Файл: Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся Отечество Номинация Этнография Тема работы Казачье подворье прошлое и настоящее Подготовила Березовская Екатерина учащаяся 9 а класса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




«Отечество – 2012»
Министерство образования и науки российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ

учащихся «Отечество»

Номинация «Этнография»
Тема работы:

Казачье подворье: прошлое и настоящее
Подготовила:

Березовская Екатерина

учащаяся 9- А класса,

МОУ Шолоховская гимназия,

станица Вёшенская,

Шолоховского района,

Ростовской области.

346270, Ростовская область,

Шолоховский район,

ул. Сосновая, 98.

Т 22- 3 -90

Паспорт 6010 742975

Выдан 03.09.2010,ТП в

ст. Вёшенская Шолоховского

р-на межрайонного отделения

УФМС России по Ростовской

обл. в пос. Чертково

Руководитель:

Лукашёва Елена Петровна,

учитель истории и

обществознания

МОУ Шолоховская гимназия,

станица Вёшенская,

346270, Ростовская область,

Шолоховский район,

ул. Сосновая,61, 21-9-62

т: 89198892473
ст. Вёшенская

2011г.

Оглавление

1

Введение

3

2

Подворье казаков Верхнего Дона: прошлое и настоящее.

4

2.1

Жилище казаков

4

2.2

Хозяйственные постройки.

8

2.3

Забор.

10

2.4

Строительный материал.

11

3.

Заключение.

13

4.

Литература

14


Введение

Вешенская - одна из красивейших донских станиц, расположенная на левом берегу Дона. Станица, прославленная великим земляком М. А. Шолоховым, богата историей, традициями донского казачества, природой и щедрым гостеприимством. «Вёшки» - так ласково называют станицу местные жители, в настоящее время не утратили свой исторический облик, неповторимый казачий колорит. Это земля моих предков. Здесь живу я и мои родные. Мне захотелось как можно больше узнать об архитектурных особенностях строений в казачьих поселениях Верхнего Дона к.XIX – XXI веков. Это и определило
цель моей работы. Для её достижения я поставила следующие задачи:

  1. Познакомиться с жилыми и хозяйственными постройками казаков к.XIX – н.XXI веков.

  2. Выявить общие и различные черты в архитектурных сооружениях.

  3. Выяснить, какой строительный материал использовался, какой применяется сейчас.

  4. Изучить приметы, традиции, которые использовались при строительстве.

Объект исследования – подворья казаков Верхнего Дона в к.XIX – н.XXI веков.

Предмет исследования – жилые и хозяйственные постройки казаков в станице Вёшенской, х. Кружилинском.

Гипотеза: жители ст. Вёшенской продолжают сохранять некоторые традиции казачьего подворья.

Использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические:

  • изучение музейных, архивных материалов, различных литературных и научных источников;

  • сравнение полученных данных;

  • анализ полученных материалов.

2. Практические:

  • Интервьюирование.

  • Социологический опрос.

Мною были изучены различные источники:

1. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».

2. Материалы Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.

3. Воспоминания старожилов.

4. Данные районного архива и МУП «Архитектурно-градостроительного бюро Шолоховского района».

Актуальность работы объясняется тем, что в условиях быстрых перемен в нашей жизни, есть опасность потерять связующую нить с прошлым. Станица так быстро меняется в плане архитектуры, что старые жилища скоро станут редкостью и видеть их можно будет только разве что в кино. Очень хочется, чтобы молодое поколение не забывало свою историю, сохраняло традиции, любило казачий край. Данный материал можно активно использовать на уроках краеведения в школе, во внеурочной, экскурсионной деятельности.

2.1 Жилище казаков.

Архитектура существует почти столько же, сколько и человеческое общество. Вместе с изменениями в обществе архитектура развивалась и видоизменялась, переживая как периоды подъема, так и периоды упадка.

Архитектура - это материально-пространственная среда, искусственно создаваемая на благо человека, среда, которая одновременно противостоит природе и связывает человека с природой. Это сложное многообразное явление, называемое архитектурой, воплощается в домах, улицах, городах с их памятниками, мостами садами и скверами.

Тип жилища в различные эпохи складывался под влиянием общественного строя

, уровня развития производительных сил общества, бытового и хозяйственного уклада, естественно-географических условий.

Большую роль в формировании системы знаний о быто­вой культуре казаков играет изучение жилища. Оно отражает социально-экономическую историю казачества, специфику хозяйства и природных условий, особенности жизненного ук­лада. Как форма народного творчества жилище казаков вклю­чает множество компонентов: материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера. Меня в данном случае заинтересовали поместья казаков к.XIX – н.XXI веков.

Главными типами построек на Верхнем Дону в конце XIX – начале XX века были курени, флигеля, хаты.

Жилища казаков Верхнего Дона рассматриваемого периода имели свои особенности. Они не были похожими ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Казаки и сейчас называют свои дома «куренями». Курень — слово монголо-татарского происхождения, означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.

Другой источник утверждает, что «курень», очень распро­страненное в те времена на Дону название, — большой дом для группы казаков. Впоследствии это название распростра­нилось и на семейные жилища.

Изучение построек куреней станицы Вёшенской конца XIX – начала ХХ века показывает, что жилище строилось ближе к улице, фасадом к дороге у края ограды. Очень долго строения станицы Вёшенской были деревянными. Каменные дома стали появляться с середины XIX века в единичных экземплярах. Сооружение дома было большим событием в жизни казака и сопровождалось определенными обрядами. При строительстве дома было принято подкладывать под углы в его основании медные, серебряные, золотые монеты (в зависимости от до­статка). Считалось, что это принесет долголетие дому, достаток и счастье хозяину. Кроме того, чтобы жилось богато, под фундамент насыпали зерно или печёный хлеб. В качестве средств обеспечения домашнего тепла и безопасности выступали шерсть, иконы и кресты, вмазанные в углы дома. Преимущественно их помещали в «святой» угол. Вмазывать эти предметы в стены дома должна хозяйка дома, самая молодая из женщин семьи, или из соседок. Считалось, что в новый дом нельзя входить без его предварительной обработки. В роли существ,
проверяющих пригодность дома для жилья, выступают чаще всего животные – кот и петух. Сложившиеся в глубокой древности традиции, сочетались в донских хуторах и станицах с христианским освящением нового жилья, которое проводили приходские священники. В настоящее время этот обычай возрождается.

В ходе письменного и устного опросов среди учащихся и учителей нашей гимназии (более 40 человек) было выяснено, что и в наши дни не забыты традиции прошлого. Большая часть респондентов указали, что

  • строили на исходе месяца(15)

  • по казачьему типу (круглый дом)(7)

  • закладывали на фундаменте деньги и подкову(18)

  • вход в дом не делали с восток(2)

  • при закладке фундамента в переднем углу рубили голову петуху(6)

  • освящали дом (около 20)

  • закладывали монеты(18)

  • лаги на фундамент клали так, чтобы не было крестов(1)

Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте. Крыша была одним из самых главных элементов жилища. Она делалась шат­ровой четырехскатной, была покрыта камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Пучки сухого камыша закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течи, ее верх (у трубы) плотно заполняли соломой и мелом. Такие природные материалы, как чакан, камыш, имели свои достоинства: зимой сохраняли тепло в доме, а летом — про­хладу. И по сей день в станице можно встретить дома, крыши которых покрыты камышом. Сегодня в основном крыши кроют шифером (25 человек из опрошенных), железом(10), черепицей(3), металлочерепицей(5).

В основном видовом ряду несколько вариантов куреня — тра­диционного народного жилища донских казаков. Остановим­ся на двух из них. Между собой подобные курени разнятся главным образом внутренней планировкой, характером входа и галереями.

Первый тип имеет все классические объемно-планировоч­ные элементы казачьего куреня, которые относятся к донскому «северному» варианту постройки. В плане это квадратный дом, обычно четырехскатный, включающий в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост, балкончик-«баляс­ник», шириной около 70 сантиметров, огражденный или не огражденный. Балкончик был очень удобен для закрывания ставен, а также для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Эти дома имеют каменные «низы» и деревянные «верхи». В «низах» помещалась кухня. Дом «ошалёван» (обит тесом или пластинами) и пок­рашен. Неотъемлемой частью дома-куреня было небольшое крыльцо с двускатной крышей. На всем протяжении фасада — веранда. Окна снаружи закрывались двустворчатыми ставнями. Крыша железная. Характерная особенность внутренней планировки — дверные проемы, соединяющие комнаты вкруговую. Строили подобные дома люди состоятельные. Такой дом сохранился по ул. Шолохова, 103. Построен он в конце XIX века начальником Вёшенского почтового отделения Никанором Георгиевичем Каргиным. Куреней такого вида сохранилось очень мало. (
Приложение 1). Из беседы с работниками МУП «Архитектурно – градостроительное бюро Шолоховского района» удалось выяснить, что современное жильё в основном одноэтажное, часто строят дома с мансардой, двухэтажные дома - примерно 5% от общего количества домов. В казачьих куренях высота потолка была где – то 2.30м, а в современных -2.70м. Да и современная планировка значительно отличается: комнаты все изолированные, с одним большим окном, имеется общая комната, 2-3 спальни, кухня, коридор, санузел, котельная, входной тамбур. Дом в основном строят 10 на 10 или 9 на 11. Архивные данные свидетельствуют о том, что многоэтажные(2-4этажа) стали появляться в 60 –е- 80-е годы прошлого века. Всего в станице порядка 20 многоэтажных жилых домов.

Читая М.А. Шолохова, мы можем воскресить не только исторические события того времени, но и узнать жизнь и быт казаков. В романе «Тихий Дон» находим: «Коршуновы слыли первыми богачами в х. Татарском. Поглядеть было на что: не хуже моховского, о шести комнатах - домище под железом окрашенной медянкой, ошелёван пластинами, дворовая служба крыта черепицей, нарядной и новой». («ТихийДон»,1993). Или встречаем далее: «На площади красовался ошелёванный пластинами, крашенный в синее домище Мохова. Против него на самой пуповине площади раскорячился магазин со сквозными дверями и слинявшей вывеской. К магазину примыкал низкорослый, длинный с подвалом - сарай, саженях в двадцати от него кирпичный перстень церковной ограды и церковь с куполом, похожим на вызревшую зеленую луковицу. По ту сторону церкви - выбеленные, казенно-строгие стены школы и два нарядных дома: голубой, с таким же палисадником - отца Панкратия, и коричневый с резным забором и широким балконом - отца Виссариона. С угла на угол двухэтажный, несуразно тонкий домик Атепина, за ним почта, соломенные и железные крыши казачьих куреней, покатая спина мельницы с жестяными ржавыми петухами на крыше» («Тихий Дон»,1993).

К другому типу казачьего куреня относятся дома, стро­ившиеся преимущественно в начале XX века, вплоть до 40-х годов. Такие курени строили в основном люди с небольшим материальным достатком. Стесненные в средствах казаки стали отказываться от некоторых традиций постройки дома. Перестали возводить высокие каменные «низы». Как следствие отпала необходимость в устройстве балясника. Что касается архитектурных деталей куреней, то украшение орнаментом в станице было частым. Дома зажиточных казаков украшала резьба по дереву на карнизах, фронтонах, крыльце, ставнях. (