Файл: Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Приморский филиал
Тема итоговой аттестационной работы
«Финансовые пирамиды: теория, признаки и принципы».
Разработчик проекта:
Сорокина Ж.А.
Владивосток, 2021
Актуальность.
С тех пор как в начале 20-гого века появилась первая финансовая пирамида, эта тема не устаревает и по-прежнему является более чем актуальной. В современном мире, с развитием средств коммуникации, увеличивается и количество финансовых пирамид, а возможности Интернета позволяют организаторам пирамиды вести свою мошенническую деятельность анонимно. Так же растёт разнообразие финансовых пирамид. Они маскируются под пенсионные фонды, инвестиционные компании, даже под компьютерные игры. Поэтому, важно понимать, как работает финансовая пирамида, знать признаки финансовой пирамиды, уметь отличать её от честных способов ведения бизнеса. Эти знания и умения – важнейшая часть финансовой грамотности и безопасности, необходимая для жизни в современном мире.
На данном занятии мы посмотрим, как работает финансовая пирамида, разберём основные её признаки и базовые правила безопасности, чтобы не попасть в сети мошенников.
Цель: Познакомить с понятием «финансовая пирамида», предупредить и обезопасить от участия в финансовых пирамидах.
Задачи:
-
познакомить детей с понятием «финансовая пирамида»; -
выявить признаки финансовых пирамид; -
научить распознавать финансовые пирамиды; -
привить необходимость оценки рисков вложения денежных средств; -
обеспечение развития способности анализа
обеспечение развития способности делать оценочные суждения.
Планируемые результаты:
Предметные: узнать, что такое «финансовые пирамиды», уметь применять полученные знания на практике, анализировать риски вложения денежных средств.
Личностные: стараться рационально использовать имеющиеся денежные средства.
УУД:
Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы.
Регулятивные: уметь ставить цели, организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки.
Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Ресурсы:
Парты, выстроенные в классе в форме пирамиды, игровые деньги (Приложение 1), карточки информации СМИ.
Форма занятия
Внеклассный урок-игра.
Форма контроля-опрос.
Количество участников-16-30 человек.
Возраст участников- 11 класс.
Общая продолжительность -60 минут.
Примерный ход занятия:
-
Игровая часть.
Учитель приветствует учащихся и сообщает, что покажет им как стать богаче.
Для этого понадобятся два ученика, выступающих в роли СМИ (пусть один будет телевидением, второй - интернетом). На эти роли учитель отбирает двух коммуникабельных, хорошо владеющих устной речью учащихся. И ставит их с двух сторон от выстроенных в виде пирамиды парт. Учащимся-СМИ учитель выдаёт тексты, которые они должны будут озвучить по его команде.
Представьте себе, что вы обычные люди, имеющих некоторый небольшой доход, но, разумеется, желающие увеличить свои доходы. На этом этапе каждый ученик получает по 10000 рублей игровых денег.
Далее учитель представляется как ООО «Быки и медведи». Надёжная инвестиционная компания, работающая на фондовом рынке и готовая значительно преумножить капиталы своих клиентов. Это уникальный случай. Если обычные инвестиционные компании предлагают доходность в 15-20% годовых, то «Быки и медведи» гарантирует прибыль в 100% и не раз в год, а ежемесячно! Это достигается за счёт профессиональных брокеров, высокодоходных фьючерсов и особой системе сбора инвестиционных пакетов
, позволяющих новые схемы трейдинга на рынке форекса.
Учитель обращается к учащимся, сидящим на первых партах вершины пирамиды и спрашивает у них, хотели ли бы они преумножить свой капитал. Уже через месяц их 10000 рублей превратится в 20000 рублей и это предложение нельзя упустить, так как рынок не стоит на месте и всем известно, что только вовремя вложенные в стартап деньги готовы обеспечить бешенную доходность. Ведь даже Безос когда-то занимался сам с женой у себя дома сбором посылок и рассылкой товаров почтой, и если бы тогда вы купили акции его новой компании буквально за копейки, то сейчас уже стали бы миллионерами. А тут не надо даже ждать годы, достаточно вложиться сейчас и через месяц с 10000 получить 20000, с 20000 получить 40000 и так далее.
Учитель собирает игровые деньги с первых парт учеников и несёт эти деньги ученикам-СМИ, после чего они зачитывают первую информацию, что он им дал:
Ученик-телевидение:
«Новая инвестиционная компания «Быки и медведи» - настоящий феномен на рынке. Здесь работают исключительно профессионалы, способные в считанные месяцы в разы преумножить капитал пользователей. Блестящие схемы инвестирования позволяют им работать быстро и эффективно, выдавая доходность под 100% ежемесячно, что в пересчёте на годовую доходность это 1200%, в то время как другие инвестиционные компании не способны предложить доходность выше 20%. Если хотите действительно быстро и эффективно преумножить свой капитал – обращайтесь в компанию «Быки и медведи». Даже с минимальным пакетом инвестиций здесь сделают вас действительно богаче».
Ученик-интернет:
«Я нашёл золотую жилу, способную переплюнуть любых рекламодателей. Это фирма «Быки и медведи». Они клёвые и крутые. Вы меня знаете. Я известный блогер и у меня миллион подписчиков. Поверьте, свои подписчикам я плохого не посоветую. Чё мне себя подставлять и вас. Это реально работает и реально даже со степухи начать жить по-королевски. Сам вложился и теперь всем советую. «Быки и медведи» - скала, их не прошибёшь, они сделают из ваших денег много денег».
Далее учитель идёт ко второму ряду и говорит, что как вы слышали, ООО «Быки и медведи» - фирма надёжная и в интернете, и в ящике телевизора говорят, что это именно то место, где вы сможете преумножить свои деньги. Учитель собирает игровые деньги со второго ряда учеников пирамиды, при необходимости и сомнениях выявляется их потребности, выясняя на что они хотели бы потратить преумноженный капитал.
Собрав деньги,
учитель возвращается к первому ряду и сообщает, что месяц прошёл, и пора получить свои дивиденды. Вам было обещано 100% ежемесячно? Вот они. И возвращает ученикам на первых партах пирамиды по 10000 рублей игровых денег. ООО «Быки и медведи» работает без обмана. Правда, вы же понимаете, что можете ещё больше преумножить свои капиталы? Мы сейчас можем прибавить эти полученные вами доходы к тому, что вы уже вложили и вместо 10000 рублей дохода вы будете получать по 20000 рублей дохода ежемесячно. Именно это способ разбогатеть. Нет, если вы хотите ограничиться лишь покупкой на вырученные деньги какого-нибудь телефона – тогда – да, можно без дополнительных вложений. А если вы готовы к концу года превратить ваши 10000 рублей 1200000, чтоб купить на них собственную хорошую машину, или собственную квартирку – предлагаю попридержать эти деньги в инвестициях. После этого учители забирает обратно дивиденты и даёт сигнал ученикам-СМИ озвучить следующий этап рекламной компании.
Ученик-телевидение:
«Некоторые ещё сомневаются нужно ли выкладывать деньги в ООО «Быки и медведи», надёжны ли они. Давайте спросим людей, которые уже вложили туда свои деньги» (ученик-телевидение идёт по первому ряду пирамиды и спрашивает у других учеников, не обманули ли их, действительно ли «Быки и медведи» выплатили им те проценты, что обещали). Учащиеся отвечают, что да, они получили свою прибыль и даже вложились ещё. «Отлично! Как мы видим, ООО «Быки и медведи» работают без обмана, это надёжная компания, куда действительно стоит нести свои деньги для инвестирования. Многие люди не просто получили прибыль, но даже готовы вкладываться ещё и ещё, чтобы в итоге по-настоящему разбогатеть».
Ученик-интернет зовёт к себе любого учащегося с верхушки пирамиды:
«Говорят, что ты в ООО «Быки и медведи» вложился? Ну, как? Реальная тема? Можно нести им свои купюрки или развод какой? Тебе выплатили обещанное? Надеюсь, ты не был дураком и вложил его снова, чтоб ещё больше разбогатеть?»
После этого учитель идёт собирать вклады с оставшихся учащихся. И телевидение, и интернет говорят, что это надёжно и уже проверено. Так же он просит помощи, обращается к учащимся, с которых уже собрал деньги, чтоб они его поддержали. Ведь чем больше соберём, тем больше инвестиционных пакетов сможем собрать, тем богаче станем все мы. В случае возникновения вопросов о том как именно получается такая доходность, откуда берутся деньги, можно повторять мантру про профессионализм брокеров, фьючерсы и инвестиционные пакеты и ссылаться на коммерческую тайну, мол у нас это возможно, но если мы раскроем эту тайну то и другие будут делать тоже самое и тогда схема заработка перестанет работать.
Собрав со всех учащихся игровые деньги, учитель объявляет, что к сожалению ООО «Быки и медведи» закрылась в связи с нестабильностью на финансовых рынках. Фирма объявила себя банкротом и не сможет выполнить свои обязательства перед инвесторами. А так как «Быки и медведи» было зарегистрировано в Коста-Рике, приносим свои извинения и соболезнования и предлагаем обратиться за взысканием возмещения по вкладам в правоохранительные органы Коста-Рики.
-
Вопросы.
Учитель начинает обсуждение с учениками того, в чём они сейчас поучаствовали. Как называется эта «схема разбогатеть». Даётся и записывается определение что такое финансовая пирамида - система обеспечения дохода членам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств новых участников.
Вопрос. Почему она считается мошенничеством и за создание финансовой пирамиды предусмотрена уголовная ответственность?
Ответ. В данном случае мошенничеством считается подмена или сокрытие информации. Ведь ООО «Быки и медведи» не раскрывало как именно будут помогать зарабатывать деньги на инвестициях. Более того, они вообще не предполагали куда-то инвестировать. Собрав деньги с одних учащихся, они показали/выплатили доходность другим. В этом случае погашение обязательств перед всеми участниками пирамиды невозможно выполнить, что является прямым обманом.
Затем, на основе игровой части учащиеся, с помощью учителя пытаются выявить признаки финансовой пирамиды:
-
Выплата денежных средств одним вкладчикам из денежных средств других вкладчиков. -
Анонимность организаторов. Учащимся было представлено некое ООО, но кто за ним стоит? -
Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по привлечению денежных средств. Никто не спросил, а имеет ли право «быки и медведи» на осуществление такой деятельности, а если кто-то спросил, им не было предъявлено документов, одни отговорки и прикрытие «финансовой тайной». В России должна быть лицензия ФКЦБ/ФСФР России или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств. -
Отсутствие собственных фондов, основных средств, дорогостоящих активов, которые в случае банкротства организации можно было бы продать для компенсации вкладов. -
Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень. -
Массированные рекламные компании в СМИ, которые говорят о высокой доходности и надёжности. -
Гарантирование доходности. Гарантирование на рынке ценных бумаг запрещено. -
Представитель компании в процессе привлечения инвестиций был сосредоточен исключительно на пиаре компании, не предоставляя никакой конкретной информации, вся информации оставалась «конфиденциальна», в то время как инвестиционные компании обязаны предоставлять полную информацию о своей деятельности с первого дня своего существования. -
Использование специфических терминов, типа «фьючерсы», «форекс», «инвестиционные пакеты» без объяснений что всё это значит призвано запутать человека, не разбирающегося во всей этой терминологии. -
Размер взносов довольно существенен, но посилен большому количеству людей. Для мошенников это значит, что многие люди потеряв свои деньги могут махнуть рукой, не обращаясь в правоохранительные органы, так как сумма хоть для них и значительная, но не критичная. -
Отсутствие информации о финансовом положении организации. -
Нет точного определения деятельности организации. -
Осуществление деятельности в одной стране при регистрации организации в другой. Это может привести как к усложнения привлечения к ответственности организаторов пирамиды, так и применение различных законодательных норм, действующих в разных странах. Например, в другой стране может не быть статьи, что финансовая пирами является уголовным преступлением. -
Перемещение денежных средств по большому количеству стран. В России собрали деньги, в Белизе их застраховали, акции купили в Италии – в результате трудно отследить движение денежных средств, контролировать их и вернуть назад.
-
Обсуждение.