Файл: Обучающийся Агапов Владислав Вячеславович Преподаватель Степанова Елена Ивановна Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Агапов Владислав Вячеславович

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна



  • Практическое занятие №1

Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

 

Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.

 

Задание 1.

1.         Педагогическая ситуация:

Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        С какой целью проводилась беседа?

2)        Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье?

 Ответ:

  1. Выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и мамой.

  2. Я считаю, что предположение о взаимоотношениях мамы и ребенка делать рано, так как мало информации чтобы делать предположения, да и ребенок видит эту ситуацию с одной стороны, мама видят ситуацию с другой стороны, о том, что конфликтная ситуация произошла – это уже факт. Поэту считаю, целесообразно провести: педагогическое наблюдение за ребёнком; индивидуальную беседу с мамой; провести анкетирование с семьей в индивидуальном порядке; посетить дом, в котором проживает ребенок, с целью выявления условий проживания.


Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.

 

Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1.         Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:

Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        Назовите вероятные причины поведения ученика.

2)        Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию?

3)        Каким образом можно было избежать подобной ситуации?

Ответ:

1. Причиной данной ситуации, послужило недовольство мальчика с отметкой, вероятно, которая была поставлена ранее. Ученик, в данном случае мальчик, был категорически возмущен оценкой и так решил высказать свой протест.

Причинами могут служить:

- отсутствуют нормы социального поведения;

- демонстративное поведение;

- боязнь наказания дома;

- плохо развит самоконтроль и самоанализ;

- конфликт между учителем и учеником;

- тревожность, потеря авторитета в классе;

- завышенная самооценка способностей учащегося;

2. Реакция учителя: Учителю же не стоит, эмоционально реагировать на ситуацию, сохранять спокойствие, а также вступать в перепалку с мальчиком, а наоборот воспользоваться данным случаем, раз уже произошла такая ситуация, спросить мальчика, стоящего на парте, как он считает, почему учитель в данном случае неправильно поставил оценку? Пусть он при всем классе расскажет, как он считает какой ответ на то задание (упражнение и т.п…) правильный и почему он считает, что оно у него все правильно. А также почему учитель неправильно поставил оценку, какие он пути решения видит. Эти вопросы задаются не ради высмеивания мальчика среди его одноклассников, а ради того, чтобы он учился высказывать свою точку зрения (ведь такой поступок делают дети ради того, чтобы их заметили, услышали и уделили внимания…). А в завершении разговора. учителю можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок. А после урока пригласить данного мальчика помыть парту.



3. Есть конечно и другие пути решения данной ситуации такие как: Родительское собрание: «Развитие самоконтроля и мотивации к учению»; провести индивидуальную беседу с родителями.

Избежать этой ситуации, можно было бы: узнать у мальчика по каким причинам он не смог правильно выполнить данное задание (упражнение и т.п.), может его стоило оставить после уроков и еще раз объяснить данную тему (индивидуально); пояснив мальчику, сразу же и вовремя причину выставления данной оценки, а также объяснить какими путями её можно исправить, и в какое время; попросить ребенка не прибегать к таким действиям, а если возникнут какие-то трудности, предложить свою помощь.

 

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности

 

Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.

 

Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).

В ответе укажите:

  • Возраст детей.

  • Количество занятий.

  • Длительность каждого занятия.

  • Тему и цели каждого занятия.

  • Методы и приемы, используемые в ходе занятий. 

Ответ: Тематический план обучения детей по предмету Рисование.

Возраст: 8 лет

Количество занятий: 1 занятие в неделю

Длительность занятий: 45 минут

Тема 1. «Снежная семья»

Цель: упражняться в умении рисовать предметы округлой формы в разных сочетаниях. Находить различия и сходство в деталях однородных предметов.

Практика: рисование снеговиков.

Тема 2. «Зимняя полянка»

Цель: научить изображать в рисунке красоту зимнего солнечного дня. Познакомить с приемами изображения сосны и рябины.

Практика: рисование сосны и рябины.

Тема 3. «Зимнее утро, деревья в инее…»


Цель: закрепить умения составлять многоплановую композицию, упражнять в рисовании деревьев, познакомить со способом изображения инея.

Практика: рисование деревьев в инее.

Тема 4. «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Цель: рисование в смешанной технике с элементами аппликации из ткани и нетканых материалов.

Практика: сделать письмо деду морозу.

Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.

 

Задание 4.

1.         Педагогическая ситуация:

В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.

2.         Ответьте письменно на вопросы:

1)        В чем заключается проблема? Назовите ее причину.

2)        В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?

3)        Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы.

Ответ:

  1. Проблема заключается в том, что педагогическое воздействие учителя не достигло своей цели. Педагог не смог разрешить проблемную ситуацию изначально. Причиной такого отношения учащихся к слабому ребенку является нежелание учителя разобраться в данной проблеме.
    Проблема слабого ребенка: заниженная самооценка, неуверенность, тревожность, отсутствие контакта (уважение) между детьми.
    Проблем детей в том, что у них развивается эгоизм и жестокость, так как отсутствуют нормы социального поведения, плохо развит самоконтроль и самоанализ, завышенная самооценка способностей учащегося.
    Причиной развития данной ситуации является противоречия между задачами обучения и используемыми методами и приемами обучения. Ведь задача учителя - организовать взаимодействие, установить контакт между детьми, объяснить детям, что такое поведение не допустимо.


  2. Педагог упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка:
    - Не оказала помощь слабому ребенку выразить публично что-либо, преодолеть страх, насмешки, неуверенность, тревожность.
    - Отсутствие гармонии отношений среди учителя и учеников;
    - Отсутствие методов и приемов обучения;
    Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо:
    - поддержать слабого ученика, помочь ему справиться со страхами, побороть в себе (ученику) барьер страха, неполноценности, неуверенности, помочь ему получить от одноклассников уважение, показать, что ученик может доверять учителю.


  3. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб?


    - попытаться сплотить детей и наладить их общение.

    Ученика можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя; подобрать групповые и индивидуальные занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения

    - провести работу над коррекцией поведения на уроке всего класса.

    Провести родительское собрание; составить план работы с этим учеником и детьми в целом, подобрать соответствующие методы и приемы обучения.

    Придерживаясь рекомендаций для работы с одаренными детьми.



Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения

 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.

 

Задание 5.

1.         Педагогические ситуации:

Ситуация 1:

Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.

Ситуация 2:

Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?

2.         Ответьте письменно на вопросы:

1)        Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1?

2)        С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2?

Ответ:

  1. На данном уроке биологии используются наглядный, практический и словесный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения.

  2. Такая серия приёмов побуждает к управлению процессом решения задач, сравнению различных вариантов ответов. Организовывает учебный процесс, как игру, повышая интерес к поиску какой-либо информации, развивает мыслительные процессы путем «придумывания». Использование эвристического метода помогает стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Задания по теме 3.5. Формы организации обучения

 

Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.

 

Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей. Укажите тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия.