Файл: Реферат По дисциплине Психология и педагогика Тема Современный взгляд на скандальные психологические эксперименты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и психологии

Реферат

По дисциплине: «Психология и педагогика»

Тема: «Современный взгляд на скандальные психологические эксперименты»
Выполнил: студентка гр. ОП-18 ___________ Гончарова Д.А.


Дата: _________

Проверил: к.ф.н, доцент ___________ Сазонова Н.Н.



Санкт-Петербург

2023 год

СОДЕРЖАНИ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 существующие особенности, проблемы и критика психологического эксперимента 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Введение 3

1 Существующие особенности, проблема и критика психологического эксперимента 4

2 Некоторые случаи из практики психологических экспериментов и их дальнейшее влияние на области психологического знания 8

2.1 Исследования Милграма по подчинению 8

2.2 Выученная беспомощность 10

2.3 Маленький Альберт 15

Заключение 17

Библиографический список 18

ВВЕДЕНИЕ

Отказ о представлении о непосредственной данности психологического знания и от идей методом понимая, т.е. формами субъективного познания, постичь чужую душу (в данном случае, подразумевается конкретизация предмета психологии как познание души, например в подходе В. Дильтея) послужил поводом для поиска косвенных путей, позволяющих конструировать выводы о психологической реальности. Применение эксперимента в качестве метода получения информации сыграло важнейшую роль в трансформации психологических знаний и выделении психологии как науки, противопоставляемой философским и гуманитарным её трактовкам.

Восход систематической организации экспериментов для решения научных задач пришелся на XIX век [3]. Так, в 1879 году В. Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии, где использовался метод экспериментальной интроспекции. За 19 лет до этого Г.Т. Фехнером публикуется книга «Элементы психофизики», которая считается первой работой в области экспериментальной психологии. Начало же отечественного опыта в данной области связано с исследованиями школ таких физиологов, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, реализовавших рефлекторный подход в изучении психики и поведения. Первая российская психофизиологическая лаборатория была основа В.М. Бехтеревом в 1885 году в Казани. За последующее время в России и за рубежом было проведено множество как лабораторных, так и естественных (полевых), т.е. проведённых в условиях неконтролируемых исследователем и характеризующихся высокой внешней валидностью, экспериментов, которые продемонстрировали широкой общественности необходимость установления и соблюдения определённых правил в связи со специфическим объектом исследования, в качестве которого могут выступать индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных.


Таким образом актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью деконструирования имеющегося исторического опыта экспериментальной практики с целью выявления нарушений этических норм и правил, находящихся в контексте окружающей действительности, что способствовало бы видоизменению критериев проведения экспериментов, переосмыслению интерпретаций полученных данных, а также содействовало развитию отдельных психологических областей.

1 существующие особенности, проблемы и критика психологического эксперимента

Экспериментальное исследование в области психологии предпринимается с целью установления причинно-следственной связи между проявлениями психологических качеств, и условиями, предложенными экспериментатором, стадиями и особенностями его формирования.

В основе построения современной экспериментальной психологии лежит формула К. Левина [5] следующего вида:

R = f (S, P),

где P – психика, внутренние операции и личность испытуемого; S – ситуация (стимул, задача). Эти факторы составляют R – реакцию, и имеют причинно-следственные, функциональные, корреляционные и другие виды зависимости. Стоит отметить, что описанная формула выражает идеал экспериментальной психологии: возможность предсказать поведение конкретной личности в определённых условиях.

Для приближения к этому идеалу учеными были выделены особенности и законы психологического эксперимента. Во-первых, он должен быть валидным. Термин «валидность» в контексте исследовательской деятельности означает степень обоснованности выводов из полученных результатов. Выделяют три типа валидности: внутренняя, внешняя, прогностическую или теоретическую валидность. [7]. В.Н. Дружинин даёт следующее определение описываемым понятиям: внутренняя валидность – соответствие реального исследования идеальному; внешняя валидность – соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности; прогностическая валидность – отношение идеального исследования к реальности. Экспериментаторы в рамках своей работы стремятся к максимизации каждого типа.

Во-вторых, ученые изучают экспериментальное влияние социальных стимулов на психологию и поведение индивида и групп. Стоит отметить, что круг стимулов специфичен, разнообразен и широк. Психологи имеют дело с подбором испытуемых, то есть выборкой, с проведением и контролем проведения самого исследования. Л.В. Куликов описывает следующие параметры, предъявляемые к выборке: требования репрезентативности и адекватности. Репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, что­бы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности. Во время подготовки и проведения эксперимента исследователю необходимо: составить инструкцию, убедиться в её понятности, проведя предварительный опыт на нескольких людях;

инструктировать и мотивировать испытуемых, мотивация может быть заключена как в денежной оплате, так и в интересе человека получить информацию о его личных чертах и т.д.; убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте; в завершение экспериментирования проводится постэкспериментальное интервью; также обязательным проведение исследования с контрольной группой, т.е. группой, помещаемой в те же условия, что и люди из экспериментальной группы, за исключением того, что испытуемые не подвергаются экспериментальному воздействию. В рамках данного пункта нельзя не сказать о влиянии личности экспериментатора и испытуемого на результаты, ведь как отмечает В.Н. Дружинин в работе [2] «психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора…». Из этого вытекает предрасположенность к различным искажениям, ошибкам и всяческим отклонениям от идеального эксперимента. Существует также отдельная специфика при работе с детьми, так как было выявлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых [2]. Объясняется это особенностями детской психики: дети более эмоциональны при общении со взрослым, так как для ребёнка взрослый всегда является психологически значимой фигурой, также проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Для решения этого вопроса ученые применяют методы контроля экспериментального процесса. Например, существует метод исключения, при котором любую известную дополнительную переменную можно исключить из процесса. Есть метод выравнивания условий – когда специалисты точно знают, что какой-то фактор неизбежно будет вмешиваться в общий процесс, но они знают, как заранее нейтрализовать его. Метод рандомизации применяется тогда, когда влияющий фактор неизвестен и избежать его невозможно, тогда приходятся перепроверять гипотезу на других выборках, на разных категориях испытуемых и в разных местах, а иногда даже и странах.

В-третьих, в социально-психологических исследованиях часто необходимо сохранить социальную реальность. Поэтому наряду с лабораторным распространен и естественный эксперимент, а он требует значительных организационных усилий и финансовых затрат.

В-четвёртых, необходимо учитывать множество известных закономерных эффектов: эффект последовательности, эффект Хоторна, эффект плацебо, эффект аудитории, эффект первого впечатления, эффект Барнума, сопутствующее смешение, статистическая регрессия, когнитивные искажения.


Ко всему прочему ученые не могут игнорировать этические нормы. На основании источников [2,3,4] были выявлено, что для проведения эксперимента необходимо:

• официальное согласие будущего испытуемого, принятое со всей ответственностью и пониманием целей, задач исследования, а также собственной роли в эксперименте;

• организация для испытуемого комфортную и безопасную обстановку, запрещается применять методы и процедур, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний. Следует также помнить, что человеку предоставляется право свободно выйти из эксперимента в любое время;

• обеспечение полной конфиденциальности любой информации об испытуемом;

• по окончании исследовательской работы важно всецело донести до испытуемого истинное значение и результаты эксперимента, если они были завуалированы или намерено скрыты до этого.

Исследования животных также имеют ряд правил:

• запрещено причинять боль и любой другой вред животному. Исключения составляют эксперименты, которые предполагают возникновение у испытуемых подобные ощущения (исследование чувств боли, страха, зависимости и т. д.). Программа таких исследований обязана быть официально утвержденной и заранее оговоренной.

• условия содержания животных должны быть достаточно комфортабельными и не вредить состоянию здоровья. Включая обеспечение водой, пищей и медицинским сопровождением.

Для решения вопросов урегулирования на законодательном уровне большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Существует например американская психологическая ассоциация (АПА), сформировавшшая принципы работы психологов при проведении экспериментов с участием людей. В Роосии же, как показывается в статье Барабанщикова В.А. [1] «на уровне федерального законодательства не существует единого целостного правового акта, регламентирующего вопросы психологической практики», что осложняет работу психологов.

Критика самого же эмпирического метода базируется на утверждении, что психика человека – слишком сложный объект для исследования. Психика уникальна, непостоянна и обладает свойством спонтанности, т.е. невозможна обследовав 100 человек сказать о том, что 101-й будет действовать точно так же. Кроме того, субъект-субъектные отношения между экспериментатором и испытуемым неизбежно влияют на результат и нарушают научные правила.


Необходимо отметить, что даже наиболее строгие критики экспериментального подхода не требуют отмены экспериментирования [7]. Например, Герджен отмечает, что эксперименты будут продолжать играть важную роль в объяснении отношений между биологическими процессами и социальным поведением. По его мнению, эксперименты могут активно влиять на теории; кроме того, экспериментирование может быть полезно при оценке социальных реформ.

Обработка и процесс проведения психологических экспериментов имеют некоторые особенности в современности, т.к. развитие науки и техники отразилось на всех сферах человеческого присутствия, и как следствие привело к перевооружению самой психологии. Появилась возможность в рамках исследования использовать электронные средства предъявления информации испытуемому, эффективной регистрации его состояний и действий, применения ЭВМ для контроля переменных и обработки данных [1]. Современный уровень развития науки характеризуется рядом общих тенденций, которые накладывают отпечаток на всю методическую (инструментальную) сферу психологии, обусловливают ее прогресс и стиль научных разработок. В их число входят: тотальная компьютеризация исследовательской деятельности и наращивание медиаресурсов; метризация науки, т.е. интенсивное развитие методов измерения и обработки данных, и математизация знания, под которой понимают вычислительное сопровождение научных исследовании и нестандартное математическое моделирование. Благодаря сети Интернет открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер.

2 НЕКОТОРЫЕ СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧСЕКОГО ЗНАНИЯ

2.1 Исследования Милграма по подчинению

Рассматриваемый эксперимент относится не только к дискуссии о феномене подчинения, он оказывает сильное влияние на методологию исследования спорных вопросов, а также затрагивает этику психологических работ, в которых люди используются в качестве испытуемых [6].

Главное теоретическое положение обсуждаемой работы состоит в следующем: человек имеет тенденцию подчиняться другому человеку, чей авторитет выше, чем у него, нарушая при этом поведение, диктуемое этикой, и внутренние установки морали.