Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в тысячах рублей.
Для выявления финансовых результатов деятельности предприятия необходимо соотнести доходы и затраты предприятия [4].
В нашей рыночной экономике прибыльность компаний зависит от ряда факторов. В зависимости от направленности деятельности имеется разделение на две группы: положительные и отрицательные. Поскольку существует множество различных факторов, их необходимо сгруппировать. Классификация факторов может быть основана на различных характеристиках:
Каждое разделение факторов работает с определенной цели. Если учитывать, что изготовление есть в один момент субъектом и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что производство имеет разные возможности воздействия на динамику различных факторов, представляется наиболее важным разделить их на внутренние и внешние [7].
Внешние факторы включают природные условия, цены, тарифы, пошлины, налоговые ставки, проценты, уголовное государственное регулирование, конъюнктура рынка, контролируемые национальные отпускные цены на отдельные виды продукции, повреждение дисциплины деловыми партнерами, хорошие и плохие социальные условия, и другие условия [4].
Выше сказанные факторы называются внешними, поскольку они не зависят от деятельности предприятия, но могут повлиять на размер получаемого дохода.
Внутренние факторы – это те, которые напрямую зависят от деятельности работников предприятия. Они подразделяются на производственные и не производственные факторы.
К не производственным факторам относятся снабженческая деятельность, сбытовая деятельность, социальные условия труда и быта, ценовая политика на предприятии, материальное положение и экономические интересы работников. Производственные факторы описывают присутствие и пользование трудом, а также средств и предметов труда.
Производственные факторы можно разделить на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являются количественными показателями и влияют на получаемый доход через изменение количества средств труда, изменение времени работы оборудования, изменение количества предметов труда, изменение численности персонала, фондов рабочего времени и т.д. [10].
Интенсивные факторы характеризуют эффективность (качество) использования экономических ресурсов. К ним относятся производительность труда, прогрессивные методы реализации продукции, современная технология и обработка неликвидных активов, оборачиваемость оборотных средств и квалификация персонала.
Особое внимание при определении эффективности предприятия уделяется интенсивным факторам производства. Улучшение качественных показателей является основным способом повышения рентабельности.
Одним из направлений роста доходов является снижение цен при увеличении производства или повышение цен при сокращении производства, что определяется законом спроса и предложения. Факторы, оказывающие влияние на изменение цен, являются вторичными факторами, влияющими на изменение доходов. Процесс управления затратами в торговых предприятиях имеет отношение к изменению факторов, которые влияют на их формирование. Данные факторы весьма разнообразны. При управлении коммерческими расходами – их анализе, поиске экономии и планирования - все факторы обычно делят на две основные группы:
В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, перечислены следующие факторы: товарооборот. Данный фактор оказывает наибольшее влияние на издержки торгового предприятия. Это объясняется тем, что вид переменной на прямую связан с изменением данного показателя. Увеличение товарооборота приводит к росту расходов на сбыт, но снижению уровня интенсивности затрат (поскольку сумма постоянных расходов на сбыт остается неизменной).
Скорость распределения товаров. Чем короче период оборачиваемости запасов в днях, тем меньше затраты на хранение товаров и тем меньше потери от естественной убыли в торговом предприятии.
Уровень производительности труда. Чем выше оборот на одного работника в торговом предприятии, тем ниже уровень затрат на заработную плату и других расходов на удержание работников на единицу оборота.
Финансирование за счет собственных оборотных средств. Чем выше этот показатель, тем меньшую сумму заемных средств использует торговая компания для осуществления товарооборота и тем, соответственно, ниже уровень заимствований и процентов.
В системе факторов, не зависящих от деятельности торговых предприятий, можно выделить следующие:
Уровень инфляции в стране. Если данный показатель высокий, то тем быстрее растет сумма коммерческих расходов, таких как оплата труда персонала, возврат заемных финансовых ресурсов, оплата транспортных, ремонтных и других услуг сторонних компаний, отчисления на социальные нужды.
Изменение уровня государственных процентных ставок. В настоящее время большинство торговых предприятий арендуют свои помещения у органов управления государственным (муниципальным) имуществом. Поэтому регулярное расширение государственной системы аренды приводит к росту расходов на дистрибуцию.
Изменение вида и ставки налоговых платежей, входящих в состав издержек распределения. Значительная часть налоговых платежей торговых компаний приходится на их коммерческие расходы. Поэтому изменение видов и ставок этих налоговых платежей отражается на общей сумме и уровне торговых издержек.
Таким образом, на издержки распределения влияют как факторы, повышающие их величину, так и факторы, снижающие их величину. К факторам, повышающим уровень издержек обращения, относятся дальнейшее улучшение условий торговли и качества обслуживания покупателей, расширение сети магазинов в районах нового строительства с высоким уровнем издержек, изменение структуры товарооборота в сторону увеличения доли более затратных товаров, дальнейшая рационализация заработной платы работников торговли .К факторам, снижающим уровень издержек обращения, относятся усиление борьбы за экономию труда, материалов и средств, широкое использование принципов хозяйственного расчета во всей деятельности торговых предприятий [2].
Методы планирования определяются как конкретные способы осуществления процесса планирования и решения конкретных задач. В современной практике выделяют такие методы планирования, как балансовый, нормативный и технико-экономический. Различают также программно-целевые методы, методы многовариантных расчетов и эколого-математические методы.
Балансовые методы используются для планирования на общехозяйственном уровне. На уровне отдельных предприятий он также используется при составлении определенных балансов:
Нормативный метод - это способ, при котором предприятия используют в процессе планирования целую систему стандартов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы занятости, трудоемкости, нормы использования машин и оборудования, длительности производственного цикла, запаса сырья, нормы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.
Технико-экономические методы планирования используются для планирования сбыта готовой продукции, себестоимости продукции, планирования производства и других видов планирования. Факторы, учитываемые при этом методе планирования:
Планирование также подразделяется на технико-экономическое и оперативное. Технико-экономическое планирование направляет и осуществляет организацию и экономическое направление производства с целью определения результатов развития и производства в целом. Технико-экономический план является также платформой для оперативного плана, который предназначен для координации календарного плана производственного процесса с учетом сроков изготовления, обработки и сборки продукции по этапам. Следует отметить, что технико-экономическое и оперативное планирование тесно взаимосвязаны, что определяет принципы единства, непрерывности и комплексности процесса планирования в целом [7].
2.Планирование доходов и расходов предприятия
2.1. Расчёт значений расходов предприятия
В таблице 1 рассмотри данные которые помогут выяснить потребность в материальных ресурсах
Таблица 1
Sm= Σ Hmi * Цmi * Кm-з - Σ Hoi * Цoi, (2.1)
где
Hmi – норма траты за кг;
Цmi - цена за один продукт;
Кm-з - коэффициент транспорта;
Hoi - вес возвратных отходов;
Цoi - стоимость возвратных отходов;
Коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы на различных предприятиях колеблется в пределах от 1,05 до 1,1. В расчёт взято значение, равное 1,1.
Далее используются данные, полученные из основных данных:
Масса возвратных отходов для Материала 1 = 2,5кг
Масса возвратных отходов для Материала 2 = 4кг
Расчёт затрат по основным материалам проводится по формуле (2.1):
Таблица 2 – Данные для вычисления нужды в материальных ресурсах на годовой выпуск, тыс. р.
Основные материалы = Объём продукции*траты на главные материалы и составления (таблица 1)
Объём выпуска продукции = 7500шт
ОМ = 7500*461,5=3461250р. =3461,25тыс. р.
3461,25*5/100=40,72
Дополнительные детали = 5*40,72=203,6тыс. р.
Таблица 3 - Материальные затраты на производство продукции
Для выявления финансовых результатов деятельности предприятия необходимо соотнести доходы и затраты предприятия [4].
-
Факторы, которые оказывают влияние
В нашей рыночной экономике прибыльность компаний зависит от ряда факторов. В зависимости от направленности деятельности имеется разделение на две группы: положительные и отрицательные. Поскольку существует множество различных факторов, их необходимо сгруппировать. Классификация факторов может быть основана на различных характеристиках:
-
по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы; -
по важности результата различают главные и второстепенные факторы; -
по продолжительности действия различают постоянные и временные факторы [5].
Каждое разделение факторов работает с определенной цели. Если учитывать, что изготовление есть в один момент субъектом и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что производство имеет разные возможности воздействия на динамику различных факторов, представляется наиболее важным разделить их на внутренние и внешние [7].
Внешние факторы включают природные условия, цены, тарифы, пошлины, налоговые ставки, проценты, уголовное государственное регулирование, конъюнктура рынка, контролируемые национальные отпускные цены на отдельные виды продукции, повреждение дисциплины деловыми партнерами, хорошие и плохие социальные условия, и другие условия [4].
Выше сказанные факторы называются внешними, поскольку они не зависят от деятельности предприятия, но могут повлиять на размер получаемого дохода.
Внутренние факторы – это те, которые напрямую зависят от деятельности работников предприятия. Они подразделяются на производственные и не производственные факторы.
К не производственным факторам относятся снабженческая деятельность, сбытовая деятельность, социальные условия труда и быта, ценовая политика на предприятии, материальное положение и экономические интересы работников. Производственные факторы описывают присутствие и пользование трудом, а также средств и предметов труда.
Производственные факторы можно разделить на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являются количественными показателями и влияют на получаемый доход через изменение количества средств труда, изменение времени работы оборудования, изменение количества предметов труда, изменение численности персонала, фондов рабочего времени и т.д. [10].
Интенсивные факторы характеризуют эффективность (качество) использования экономических ресурсов. К ним относятся производительность труда, прогрессивные методы реализации продукции, современная технология и обработка неликвидных активов, оборачиваемость оборотных средств и квалификация персонала.
Особое внимание при определении эффективности предприятия уделяется интенсивным факторам производства. Улучшение качественных показателей является основным способом повышения рентабельности.
Одним из направлений роста доходов является снижение цен при увеличении производства или повышение цен при сокращении производства, что определяется законом спроса и предложения. Факторы, оказывающие влияние на изменение цен, являются вторичными факторами, влияющими на изменение доходов. Процесс управления затратами в торговых предприятиях имеет отношение к изменению факторов, которые влияют на их формирование. Данные факторы весьма разнообразны. При управлении коммерческими расходами – их анализе, поиске экономии и планирования - все факторы обычно делят на две основные группы:
-
зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы) -
не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы). [2].
В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, перечислены следующие факторы: товарооборот. Данный фактор оказывает наибольшее влияние на издержки торгового предприятия. Это объясняется тем, что вид переменной на прямую связан с изменением данного показателя. Увеличение товарооборота приводит к росту расходов на сбыт, но снижению уровня интенсивности затрат (поскольку сумма постоянных расходов на сбыт остается неизменной).
Скорость распределения товаров. Чем короче период оборачиваемости запасов в днях, тем меньше затраты на хранение товаров и тем меньше потери от естественной убыли в торговом предприятии.
Уровень производительности труда. Чем выше оборот на одного работника в торговом предприятии, тем ниже уровень затрат на заработную плату и других расходов на удержание работников на единицу оборота.
Финансирование за счет собственных оборотных средств. Чем выше этот показатель, тем меньшую сумму заемных средств использует торговая компания для осуществления товарооборота и тем, соответственно, ниже уровень заимствований и процентов.
В системе факторов, не зависящих от деятельности торговых предприятий, можно выделить следующие:
Уровень инфляции в стране. Если данный показатель высокий, то тем быстрее растет сумма коммерческих расходов, таких как оплата труда персонала, возврат заемных финансовых ресурсов, оплата транспортных, ремонтных и других услуг сторонних компаний, отчисления на социальные нужды.
Изменение уровня государственных процентных ставок. В настоящее время большинство торговых предприятий арендуют свои помещения у органов управления государственным (муниципальным) имуществом. Поэтому регулярное расширение государственной системы аренды приводит к росту расходов на дистрибуцию.
Изменение вида и ставки налоговых платежей, входящих в состав издержек распределения. Значительная часть налоговых платежей торговых компаний приходится на их коммерческие расходы. Поэтому изменение видов и ставок этих налоговых платежей отражается на общей сумме и уровне торговых издержек.
Таким образом, на издержки распределения влияют как факторы, повышающие их величину, так и факторы, снижающие их величину. К факторам, повышающим уровень издержек обращения, относятся дальнейшее улучшение условий торговли и качества обслуживания покупателей, расширение сети магазинов в районах нового строительства с высоким уровнем издержек, изменение структуры товарооборота в сторону увеличения доли более затратных товаров, дальнейшая рационализация заработной платы работников торговли .К факторам, снижающим уровень издержек обращения, относятся усиление борьбы за экономию труда, материалов и средств, широкое использование принципов хозяйственного расчета во всей деятельности торговых предприятий [2].
-
Современные методы планирования доходов и расходов
Методы планирования определяются как конкретные способы осуществления процесса планирования и решения конкретных задач. В современной практике выделяют такие методы планирования, как балансовый, нормативный и технико-экономический. Различают также программно-целевые методы, методы многовариантных расчетов и эколого-математические методы.
Балансовые методы используются для планирования на общехозяйственном уровне. На уровне отдельных предприятий он также используется при составлении определенных балансов:
-
материальных (баланс топлива, оборудования, электроэнергии, строительных материалов); -
трудовых (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени); -
финансовых (баланс денежного баланса, баланс бухгалтерского учета, баланс кассовых операций и т.д.); -
комбинированных (баланс производственной мощности) [3].
Нормативный метод - это способ, при котором предприятия используют в процессе планирования целую систему стандартов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы занятости, трудоемкости, нормы использования машин и оборудования, длительности производственного цикла, запаса сырья, нормы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.
Технико-экономические методы планирования используются для планирования сбыта готовой продукции, себестоимости продукции, планирования производства и других видов планирования. Факторы, учитываемые при этом методе планирования:
-
технологические факторы: внедрение новейшей технологии и материалов, реструктуризация предприятий и повышение технической оснащенности и т.д. -
совершенствование организации производства и труда -
изменение объемов производства, наименования и ассортимента продукции; -
конъюнктура рынка (инфляция); -
специальные факторы, связанные с особенностями предприятия, производства и региона.
Планирование также подразделяется на технико-экономическое и оперативное. Технико-экономическое планирование направляет и осуществляет организацию и экономическое направление производства с целью определения результатов развития и производства в целом. Технико-экономический план является также платформой для оперативного плана, который предназначен для координации календарного плана производственного процесса с учетом сроков изготовления, обработки и сборки продукции по этапам. Следует отметить, что технико-экономическое и оперативное планирование тесно взаимосвязаны, что определяет принципы единства, непрерывности и комплексности процесса планирования в целом [7].
2.Планирование доходов и расходов предприятия
2.1. Расчёт значений расходов предприятия
В таблице 1 рассмотри данные которые помогут выяснить потребность в материальных ресурсах
Таблица 1
Название | Норма траты | Цена в кг | Возвратные доходы, р. | траты на главные материалы и составления, р. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предмет 1 | 4 | 10 | 2,5 | 36,5 |
Предмет 2 | 5 | 6 | 25 | 25 |
Составляющие | 400 | 400 | 400 | 400 |
Итого: | * | * | * | 461,5 |
Sm= Σ Hmi * Цmi * Кm-з - Σ Hoi * Цoi, (2.1)
где
Hmi – норма траты за кг;
Цmi - цена за один продукт;
Кm-з - коэффициент транспорта;
Hoi - вес возвратных отходов;
Цoi - стоимость возвратных отходов;
Коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы на различных предприятиях колеблется в пределах от 1,05 до 1,1. В расчёт взято значение, равное 1,1.
Далее используются данные, полученные из основных данных:
Масса возвратных отходов для Материала 1 = 2,5кг
Масса возвратных отходов для Материала 2 = 4кг
Расчёт затрат по основным материалам проводится по формуле (2.1):
Таблица 2 – Данные для вычисления нужды в материальных ресурсах на годовой выпуск, тыс. р.
Из чего состоят материальные затраты | Удельный вес | Сумма, тыс. р. |
1 | 2 | 3 |
Главные предметы и композиты | 85 | 3461,25 |
Дополнительные детали | 5 | 203,6 |
ЖКУ приобретаемые со стороны | 10 | 407,2 |
Итого | 100 | 4072 |
Основные материалы = Объём продукции*траты на главные материалы и составления (таблица 1)
Объём выпуска продукции = 7500шт
ОМ = 7500*461,5=3461250р. =3461,25тыс. р.
3461,25*5/100=40,72
Дополнительные детали = 5*40,72=203,6тыс. р.
Таблица 3 - Материальные затраты на производство продукции
Факторы затрат | На период годового производства | На одну деталь | |||||||||||
| | | |||||||||||
| Сумма, тыс. р. | В том числе | Сумма, р. | В том числе | | ||||||||
| | круглогодичные | сменные | | круглогодичные | сменные | | ||||||
Главные предметы и композиты | 3461,25 | 0 | 3461,25 | 461,5 | 0 | 461,5 | |||||||
Дополнительные детали | 203 | 143 | 60 | 27,15 | 19 | 8,15 | |||||||
ЖКУ приобретаемые со стороны | 407,2 | 163 | 244 | 54,3 | 21,72 | 32,57 | |||||||
Итого | 4072 | 306 | 3766,25 | 543,3 | 40,72 | 502,22 |