Файл: Реферат По дисциплине Психология и педагогика Тема Современный взгляд на скандальные психологические эксперименты.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 МАЛЕНЬКИЙ АЛЬБЕРТ
Проводимое в 1920 году исследование Уотсона и Рейнера продемонстрировало формирование условной эмоциональной реакции. Историческое значение этого исследования заключается не только в полученных данных, но и в формировании такого направлении в психологии, как бихевиоризм, основное положение которого заключалось в том, что поведение определяется различными стимулами, воздействующими на организм из окружающей среды. Иными словами, мы обучаемся реагировать эмоциональными состояниями.
В эксперименте проверке подвергалось рассуждение Уотсона о том, что у человека нет врождённой боязни крыс и что подобные страхи являются результатом реакции на приобретаемый опыт.
Методика
Эксперимент проводился с 11-месячным мальчиком Альбертом Б., взятым для исследования из больницы, где, будучи сиротой, он воспитывался с самого рождения. Мальчик оценивался (и исследователями, и персоналом) как физически и эмоционально здоровый ребенок. Альберту показывали белую крысу, кролика, обезьяну, собаку, различные маски с волосами и без волос, белую вату. Ребенок проявлял интерес к различным животным и другим объектам, тянулся за ними, иногда дотрагивался до них, но не проявлял признаков страха. Поскольку ни один из этих объектов не вызывал страха, они были обозначены как нейтральные стимулы.
На следующей фазе эксперимента предполагалось определить, можно ли продуцировать у Альберта реакцию страха посредством громкого шума. Так как для такой реакции не требуется никакого научения, громкий звук обозначают как безусловный стимул. В данном эксперименте ударяли молотком по стальному брусу, находящемуся сзади от ребенка. В ответ на этот звук ребенок вздрагивал, пугался и начинал громко плакать. Когда эксперимент начался, исследователи показали Альберту белую крысу и одновременно воздействовали громким звуком. Вначале Альберт заинтересовался крысой и потянулся к ней, чтобы потрогать ее. Раздавшийся в это время громкий звук заставил Альберта вздрогнуть и вызвал у него испуг. Эту процедуру повторили три раза. Неделю спустя все повторилось снова. После того как описанная методика была повторена в общей сложности семь раз, крысу показали Альберту без всякого шума.
Результаты
При виде крысы Альберт стал проявлять сильнейший страх. Он громко плакал и отворачивался, чтобы не видеть крысу. Была сформирована условная реакция страха на объект, который неделей раньше не вызывал никаких опасений. Затем исследователи решили установить, будет ли этот «обусловленный» страх переноситься на другие объекты. Через неделю было проверено тестирование и установлено, что Альберт испытывает страх перед крысами. Затем Альберту показали белого кролика, что также вызвало у ребёнка негативные реакции, так как кролик, благодаря окраске напоминал крысу. В течение этого дня маленькому Альберту показывали собаку, шубу, комок ваты. Он реагировал на все эти объекты страхом. Даже по прошествию месяца мальчик продолжал бояться. Известно, что исследователями планировались ряд действий по устранению полученных в ходе эксперимента условных связей у ребёнка, однако они не были проведены, т.к. мальчика усыновили и забрали из больницы.
Обсуждение
Обсуждаемое исследование убедило значительную часть психологов в том, что эмоциональное поведение может быть обусловлено с помощью выработки связей «стимул-реакция». Полученные результаты способствовали формированию одной из главных школ психологической мысли – бихевиоризма.
Эксперимент Уотсона и Рейнера вызывает критику и в современном этическом поле, так как нарушает современные этические стандарты поведения, соблюдение которых необходимо при проведении исследований на людях.
Неодобрению подвергается и тот факт, что работа по устранению возникших страхов у ребёнка не была произведена. Уотсон и Рейнер утверждают в своей работе, что такие условные эмоциональные реакции могут сохраняться в течение всей жизни [6]. Однако некоторые исследователи, например Б.Харрис и Ф.Самельсон, выражают сомнение по поводу утверждения Уотсона, что эти обусловленные страхи будут сохраняться столь длительное время, считая, что не однократно было продемонстрировано, что реакции, усвоенные посредством обусловливания, могут быть утрачены в результате последующего опыта или просто с течением времени.
Дальнейшие разработки
Исследования Уотсона были использованы во многих работах, посвященных происхождению и лечению фобий. Например, в исследовании Кендлер. Карковски и Прессотт, вопреки теории Уотсона были получены убедительные свидетельства того, что в развитии фобии существенную роль может играть генетический фактор. Исследователи делают вывод, что хотя фобии могут формироваться в результате личного опыта взаимодействия индивида с окружающей средой, роль семьи в возникновении фобии сводится в основном к передаче биологического фактора, а средовые внутрисемейные влияния весьма слабы [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в процессе изучения темы было выделено два аспекта. В первой части работы были рассмотрены теоретические основы вопроса, выявлены основные нормы и принципы, сформировавшиеся в практике и регулирующие проведение психологического эксперимента, выделены основные сложности и критические замечания в отношении получения данных эмпирическим путём в области психологии.
Во второй же части было описано несколько исследований, проводимых в прошлом веке, и изучено какой вклад они оказали на различные области психологического знания. В рамках работы было выделено три эксперимента, где в качестве испытуемых выступали: в первом исследовании – люди, втором – животные и в третьем – ребёнок. Однако, конечно, опытов, которые вызвали большое количество споров в период их опубликования, способствовали значительному количеству уточняющих исследований по смежным вопросам, открывали новые горизонты экспериментальной психологии или заставили кардинально изменить представления ученых о человеческом поведении, было гораздо больше.
Подводя итог всему выше сказанному, можно заключить, что в ходе развития науки значение и характер эксперимента менялись. Если же на момент опубликования, описанные эксперименты могли рассматриваться изолированно, то на более поздних этапах, в процессе проведения дополнительных исследований – в контексте взаимоотношений человека со средой с учетом участия других психических процессов и функций. Стоит отметить, что в ходе истории результаты экспериментов подвергались переосмыслению и критики, а доверие эмпирическим данным сменялось сомнением в их познавательной и особенно практической ценности, чему несомненно способствовало появление и развитие интернета, как площадки для коммуникации людей, занимающимися разными областями знания. В этом же контексте можно заключить, что психологический эксперимент в современном представлении носит междисциплинарный характер, соответствуя общей тенденции взаимодействия различных сфер науки. Решение собственно психологических задач обеспечивается знаниями, полученными в медицине, физиологии, информатике, биоинженерии, оптике, акустике, механике, электронике, которые в конечном счете замыкаются на организацию конкретной экспериментальной ситуации, регистрацию и оценку поведения людей, а также приводят к переосмыслению полученных ранее сведений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Барабанщиков В. А. Лабораторный эксперимент в психологии// Вестник РУДН, серия Психология и педагогика журн. 2011. № 1. С. 5–15
2) Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 320 с.
3) Корнилова Т.В., Мирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
4) Милгрэм C. Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль / Стэнли Милгрэм ; Пер. с англ. — М. : Альпина нон-фикшн, 2016. — 282 с
5) Носс И.Н. Введение в практику психологического эксперимента. – М.: ПЕР СЭ, 2006 — 304 с.
6) Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психолоrию / Роджер Р. Хок — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 509, с.
7) Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 622 с:
8) Шойгу Ю. С. К вопросу о нормативно-правовом регулировании психологической практики//Прикладная юридическая психологии журн. 2017. № 1. С. 15–23
9) Psychology, Social. 2017 Journal Citation Reports. Web of Science (Social Sciences ed.). Thomson Reuters. 2017.