Файл: 1. Конституционное право как отрасль кп как отрасль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление государственным имуществом;
Оказание государственных услуг – предоставление услуг гражданам и организациям в установленных федеральным законодательством сферах жизнедеятельности.
57. Судебная система Российской Федерации.
Судебная власть – вид государственной власти, осуществляемой специфическими органами – судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в строго установленном процессуальном порядке (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).
В РФ действуют федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие Судебную систему. К федеральным судам относятся: КС РФ; ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему фед. арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
58. КС РФ: порядок формирования, полномочия. Решения Конституционного Суда, их юр. сила.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ "О КС РФ".
КС РФ состоит из 11 судей, включая Председателя КС РФ и его заместителя. Судьи КС РФ назнач. на должность СФ по представлению Президента. Полномочия КС и судей КС не ограничены сроком.
Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет.
Конституционный Суд имеет широкие полномочия:
-
Разрешает дела о соответствии Конституции РФ; -
Разрешает споры о компетенции: между федеральными органами гос. власти; между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов; между высшими гос. органами субъектов; -
По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению; -
Дает толкование Конституции РФ; -
Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
59. Конституционные принципы правосудия.
Правосудие. Законность. Осуществление правосудия только судом. Независимость. Несменяемость. Неприкосновенность.Гласность, состязательность и равноправие сторон.
60. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.
КПС судей — это определяемые К. РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности.
Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».
Конституция РФ и Закон о статусе судей содержат перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности. В числе этих требований — определенный возраст и состояние здоровья, а также профессиональные качества: высшее юридическое образование, определенный стаж работы по юридической профессии. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Полномочия судьи прекращаются: в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий (если этот срок установлен законом); в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного законом; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.
Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным Законом о статусе судей.
Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).
61. Органы судейского сообщества: понятие, нормативная основа, виды, назначение.
Судейское сообщество - профессиональная корпорация, состоящее из всех без исключения судей федеральных судов всех видов и уровней, судей субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации.
Члены судейского сообщества: судьи КС РФ, судьи Верховного Суда РФ, судьи всех судов общей юрисдикции, судьи всех арбитражных судов, мировые судьи и судьи КС субъектов РФ как действующие, так и находящиеся в отставке.
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
Всероссийский съезд судей;
Конференции судей субъектов Российской Федерации;
Совет судей Российской Федерации;
Советы судей субъектов Российской Федерации;
Общие собрания судей;
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
Экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
1 2 3 4 5 6
Таким образом, можно выделить следующие виды органов судейского сообщества: съезд судей; конференции судей; советы судей; общие собрания судей судов; квалификационные коллегии судей; экзаменационные комиссии.
Деятельность органов судейского сообщества регламентируется Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», а также актами, принимаемыми этими органами.
Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов РФ являются выборными органами судейского сообщества и избираются на 4 года. По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.
62. Федеральные органы государственной власти с особым статусом,
В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти.
Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть», действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Функции:
Функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ;
Функцию уголовного преследования;
Функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
Функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами;
Функцию участия в правотворческой деятельности;
Функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.
Цель обеспечения:
Верховенства закона;
Единства и укрепления законности;
Защиты прав и свобод человека и гражданина;
Охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура призвана обеспечить следующие задачи:
Своевременное выявление нарушений закона;
Своевременное устранение нарушений закона;
Предупреждение нарушений закона.
Центральный банк. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет.
Цели:
- укрепление денежного обращения;
- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты и ее курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы страны;
- обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Задачи: ЦБ призван быть:
1 – эмиссионным центром страны, т.е. Пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2 – органом регулирования экономики денежно кредитными методами, т.е. Проводить денежно-кредитную и валютную политики;
3 – «банком банков», т.е. Совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;