Файл: Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся Отечество Номинация Этнография Тема работы Казачье подворье прошлое и настоящее Подготовила Березовская Екатерина учащаяся 9 а класса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Отечество – 2012»
Министерство образования и науки российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ
учащихся «Отечество»
Номинация «Этнография»
Тема работы:
Казачье подворье: прошлое и настоящее
Подготовила:
Березовская Екатерина
учащаяся 9- А класса,
МОУ Шолоховская гимназия,
станица Вёшенская,
Шолоховского района,
Ростовской области.
346270, Ростовская область,
Шолоховский район,
ул. Сосновая, 98.
Т 22- 3 -90
Паспорт 6010 742975
Выдан 03.09.2010,ТП в
ст. Вёшенская Шолоховского
р-на межрайонного отделения
УФМС России по Ростовской
обл. в пос. Чертково
Руководитель:
Лукашёва Елена Петровна,
учитель истории и
обществознания
МОУ Шолоховская гимназия,
станица Вёшенская,
346270, Ростовская область,
Шолоховский район,
ул. Сосновая,61, 21-9-62
т: 89198892473
ст. Вёшенская
2011г.
Оглавление
1 | Введение | 3 |
2 | Подворье казаков Верхнего Дона: прошлое и настоящее. | 4 |
2.1 | Жилище казаков | 4 |
2.2 | Хозяйственные постройки. | 8 |
2.3 | Забор. | 10 |
2.4 | Строительный материал. | 11 |
3. | Заключение. | 13 |
4. | Литература | 14 |
Введение
Вешенская - одна из красивейших донских станиц, расположенная на левом берегу Дона. Станица, прославленная великим земляком М. А. Шолоховым, богата историей, традициями донского казачества, природой и щедрым гостеприимством. «Вёшки» - так ласково называют станицу местные жители, в настоящее время не утратили свой исторический облик, неповторимый казачий колорит. Это земля моих предков. Здесь живу я и мои родные. Мне захотелось как можно больше узнать об архитектурных особенностях строений в казачьих поселениях Верхнего Дона к.XIX – XXI веков. Это и определило
цель моей работы. Для её достижения я поставила следующие задачи:
-
Познакомиться с жилыми и хозяйственными постройками казаков к.XIX – н.XXI веков. -
Выявить общие и различные черты в архитектурных сооружениях. -
Выяснить, какой строительный материал использовался, какой применяется сейчас. -
Изучить приметы, традиции, которые использовались при строительстве.
Объект исследования – подворья казаков Верхнего Дона в к.XIX – н.XXI веков.
Предмет исследования – жилые и хозяйственные постройки казаков в станице Вёшенской, х. Кружилинском.
Гипотеза: жители ст. Вёшенской продолжают сохранять некоторые традиции казачьего подворья.
Использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические:
-
изучение музейных, архивных материалов, различных литературных и научных источников; -
сравнение полученных данных; -
анализ полученных материалов.
2. Практические:
-
Интервьюирование. -
Социологический опрос.
Мною были изучены различные источники:
1. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».
2. Материалы Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.
3. Воспоминания старожилов.
4. Данные районного архива и МУП «Архитектурно-градостроительного бюро Шолоховского района».
Актуальность работы объясняется тем, что в условиях быстрых перемен в нашей жизни, есть опасность потерять связующую нить с прошлым. Станица так быстро меняется в плане архитектуры, что старые жилища скоро станут редкостью и видеть их можно будет только разве что в кино. Очень хочется, чтобы молодое поколение не забывало свою историю, сохраняло традиции, любило казачий край. Данный материал можно активно использовать на уроках краеведения в школе, во внеурочной, экскурсионной деятельности.
2.1 Жилище казаков.
Архитектура существует почти столько же, сколько и человеческое общество. Вместе с изменениями в обществе архитектура развивалась и видоизменялась, переживая как периоды подъема, так и периоды упадка.
Архитектура - это материально-пространственная среда, искусственно создаваемая на благо человека, среда, которая одновременно противостоит природе и связывает человека с природой. Это сложное многообразное явление, называемое архитектурой, воплощается в домах, улицах, городах с их памятниками, мостами садами и скверами.
Тип жилища в различные эпохи складывался под влиянием общественного строя
, уровня развития производительных сил общества, бытового и хозяйственного уклада, естественно-географических условий.
Большую роль в формировании системы знаний о бытовой культуре казаков играет изучение жилища. Оно отражает социально-экономическую историю казачества, специфику хозяйства и природных условий, особенности жизненного уклада. Как форма народного творчества жилище казаков включает множество компонентов: материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера. Меня в данном случае заинтересовали поместья казаков к.XIX – н.XXI веков.
Главными типами построек на Верхнем Дону в конце XIX – начале XX века были курени, флигеля, хаты.
Жилища казаков Верхнего Дона рассматриваемого периода имели свои особенности. Они не были похожими ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Казаки и сейчас называют свои дома «куренями». Курень — слово монголо-татарского происхождения, означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.
Другой источник утверждает, что «курень», очень распространенное в те времена на Дону название, — большой дом для группы казаков. Впоследствии это название распространилось и на семейные жилища.
Изучение построек куреней станицы Вёшенской конца XIX – начала ХХ века показывает, что жилище строилось ближе к улице, фасадом к дороге у края ограды. Очень долго строения станицы Вёшенской были деревянными. Каменные дома стали появляться с середины XIX века в единичных экземплярах. Сооружение дома было большим событием в жизни казака и сопровождалось определенными обрядами. При строительстве дома было принято подкладывать под углы в его основании медные, серебряные, золотые монеты (в зависимости от достатка). Считалось, что это принесет долголетие дому, достаток и счастье хозяину. Кроме того, чтобы жилось богато, под фундамент насыпали зерно или печёный хлеб. В качестве средств обеспечения домашнего тепла и безопасности выступали шерсть, иконы и кресты, вмазанные в углы дома. Преимущественно их помещали в «святой» угол. Вмазывать эти предметы в стены дома должна хозяйка дома, самая молодая из женщин семьи, или из соседок. Считалось, что в новый дом нельзя входить без его предварительной обработки. В роли существ,
проверяющих пригодность дома для жилья, выступают чаще всего животные – кот и петух. Сложившиеся в глубокой древности традиции, сочетались в донских хуторах и станицах с христианским освящением нового жилья, которое проводили приходские священники. В настоящее время этот обычай возрождается.
В ходе письменного и устного опросов среди учащихся и учителей нашей гимназии (более 40 человек) было выяснено, что и в наши дни не забыты традиции прошлого. Большая часть респондентов указали, что
-
строили на исходе месяца(15) -
по казачьему типу (круглый дом)(7) -
закладывали на фундаменте деньги и подкову(18) -
вход в дом не делали с восток(2) -
при закладке фундамента в переднем углу рубили голову петуху(6) -
освящали дом (около 20) -
закладывали монеты(18) -
лаги на фундамент клали так, чтобы не было крестов(1)
Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте. Крыша была одним из самых главных элементов жилища. Она делалась шатровой четырехскатной, была покрыта камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Пучки сухого камыша закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течи, ее верх (у трубы) плотно заполняли соломой и мелом. Такие природные материалы, как чакан, камыш, имели свои достоинства: зимой сохраняли тепло в доме, а летом — прохладу. И по сей день в станице можно встретить дома, крыши которых покрыты камышом. Сегодня в основном крыши кроют шифером (25 человек из опрошенных), железом(10), черепицей(3), металлочерепицей(5).
В основном видовом ряду несколько вариантов куреня — традиционного народного жилища донских казаков. Остановимся на двух из них. Между собой подобные курени разнятся главным образом внутренней планировкой, характером входа и галереями.
Первый тип имеет все классические объемно-планировочные элементы казачьего куреня, которые относятся к донскому «северному» варианту постройки. В плане это квадратный дом, обычно четырехскатный, включающий в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост, балкончик-«балясник», шириной около 70 сантиметров, огражденный или не огражденный. Балкончик был очень удобен для закрывания ставен, а также для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Эти дома имеют каменные «низы» и деревянные «верхи». В «низах» помещалась кухня. Дом «ошалёван» (обит тесом или пластинами) и покрашен. Неотъемлемой частью дома-куреня было небольшое крыльцо с двускатной крышей. На всем протяжении фасада — веранда. Окна снаружи закрывались двустворчатыми ставнями. Крыша железная. Характерная особенность внутренней планировки — дверные проемы, соединяющие комнаты вкруговую. Строили подобные дома люди состоятельные. Такой дом сохранился по ул. Шолохова, 103. Построен он в конце XIX века начальником Вёшенского почтового отделения Никанором Георгиевичем Каргиным. Куреней такого вида сохранилось очень мало. (
Приложение 1). Из беседы с работниками МУП «Архитектурно – градостроительное бюро Шолоховского района» удалось выяснить, что современное жильё в основном одноэтажное, часто строят дома с мансардой, двухэтажные дома - примерно 5% от общего количества домов. В казачьих куренях высота потолка была где – то 2.30м, а в современных -2.70м. Да и современная планировка значительно отличается: комнаты все изолированные, с одним большим окном, имеется общая комната, 2-3 спальни, кухня, коридор, санузел, котельная, входной тамбур. Дом в основном строят 10 на 10 или 9 на 11. Архивные данные свидетельствуют о том, что многоэтажные(2-4этажа) стали появляться в 60 –е- 80-е годы прошлого века. Всего в станице порядка 20 многоэтажных жилых домов.
Читая М.А. Шолохова, мы можем воскресить не только исторические события того времени, но и узнать жизнь и быт казаков. В романе «Тихий Дон» находим: «Коршуновы слыли первыми богачами в х. Татарском. Поглядеть было на что: не хуже моховского, о шести комнатах - домище под железом окрашенной медянкой, ошелёван пластинами, дворовая служба крыта черепицей, нарядной и новой». («ТихийДон»,1993). Или встречаем далее: «На площади красовался ошелёванный пластинами, крашенный в синее домище Мохова. Против него на самой пуповине площади раскорячился магазин со сквозными дверями и слинявшей вывеской. К магазину примыкал низкорослый, длинный с подвалом - сарай, саженях в двадцати от него кирпичный перстень церковной ограды и церковь с куполом, похожим на вызревшую зеленую луковицу. По ту сторону церкви - выбеленные, казенно-строгие стены школы и два нарядных дома: голубой, с таким же палисадником - отца Панкратия, и коричневый с резным забором и широким балконом - отца Виссариона. С угла на угол двухэтажный, несуразно тонкий домик Атепина, за ним почта, соломенные и железные крыши казачьих куреней, покатая спина мельницы с жестяными ржавыми петухами на крыше» («Тихий Дон»,1993).
К другому типу казачьего куреня относятся дома, строившиеся преимущественно в начале XX века, вплоть до 40-х годов. Такие курени строили в основном люди с небольшим материальным достатком. Стесненные в средствах казаки стали отказываться от некоторых традиций постройки дома. Перестали возводить высокие каменные «низы». Как следствие отпала необходимость в устройстве балясника. Что касается архитектурных деталей куреней, то украшение орнаментом в станице было частым. Дома зажиточных казаков украшала резьба по дереву на карнизах, фронтонах, крыльце, ставнях. (