Файл: 1. Конституционное право как отрасль кп как отрасль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

Законопроектов о внесении изменений в действующие законы РФ и т.п., либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР;

Поправок к законопроектам.

52. Правительство Российской Федерации: нормативная основа деятельности, состав, порядок формирования.

Правительство Российской Федерации является органом исполнительной власти Российской Федерации.

Нормативная база:

  • Конституция Российской Федерации;

  • ФКЗ от 6 ноября 2020 года 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

  • Регламент Правительства.

Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина.

1   2   3   4   5   6

Правительство Российской Федерации состоит:

  • Из членов Правительства Российской Федерации;

  • Председателя Правительства Российской Федерации;

  • Заместителей Председателя Правительства;

  • Федеральных министров.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения Председателя Правительства. В соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумы. Она рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам голосования принимается постановление.

53. Полномочия Правительства Российской Федерации (глава 6 Конституции РФ).

  • Разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

  • Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

  • Обеспеч. провед. в стр. ед.соц. ориентированной гос. полит. в обл. культ., науки, образ, здравоохр. и т.д;

  • Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации;

  • Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов;

  • Осуществляет управление федеральной собственностью;

  • Осущ. меры по обеспеч.обороны страны, гос. безопасности, реализации внешней политики РФ;

  • Осущ. меры по обеспеч. законности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществ. порядка;

  • Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества;

  • Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

  • Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

  • Создает условия для развития системы экологического образования граждан.


54. Организация и порядок деятельности Правительства Российской Федерации. Акты Правительства РФ

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии:

С ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»;

С Регламентом и Положением "О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ".

На его заседаниях рассматриваются (ст. 28 закона):

  • Вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета;

  • Проекты программ экономического и социального развития;

  • Предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг;

  • Предложения об установлении и изменении ставок налогообложения;

  • О подготовке предложений об образовании;

  • О подписании международных договоров и др.

Рассмотрен. в Правит. вопр, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях образуемых Правит-м.

Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства.

Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществлением контроля над исполнением фед. органами исп.власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Подготовительная работа к заседаниям строго упорядочена. Так, материалы по вопросам, включенным в план заседаний Правительства, представляются не позднее, чем за 15 дней до даты, определенной планом.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
55. Конституционно-правовая ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства.

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен мат. ущерб юр. или должностным физ. лицам.


Политич. ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом. Президент вправе уволить Правит. в отставку в люб. момент по св. усмотрен, вне связи с какими-то обстоят, указанными в К РФ.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правит. ответственности не несет. СФ не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопр.

Во-вторых, ответственность Правительства перед Госдумой из-за альтернативного полномочия Президента не безусловна. ГД не может уволить Правит. в отставку даже при 2х вотумах недоверия. Это прерогатива Презид.

Поправка 2008 г. к Конституции РФ устанавливает ежегодные отчеты Правительства Госдуме.

Прекращение полномочий Правительства РФ:

1) Оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность;

2) Инициатива отставки исходит от самого Правительства;

3) Решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что означает увольнение Правительства в отставку;

4) Оно может быть уволено Президентом в рез-те двойного вотума недоверия или однократ. отказа в доверии;

5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе его Председателя.

Заместители Председателя Правительства РФ и министры также могут подать в отставку. Она принимается Презид, уведомлять ГД не требуется. Презид.назнач. на место ушедших в отставку новых членов Правительств.

56. Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.

Под федеральной системой исполнительной власти следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных государственных органов, созданных РФ на основании Конституции РФ, норм текущего федерального законодательства и осуществляющих исполнительную власть в рамках предметов ведения РФ.

Правовую основу федеральной системы исполнительной власти составляют:

1) Конституция РФ;

2) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

3) Указы Президента РФ от 09.03.2004
314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; от 21.05.2012 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти";

4) ФЗ, регулирующие отдельные виды совместной административной деятельности органов федеральной системы исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

5) ФЗ, регламентирующие порядок взаимодействия органов федеральной системы исполнительной власти с органами МСУ.

В соответствии с К. РФ, ФКЗ "О Правительстве РФ", указами Президента РФ сист. фед. ор-нов исп. вл. образ:

  • Правительство РФ;

  • Федеральные министерства;

  • Иные федеральные органы исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Всех членов Правительства РФ назначает Президент РФ. Кандидатура Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ в Госдуму не позднее двухнедельного срока после его вступления в должность либо после отставки Правительства РФ, либо в течение недели со дня отклонения ранее предложенной кандидатуры Госдумой. Она в течение недели должна рассмотреть предложенную кандидатуру. При выражении согласия Госдумой Президент РФ своим указом назначает Председателя Правительства РФ.

В случае трехкратного отклонения Госдумой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ, Президент назначает Председателя Правительства, вправе распустить ГД и назначить ее новые выборы.

Президент, исходя из предложенных Председателем Правительства РФ кандидатур, производит назначение заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Задачи федеральных органов исполнительной власти: 

1. Исполнительная;  2. Правозащитная;  3. Социально-экономическая;  4. Обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;  5. Регулирующая; 6. Нормотворческая;  7. Охранительная. 
Регламентирована система функций ФОИВ. К таким функциям относятся: 

Принятие НПА - разработка обязательных к исполнению правил деятельности;

Контроль и надзор – это деятельность по контролю за соблюдением установленных стандартов, правил деятельности в определенной сфере;