Файл: Актуальность темы. Выбранная мною тема интересна тем как формировалось право для советского государства в несвойственное ей время. Это обусловлено критическим и сложным военным периодом, т к.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, вынесение предписаний.
По окончании войны и прекращении военного положения военная прокуратура железнодорожного и водного транспорта в 1946 году была преобразована в транспортную прокуратуру.
Посредством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, органы суда и прокуратуры в период военного времени выявляли причины и условия, способствовавшие совершению преступлений как в тылу, так и на фронте.
Таким образом, и во время войны процесс укрепления единства советского государства, усиления централизма и расширение полномочий органов Союза ССР сочетался с развитием инициативы органов государства, увеличение их прав, укрепление их суверенитете.
ГЛАВА II. Основные изменения в праве в период Великой Отечественной Войны
2.1. Гражданское право
Советское государство, являясь фактическим собственником всего имущества, включая заводы, фабрики, предприятия, могло оперативно вмешиваться в их жизнь для получения более значимых показателей, направленных на поставку Красной Армии вооружения, боеприпасов и различного вида продовольствия. По постановлению СНК СССР «О расширении прав Народных Комиссаров СССР в условиях военного времени»1 на наркомы возлагалась более широкая компетенция в сфере своей деятельности. На них возлагалась распределение и перераспределение важнейших ресурсов между отдельными предприятиями, назначение в особом порядке капиталовложения ради увеличения результатов производства, разрешение отдачи в эксплуатирование недостроенных предприятий и т.д.
Также следует отметить изменения, в период войны, в жилищных и наследственных правоотношениях. Важно было обособить в приоритетную сторону права и интересы военнослужащих и эвакуированных в восточные районы граждан. Советское государство проявляло максимальную, насколько это возможно, заботу об служащих в рядах Красной Армии солдатах, предоставляя им различные льготы. Например, 23 июня 1941 года Верховный Суд СССР дал указания нижестоящим судам о прекращении производства всех дел, связанных с выселением военнослужащих и их семей. В августе 1941 года СНК СССР постановил, что в военный период за указанными лицами остается право на жилую площадь без уплаты коммунальных платежей2. Временные жильцы, проживающие на площади военнослужащего, были обязаны покинуть ее после возвращения хозяина.
Намного труднее решался вопрос о жилой площади эвакуированных граждан. Законом предусматривалось, что если эвакуация оформлена, а квартплата безукоризненно вносится, то жилая площадь могла за ними сохраниться. Жилая площадь не оставалась за эвакуированными гражданами, в случае если они уезжали вместе со своим предприятием. Им давалась новое жильё на другом месте, а их прежняя жилплощадь отдавалась под распоряжение местных Советов, которые перераспределяли его в первую очередь сотрудникам оборонных предприятий, оставшимся в этом городе1.
Гражданское право в целом видоизменилось под военное время в плане прогресса в сторону решений вопросов связанных с государственным имуществом и распределения частичных личных имуществ военнослужащих и их семей.
2.2 Семейное право.
Значительный упадок населения СССР, из-за людских потерь, которых требовала война, потребовал издания некоторых законодательных актов, направленных на усовершенствование института брака, повышение показателей рождаемости и улучшение условий для многодетных семей, разрешения вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.
Меры, направленные на охрану интересов матери и ребенка и направленные на повышение демографической ситуации в стране Советского союза, были положены уже сначала Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года назначался налог на пресечение холостяков и бездетных граждан. Беременным женщинам устанавливался новый порядок выдачи пособия. Улучшилась организация ясельного обслуживания1.
Условия военного времени привели к необходимости проведения мероприятий по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление детей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. На каждого патронируемого выплачивалось пособие в сумме 50 руб. в месяц2. Обеспечение одеждой проводилось за государственный счет.
Для укрепления советской семьи и ее правовой устойчивости был издан указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинами, многодетным и одиноким матерям усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждение ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства», который повышал и поощрял статус матери
3.
Наряду со всеми переменами, вносились изменения касающихся некоторых вопросов о браке и семье. Например, довольно важным изменением было то, что супружеские права и обязанности возникали только при зарегистрированным браком. Тем не менее, были случаи когда фактические брачные отношения физически не могли быть зарегистрированными (смерть одного из супругов или безвестная пропажа на фронте одного из супругов). Тогда указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года предусматривалась возможность законного установления брака через суд4. Некоторые ограничения все-таки присутствовали, например, когда отменялось право обращении матери в суд с иском об утверждении фактического отцовства и взимании алиментов с лица, с которым не было заключено брака. В случае регистрации ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери1.
Значительно усложнился процесс развода в военное время. Развод производился уже не через регистрацию в ЗАГСе, а проходил в установленном судебном порядке. Для судебного разбирательство необходимо было подать заявление в народный суд (о желании расторгнуть брак с указанием причины развода), при этом после принятии заявления с супругов взыскивалось 100 руб. Сам процесс по расторжению брака в суде проходил в две стадии: Для начала народный суд пытался примирить супругов, если это не приводило к успеху, то истец мог подать свое заявление в вышестоящий суд (областной, краевой, окружной, городской и Верховный суд). Порядок развода без суда предусматривался только в этих случаях: пропажа без вести на фронте, осуждение к длительному сроку лишения свободны или хроническая болезнь супруга2. Однако и эти причины не являлись поводами для расторжения брака.
Массовые потери населения стало причиной того, что круг наследников расширялся. Установление новой очереди наследников было сказано в указе от 14 марта 1945 года, где вводили категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, братье и сестер наследодателя3
Новые очереди наследования выглядели следующим образом:
Наследство должно было разделяться между наследниками одной очереди на равные доли. Каждый мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.
Нормы семейного права, изданные в годы войны и послевоенное время, значительно повышали демографическую ситуацию в стране, спад который был вызван жестокой войной. Благодаря нововведениям в области семьи и наследования, расширялись понятия различных институтов и поднимались на более новый уровень правовые статусы семьи и наследников.
2.3 Трудовое право
Трудовое право военного времени регулировалось на основе чрезвычайного законодательства. Начиная с первых дней войны, начинают постепенно вводиться изменения в стандарты труда ради обеспечения фронта нужными боеприпасами, военным снаряжение и продовольствием с помощью увлечения показателей уровня производства различного вида ресурсов.
Колоссальный урон промышленному производству нанесло быстрое наступление фашистских оккупантов в 1941 г. Советское правительство своим постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельской местности» одобряло привлечение к труду несовершеннолетних детей, а так же устанавливало новые возрастные рамки для трудящихся(14-55 лет для мужчин и 14-50 для женщин). Рабочий день увеличивался до 10-12 часов в день (с учетом сверхурочных). Дети старше 10 лет добровольно приходили на производство, колхозные поля, работали на почте и в иных отраслях, где не требовались большие физические усилия1. Все это было обусловлено тем, что практически все трудоспособное население страны вступило в ряды советской красной армии2.
Директора предприятий, фабрик, промышленности, транспорта, сельского хозяйства получили полное право устанавливать сверхурочные работы своим подчиненным (до трех часов в день). Также отменялись отпуска любого вида, но они заменялись денежной компенсацией (допускались только отпуска по болезни, по беременности и работникам до 16 лет)3.
Все вышесказанное могло привести к массовым оставлениям рабочих мест, поэтому в декабре 1941 года назначается уголовная ответственность за самовольный уход с работы, который ровняют с дезертирством. Уже в сентябре 1942 года, эта норма действовала только на сотрудников и служащих в прифронтовых районах4.
Для колхозников вводилась обязательная норма от 100 до 120 трудодней, что было достаточно много. Колхозники, которые не выработали установленный минимум без какой либо уважительной причины, предавались и наказывались судом. Так же к судебной ответственности привлекались бригадиры и председатели колхозов, которые покрывали колхозников, не выполнивших установленный стандарт трудодней.
Таким образом, изменения трудового права периода войны, показывали особый и местами жёсткий режим на производстве, который государство старалось компенсировать, но военное время диктовало свои правила. Для сохранения баланса и затем увеличения производственных показателей, советскому государству приходилось идти на крайние меры ради победы над Фашистской Германией.
2.4 Уголовное право
В уголовном праве в основном действовали нормы права довоенного времени, однако военная обстановка вынуждала введение новых норм. Зачастую эти нормы были направлены на борьбу с врагом и его сторонниками внутри страны, а также с бандитизмом, который процветал в военные время.
Так для преступников, которые в период военных действия, пользуясь случаем, совершали кражу личного или социалистического имущества, строго наказывались Основными изменения в уголовном праве затрагивали такие актуальные вопросы как, ужесточение и пополнение новыми составами преступлений и усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.
С первого дней войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).
В ноябре 1943 года был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну». Утеря документов, содержащих государственную тайну, наказывалась лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Появились новые составы преступлений, например, преступления против человечества. Указ Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года вводил новые виды наказаний - смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы от 15 до 25 лет для немецко-фашистских захватчиков и их пособников1.
Среди статей, предназначенных исключительно для военного времени (всего их было восемь в УК РСФСР), наиболее часто по аналогии применялась ст. 59.6 УК РСФСР "Уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей". Данная статья применялась по аналогии в случаях, когда имело место такое невыполнение повинностей, которое специально не было предусмотрено особым законодательным актом, постановлением Верховного Суда СССР или разъяснением Наркомюста СССР.
По окончании войны и прекращении военного положения военная прокуратура железнодорожного и водного транспорта в 1946 году была преобразована в транспортную прокуратуру.
Посредством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, органы суда и прокуратуры в период военного времени выявляли причины и условия, способствовавшие совершению преступлений как в тылу, так и на фронте.
Таким образом, и во время войны процесс укрепления единства советского государства, усиления централизма и расширение полномочий органов Союза ССР сочетался с развитием инициативы органов государства, увеличение их прав, укрепление их суверенитете.
ГЛАВА II. Основные изменения в праве в период Великой Отечественной Войны
2.1. Гражданское право
Советское государство, являясь фактическим собственником всего имущества, включая заводы, фабрики, предприятия, могло оперативно вмешиваться в их жизнь для получения более значимых показателей, направленных на поставку Красной Армии вооружения, боеприпасов и различного вида продовольствия. По постановлению СНК СССР «О расширении прав Народных Комиссаров СССР в условиях военного времени»1 на наркомы возлагалась более широкая компетенция в сфере своей деятельности. На них возлагалась распределение и перераспределение важнейших ресурсов между отдельными предприятиями, назначение в особом порядке капиталовложения ради увеличения результатов производства, разрешение отдачи в эксплуатирование недостроенных предприятий и т.д.
Также следует отметить изменения, в период войны, в жилищных и наследственных правоотношениях. Важно было обособить в приоритетную сторону права и интересы военнослужащих и эвакуированных в восточные районы граждан. Советское государство проявляло максимальную, насколько это возможно, заботу об служащих в рядах Красной Армии солдатах, предоставляя им различные льготы. Например, 23 июня 1941 года Верховный Суд СССР дал указания нижестоящим судам о прекращении производства всех дел, связанных с выселением военнослужащих и их семей. В августе 1941 года СНК СССР постановил, что в военный период за указанными лицами остается право на жилую площадь без уплаты коммунальных платежей2. Временные жильцы, проживающие на площади военнослужащего, были обязаны покинуть ее после возвращения хозяина.
Намного труднее решался вопрос о жилой площади эвакуированных граждан. Законом предусматривалось, что если эвакуация оформлена, а квартплата безукоризненно вносится, то жилая площадь могла за ними сохраниться. Жилая площадь не оставалась за эвакуированными гражданами, в случае если они уезжали вместе со своим предприятием. Им давалась новое жильё на другом месте, а их прежняя жилплощадь отдавалась под распоряжение местных Советов, которые перераспределяли его в первую очередь сотрудникам оборонных предприятий, оставшимся в этом городе1.
Гражданское право в целом видоизменилось под военное время в плане прогресса в сторону решений вопросов связанных с государственным имуществом и распределения частичных личных имуществ военнослужащих и их семей.
2.2 Семейное право.
Значительный упадок населения СССР, из-за людских потерь, которых требовала война, потребовал издания некоторых законодательных актов, направленных на усовершенствование института брака, повышение показателей рождаемости и улучшение условий для многодетных семей, разрешения вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.
Меры, направленные на охрану интересов матери и ребенка и направленные на повышение демографической ситуации в стране Советского союза, были положены уже сначала Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года назначался налог на пресечение холостяков и бездетных граждан. Беременным женщинам устанавливался новый порядок выдачи пособия. Улучшилась организация ясельного обслуживания1.
Условия военного времени привели к необходимости проведения мероприятий по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление детей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. На каждого патронируемого выплачивалось пособие в сумме 50 руб. в месяц2. Обеспечение одеждой проводилось за государственный счет.
Для укрепления советской семьи и ее правовой устойчивости был издан указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинами, многодетным и одиноким матерям усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждение ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства», который повышал и поощрял статус матери
3.
Наряду со всеми переменами, вносились изменения касающихся некоторых вопросов о браке и семье. Например, довольно важным изменением было то, что супружеские права и обязанности возникали только при зарегистрированным браком. Тем не менее, были случаи когда фактические брачные отношения физически не могли быть зарегистрированными (смерть одного из супругов или безвестная пропажа на фронте одного из супругов). Тогда указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года предусматривалась возможность законного установления брака через суд4. Некоторые ограничения все-таки присутствовали, например, когда отменялось право обращении матери в суд с иском об утверждении фактического отцовства и взимании алиментов с лица, с которым не было заключено брака. В случае регистрации ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери1.
Значительно усложнился процесс развода в военное время. Развод производился уже не через регистрацию в ЗАГСе, а проходил в установленном судебном порядке. Для судебного разбирательство необходимо было подать заявление в народный суд (о желании расторгнуть брак с указанием причины развода), при этом после принятии заявления с супругов взыскивалось 100 руб. Сам процесс по расторжению брака в суде проходил в две стадии: Для начала народный суд пытался примирить супругов, если это не приводило к успеху, то истец мог подать свое заявление в вышестоящий суд (областной, краевой, окружной, городской и Верховный суд). Порядок развода без суда предусматривался только в этих случаях: пропажа без вести на фронте, осуждение к длительному сроку лишения свободны или хроническая болезнь супруга2. Однако и эти причины не являлись поводами для расторжения брака.
Массовые потери населения стало причиной того, что круг наследников расширялся. Установление новой очереди наследников было сказано в указе от 14 марта 1945 года, где вводили категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, братье и сестер наследодателя3
Новые очереди наследования выглядели следующим образом:
-
Дети, супруг, лица нетрудоспособные (наследовали в первую очередь) -
Трудоспособные родители (вторая очередь) -
Братья и сестры (третья очередь)
Наследство должно было разделяться между наследниками одной очереди на равные доли. Каждый мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.
Нормы семейного права, изданные в годы войны и послевоенное время, значительно повышали демографическую ситуацию в стране, спад который был вызван жестокой войной. Благодаря нововведениям в области семьи и наследования, расширялись понятия различных институтов и поднимались на более новый уровень правовые статусы семьи и наследников.
2.3 Трудовое право
Трудовое право военного времени регулировалось на основе чрезвычайного законодательства. Начиная с первых дней войны, начинают постепенно вводиться изменения в стандарты труда ради обеспечения фронта нужными боеприпасами, военным снаряжение и продовольствием с помощью увлечения показателей уровня производства различного вида ресурсов.
Колоссальный урон промышленному производству нанесло быстрое наступление фашистских оккупантов в 1941 г. Советское правительство своим постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельской местности» одобряло привлечение к труду несовершеннолетних детей, а так же устанавливало новые возрастные рамки для трудящихся(14-55 лет для мужчин и 14-50 для женщин). Рабочий день увеличивался до 10-12 часов в день (с учетом сверхурочных). Дети старше 10 лет добровольно приходили на производство, колхозные поля, работали на почте и в иных отраслях, где не требовались большие физические усилия1. Все это было обусловлено тем, что практически все трудоспособное население страны вступило в ряды советской красной армии2.
Директора предприятий, фабрик, промышленности, транспорта, сельского хозяйства получили полное право устанавливать сверхурочные работы своим подчиненным (до трех часов в день). Также отменялись отпуска любого вида, но они заменялись денежной компенсацией (допускались только отпуска по болезни, по беременности и работникам до 16 лет)3.
Все вышесказанное могло привести к массовым оставлениям рабочих мест, поэтому в декабре 1941 года назначается уголовная ответственность за самовольный уход с работы, который ровняют с дезертирством. Уже в сентябре 1942 года, эта норма действовала только на сотрудников и служащих в прифронтовых районах4.
Для колхозников вводилась обязательная норма от 100 до 120 трудодней, что было достаточно много. Колхозники, которые не выработали установленный минимум без какой либо уважительной причины, предавались и наказывались судом. Так же к судебной ответственности привлекались бригадиры и председатели колхозов, которые покрывали колхозников, не выполнивших установленный стандарт трудодней.
Таким образом, изменения трудового права периода войны, показывали особый и местами жёсткий режим на производстве, который государство старалось компенсировать, но военное время диктовало свои правила. Для сохранения баланса и затем увеличения производственных показателей, советскому государству приходилось идти на крайние меры ради победы над Фашистской Германией.
2.4 Уголовное право
В уголовном праве в основном действовали нормы права довоенного времени, однако военная обстановка вынуждала введение новых норм. Зачастую эти нормы были направлены на борьбу с врагом и его сторонниками внутри страны, а также с бандитизмом, который процветал в военные время.
Так для преступников, которые в период военных действия, пользуясь случаем, совершали кражу личного или социалистического имущества, строго наказывались Основными изменения в уголовном праве затрагивали такие актуальные вопросы как, ужесточение и пополнение новыми составами преступлений и усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.
С первого дней войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).
В ноябре 1943 года был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну». Утеря документов, содержащих государственную тайну, наказывалась лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Появились новые составы преступлений, например, преступления против человечества. Указ Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года вводил новые виды наказаний - смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы от 15 до 25 лет для немецко-фашистских захватчиков и их пособников1.
Среди статей, предназначенных исключительно для военного времени (всего их было восемь в УК РСФСР), наиболее часто по аналогии применялась ст. 59.6 УК РСФСР "Уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей". Данная статья применялась по аналогии в случаях, когда имело место такое невыполнение повинностей, которое специально не было предусмотрено особым законодательным актом, постановлением Верховного Суда СССР или разъяснением Наркомюста СССР.