Файл: Актуальность темы. Выбранная мною тема интересна тем как формировалось право для советского государства в несвойственное ей время. Это обусловлено критическим и сложным военным периодом, т к.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение

Актуальность темы. Выбранная мною тема интересна тем как формировалось право для советского государства в несвойственное ей время. Это обусловлено критическим и сложным военным периодом, т.к. государство было вынуждено пойти на крайние политические, экономические и правовые меры ради сохранения объективно необходимого баланса и суверенитета своей страны.

Утром 22 июня 1941 г. Германия вероломно напала на Союз советских социалистических республик без объявления войны. Это была кровопролитная война, направленная на уничтожение всего народа, такой жесткости и беспринципности в действиях фашистских захватчиков не ведала не одна страна мира, т.е. речь шла о тотальной войне на уничтожение не угодных народностей. Декларированные цели войны были полностью подтверждены практикой. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблении значительной части населения1.

Начало войны для советского народа изначально было невыгодно, т.к. экономическая составляющая его оставляла желать лучшего: переход от коллективизации к индустриализации. С точки зрения военной оснащенности – техническая (война с Финляндией) и кадровая (массовые репрессии) отсталость.

В военное время в серьезных масштабах увеличилась преступность, как в тылу, так и на фронте – для этого государство также внесло необходимые и нужные коррективы в области права. И эту проблематику также хочу осветить в своей работе.

Период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. – важнейшая страница в истории отечественного государства и права. Общественный строй и государственное устройство подверглись серьезной проверке. Война поставила перед советским народом серьезные задачи: необходимо было отстоять социалистический строй, суверенитет, свободу и независимость нашей Родины от фашистских завоевателей. Страна вынуждена была максимально быстро перестроиться через призму военного времени. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». Усилилась роль центральных органов власти и управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Цель работы:
Рассмотреть переустройство государственного аппарата, государственных служащих на военный период 1941-1945 годов и постараться глубоко проанализировать «рождение» правовых норм этого времени через призму побед и поражений.

Задачи:

  • Систематизировано проанализировать нормативно-правовые акты, связанные с изменениями в государственно устройстве Советского Союза.

  • Применить сравнительный анализ к изучению основных изменений в праве в годы войны.

  • Оценить основные изменения государственных органов и права и подвести итог.


Глава I. Основные изменения в государственном устройстве страны в период Великой Отечественной Войны

Совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР от 30 июня 1941 года был учрежден Государственный комитет обороны1, сосредоточивший в себе всю полноту власти в государстве, и обязывающий всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения. В этом постановлении говорит, что в окрестностях, находящихся в военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов - высшему командованию войсковых соединений. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени.

В июле 1941 г. органы госбезопасности и правопорядка объединились в НКВД, который имел более широкую компетенцию2. С улучшением военной ситуации они были разделены за ненадобностью, но органы военной контрразведки были переведены с НКВД в наркоматы обороны и военно-морского флота3 (Главное управление контрразведки «СМЕРШ»).

В первые дни после нападения Фашисткой Германии вводятся военные трибуналы в окрестностях военных действий и местностях, где устанавливалось военное положение4. В их компетенцию входили рассмотрения преступлений совершенные военнослужащими, против обороны, против правопорядка и госбезопасности, кража социалистической собственности

, разбой, убийства, уклонение от военной службы. Так же самое важное то, что обжалования и протесты на приговоры трибуналов не принимались – эта крайняя мера, которая сохраняла сплоченность и дисциплину в рядах Красной Армии. Только в исключительных случаях о приговорах с высшей мерой наказания сообщалось председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если по истечению определенного времени она не истребовала дело, то приговор приводился в исполнение.

Также для поддержания порядка и устранения паники во время ведения боя, в различных дивизиях были сформированы от 3 до 5 (в зависимости от размера дивизии) заградительных отряда, которые в случае не соблюдения боевого строя (паника и беспорядочное отступление) имели право расстреливать на месте паникеров и трусов1. Такая мера была очень строга, антигуманна и в публицистике последнего времени ее представляют как жесткость сталинского режима, но точных сведений о расстрелах нету. Например, в сводке НКВД СССР с 1 августа по 1 октября 1942 года говорится, что за этот период заградотрядами было поймано 36 109 солдат и офицеров, сбежавших с передовой. Большая часть из них, а именно 32 993 человека, возвращена в свои части, а остальные направлены в штрафные роты, в штрафные батальоны, и всего арестовано 736 человек и расстреляно 433 человека2. Можно утверждать, что этот приказ имел в большей степени психологическое воздействие на солдат Красной Армии и был следствием того, что советские войска после первого года войны в основном несли самые большие потери из-за паники и бездумного отступления со своих позиций.

Великая Отечественная война вынуждала переустройство органов следствия, прокуратуры и суда на военный лад для того чтобы обеспечить четкую оперативность по борьбе с преступностью и установлению дисциплины и правопорядка в тылу и на фронте при соблюдении принципа социалистической законности.

В изъятии из действующих норм о рассмотрении уголовных дел, в районах, объявленных на военном положении, все дела о противоправных действиях, направленных на подрывание обороны, правопорядка и государственной безопасности, направлялись в военные трибуналы, подсудность которых все больше расширялась.

Военным трибуналам были подсудны дела о самовольном уходе сотрудников с предприятий военно-промышленного комплекса и иных отраслей, обслуживающих военную промышленность. Самовольный уход с этих предприятий рассматривался как предательство родины, и указанные лица подлежали ответственности в виде тюремного заключения на срок от 5 до 8 лет
1.

В целях более оперативного реагирования на преступные действия в условиях войны положение о военных трибуналах представляло военным трибуналам право рассматривать дела по истечении 24 часов с момента вручения обвиняемому копии обвинительного заключения. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военным советам округов, фронтов, флотов, армий, флотилий предоставлялось право приостанавливать исполнение смертных приговоров с одновременным телеграфным сообщением об этом Представителю Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главному военному прокурору Красной Армии и Главному прокурору Военно-Морского Флота (по принадлежности).

Деяния в виде распространения каких-либо слухов в военное время, возбуждающих тревогу и беспокойство у населения, также рассматривалось военными трибуналами2.

В целом, судебная система не претерпела существенных изменений, кроме вышеуказанных. Базовые принципы правосудия также изменению не подвергались. В местах, не подвергнувшихся военным действиям, народные суды оставались основным звеном судебной системы. Закрепившиеся за ними ранее уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные нормы были незыблемыми. Права истцов и ответчиков, обвиняемых и потерпевших неуклонно соблюдались, в том числе через призму вызова свидетелей в суд, представление ими доказательств, влияющих на ход рассмотрения дела по существу.

В тоже время, военные трибуналы, жестко карая лиц, наносящих своими преступными деяниями ущерб обороноспособности советскому государству, все же чаще применяли статью 28 (прим. 2) Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, давая право суду на отсрочку исполнения приговора, направляя осужденного в действующую армию для искупления своей вины. Если указанные лица проявили храбрость в боевых действиях против немецко-фашистских оккупантов, с них в дальнейшем снимали судимость. Казалось бы, гуманность со стороны государства была бесспорной, но необходимо было понимать, что человеческий ресурс в годы Великой Отечественной войны был не «резиновый» и, таким образом, найдя баланс, компромисс, осужденный, своей отвагой и храбростью, защищал свою родную землю, а государство – суверенитет.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что хотя приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию, на них широко распространялся контроль в виде надзора. Это давало возможность относительно объективно при проверке дел находить и исправлять допущенные ошибки.


Принцип выборности судей военных трибуналов в период Великой Отечественной войны не применялся. Вопросы перемещения судей решались народным комиссаром юстиции СССР в отношении работников военных трибуналов фронтов, флотов, округов и армий, а в отношении нижестоящих трибуналов – представителями военных трибуналов фронтов, флотов, округов.

За значительно короткое время военные трибуналы, несомненно, заработали огромный авторитет – это позволило государству минимизировать статистику преступности, а именно со шпионажем, дезертирами, расхитителями военного имущества, паникерами и иными лицами, подрывающими боевую дисциплину и боеспособность воинских частей.

Система органов прокуратуры военного времени существенно не претерпела серьезных организационных изменений, но все же, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» были расширены сети военных прокуратур: военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов и т.д.) В тылу возникли военные прокуратуры военных округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад и некоторых других. В связи с переводом железнодорожного и водного транспорта на военное положение транспортные прокуратуры были преобразованы в военные.

Руководство органами военной прокуратуры осуществлял Генеральный прокурор СССР и подчинённые ему Главные военные прокуратуры Красной Армии, Военно-Морского флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.

Основными направлениями органов прокуратуры в военное время была решительная борьба, направленная на поддержку воинской дисциплины в Красной Армии и флоте, борьба с диверсантами и другими криминальными и враждебными элементами, посягающими на боевую мощь советского государства (паникерами, расхитителями военного и иного имущества, дезорганизаторами тыла, пресечение разглашения государственной тайны и т.п.).

Также одним из основных направлений органов прокуратуры оставался общий надзор за соблюдением законности, надзор за следствием и дознанием, надзор за законностью и обоснованностью приговоров судебных органов, расследование уголовных дел и привлечение виновных к уголовной ответственности, рассмотрение жалоб граждан по существу