Файл: Обучающийся Агапов Владислав Вячеславович Преподаватель Степанова Елена Ивановна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Агапов Владислав Вячеславович
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
-
Практическое занятие №1
Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса
Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.
Задание 1.
1. Педагогическая ситуация:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа?
2) Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье?
Ответ:
-
Выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и мамой. -
Я считаю, что предположение о взаимоотношениях мамы и ребенка делать рано, так как мало информации чтобы делать предположения, да и ребенок видит эту ситуацию с одной стороны, мама видят ситуацию с другой стороны, о том, что конфликтная ситуация произошла – это уже факт. Поэту считаю, целесообразно провести: педагогическое наблюдение за ребёнком; индивидуальную беседу с мамой; провести анкетирование с семьей в индивидуальном порядке; посетить дом, в котором проживает ребенок, с целью выявления условий проживания.
Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.
Задание 2.
«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).
1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) Назовите вероятные причины поведения ученика.
2) Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию?
3) Каким образом можно было избежать подобной ситуации?
Ответ:
1. Причиной данной ситуации, послужило недовольство мальчика с отметкой, вероятно, которая была поставлена ранее. Ученик, в данном случае мальчик, был категорически возмущен оценкой и так решил высказать свой протест.
Причинами могут служить:
- отсутствуют нормы социального поведения;
- демонстративное поведение;
- боязнь наказания дома;
- плохо развит самоконтроль и самоанализ;
- конфликт между учителем и учеником;
- тревожность, потеря авторитета в классе;
- завышенная самооценка способностей учащегося;
2. Реакция учителя: Учителю же не стоит, эмоционально реагировать на ситуацию, сохранять спокойствие, а также вступать в перепалку с мальчиком, а наоборот воспользоваться данным случаем, раз уже произошла такая ситуация, спросить мальчика, стоящего на парте, как он считает, почему учитель в данном случае неправильно поставил оценку? Пусть он при всем классе расскажет, как он считает какой ответ на то задание (упражнение и т.п…) правильный и почему он считает, что оно у него все правильно. А также почему учитель неправильно поставил оценку, какие он пути решения видит. Эти вопросы задаются не ради высмеивания мальчика среди его одноклассников, а ради того, чтобы он учился высказывать свою точку зрения (ведь такой поступок делают дети ради того, чтобы их заметили, услышали и уделили внимания…). А в завершении разговора. учителю можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок. А после урока пригласить данного мальчика помыть парту.
3. Есть конечно и другие пути решения данной ситуации такие как: Родительское собрание: «Развитие самоконтроля и мотивации к учению»; провести индивидуальную беседу с родителями.
Избежать этой ситуации, можно было бы: узнать у мальчика по каким причинам он не смог правильно выполнить данное задание (упражнение и т.п.), может его стоило оставить после уроков и еще раз объяснить данную тему (индивидуально); пояснив мальчику, сразу же и вовремя причину выставления данной оценки, а также объяснить какими путями её можно исправить, и в какое время; попросить ребенка не прибегать к таким действиям, а если возникнут какие-то трудности, предложить свою помощь.
Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности
Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.
Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).
В ответе укажите:
-
Возраст детей. -
Количество занятий. -
Длительность каждого занятия. -
Тему и цели каждого занятия. -
Методы и приемы, используемые в ходе занятий.
Ответ: Тематический план обучения детей по предмету Рисование.
Возраст: 8 лет
Количество занятий: 1 занятие в неделю
Длительность занятий: 45 минут
Тема 1. «Снежная семья»
Цель: упражняться в умении рисовать предметы округлой формы в разных сочетаниях. Находить различия и сходство в деталях однородных предметов.
Практика: рисование снеговиков.
Тема 2. «Зимняя полянка»
Цель: научить изображать в рисунке красоту зимнего солнечного дня. Познакомить с приемами изображения сосны и рябины.
Практика: рисование сосны и рябины.
Тема 3. «Зимнее утро, деревья в инее…»
Цель: закрепить умения составлять многоплановую композицию, упражнять в рисовании деревьев, познакомить со способом изображения инея.
Практика: рисование деревьев в инее.
Тема 4. «Здравствуй, Дедушка Мороз!»
Цель: рисование в смешанной технике с элементами аппликации из ткани и нетканых материалов.
Практика: сделать письмо деду морозу.
Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.
Задание 4.
1. Педагогическая ситуация:
В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) В чем заключается проблема? Назовите ее причину.
2) В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?
3) Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы.
Ответ:
-
Проблема заключается в том, что педагогическое воздействие учителя не достигло своей цели. Педагог не смог разрешить проблемную ситуацию изначально. Причиной такого отношения учащихся к слабому ребенку является нежелание учителя разобраться в данной проблеме.
Проблема слабого ребенка: заниженная самооценка, неуверенность, тревожность, отсутствие контакта (уважение) между детьми.
Проблем детей в том, что у них развивается эгоизм и жестокость, так как отсутствуют нормы социального поведения, плохо развит самоконтроль и самоанализ, завышенная самооценка способностей учащегося.
Причиной развития данной ситуации является противоречия между задачами обучения и используемыми методами и приемами обучения. Ведь задача учителя - организовать взаимодействие, установить контакт между детьми, объяснить детям, что такое поведение не допустимо. -
Педагог упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка:
- Не оказала помощь слабому ребенку выразить публично что-либо, преодолеть страх, насмешки, неуверенность, тревожность.
- Отсутствие гармонии отношений среди учителя и учеников;
- Отсутствие методов и приемов обучения;
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо:
- поддержать слабого ученика, помочь ему справиться со страхами, побороть в себе (ученику) барьер страха, неполноценности, неуверенности, помочь ему получить от одноклассников уважение, показать, что ученик может доверять учителю. -
Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб?
- попытаться сплотить детей и наладить их общение.
Ученика можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя; подобрать групповые и индивидуальные занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения
- провести работу над коррекцией поведения на уроке всего класса.
Провести родительское собрание; составить план работы с этим учеником и детьми в целом, подобрать соответствующие методы и приемы обучения.
Придерживаясь рекомендаций для работы с одаренными детьми.
Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения
Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.
Задание 5.
1. Педагогические ситуации:
Ситуация 1:
Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.
Ситуация 2:
Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1?
2) С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2?
Ответ:
-
На данном уроке биологии используются наглядный, практический и словесный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения. -
Такая серия приёмов побуждает к управлению процессом решения задач, сравнению различных вариантов ответов. Организовывает учебный процесс, как игру, повышая интерес к поиску какой-либо информации, развивает мыслительные процессы путем «придумывания». Использование эвристического метода помогает стимулировать познавательную деятельность учащихся.
Задания по теме 3.5. Формы организации обучения
Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.
Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей. Укажите тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия.