образом, подлинно счастливый человек не может сказать: «Я стремился и достиг!» Если человек так заявляет, значит ничего общего со счастьем он не переживает. Значит, это просто уловка ума. Так возникла концепция пробуждения, просветления, достижения нирваны. Буддизм, на мой взгляд, очень близко, ближе всех остальных религий философски подошёл к этой проблеме. И на вопрос «Что есть счастье?» буддизм даёт ответ примерно в таком духе: «Счастье – это отказ от страстей и пробуждение ото сна, в котором все желают счастья». Правда, как можно достичь счастья, от счастья отказываясь – это осмыслить крайне сложно, эта истина скорее на интуитивном, чем разумном уровне.

  • Счастье в России и виды счастья.

В России благо всегда отождествлялось с неким представлением о человеке счастливом. Свобода и справедливость, богатство и слава – всё это как-то продолжает ассоциироваться со счастьем некоего Ивана, который по щучьему велению, по своему хотению всё получил, ничего при этом не делая. Идея разнородной квинтэссенции счастья пронизывает нашу русскую религиозную философию, наш советский социализм, нашу литературу и поэзию. И если раньше дорога к счастью пролегала через религиозность, то сегодня уже можно сказать, что современное общество дало ещё десяток новых путей и рецептов, из которых человеку приходится выбирать, как на рынке. А в России данный выбор вообще запутан гремучей смесью язычества, воровства, наглости, терпения, веры в царя, огромными просторами и русским «авось».


Поскольку, как известно, «умом Россию не понять», то в счастье как философскую конструкцию, вмешивается и национальный колорит. Но как только мы позволяем себе говорить о «русском счастье», сразу возникает вопрос: «А разве африканского или немецкого счастья не бывает?» А если бывает, тогда можно говорить и о таких видах счастья, как:

- счастье грузина,

- счастье советского человека,

- счастье таксиста,

- счастье богатства,

- счастье нищеты,

- детские счастье,

- старческое счастье и др.

На мой взгляд, всё перечисленное выше – это только фигуры речи. Если философски смотреть на вопрос, то «счастье таксиста» или «грузинское счастье» - это просто софистика, красивые слова, которые отражают ту или иную ситуацию. Должны быть всеобщие основания счастья, не множество отдельных «счастий».

  • Счастье и потребности.

Всеобщим, то есть тем, что всех нас объединяет, выступают наши жизненно важные потребности. Анатомия и физиология роднит нас с миром животных, а нас самих роднят друг с другом человеческие потребности. Я имею в виду не животные, а духовные потребности, а также возможности их удовлетворения. Каждому человеку свойственно отражать мир в понятиях, которые составляют содержание внутренней жизни. А само это содержание, как и наш организм, требует какого-то материала для построения: чувств, отношений, привязанностей, социальных ролей и т.п. Наши человеческие потребности толкают нас не просто к поиску пропитания, но и к подвигам, безрассудным поступкам, любви, страсти и т.п. Поэтому если человек движим страстью к какому-либо пороку, то эта потребность толкает его на поиски счастья не меньше, чем если человек ищет в жизни добродетель. В любом случае жизнь даётся нам не просто как возможность набить желудок, но и как, например, возможность создать произведение искусства, возможность сделать открытие. Если человек стремится к такого рода именно человеческим потребностям, то, наверное, он немного ближе к счастью, чем тот, кто вообще не стремится.

  • Счастье как идеал.

Поэтому и возникает ещё одна мысль, что счастье – это некий недостижимый идеал, к которому мы стремимся, выбирая каждый своё. Недостижимость этого идеала и составляет, возможно, то, что мы называем счастьем. Если термин «счастье» в ряде суждений заменить на «идеал», то потери смысла во многих из суждений не произойдёт. Таким образом, получается, что важной составляющей счастья является трудность его достижения, получения, переживания. Если бы счастье было так же доступно, как какой-нибудь предмет, то, я думаю, оно перестало бы быть счастьем.