Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды государственных пенсий.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
1.1. Понятие государственных пенсий
1.2. Виды государственных пенсий
1.3. Круг лиц, имеющих право на получение пенсии
Глава 2. Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения
2.1. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
2.2. Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения
Список использованной литературы и источников.
[3] Миронова Т.К. Право социального обеспечения. М., 2015. С. 211.».
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Право социального обеспечения»
на тему
«Понятие и виды государственных пенсий»
Работу выполнил (а) студент (ка) |
группы ОКК-22111МО |
Специальность: Право и организация социального обеспечения |
Бочкарева Евгения Денисовна |
|
Научный руководитель: |
Мартьянова Екатерина Васильевна |
МОСКВА
2023
-
Введение -
Цель -
Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации -
Понятие государственных пенсий -
Виды государственных пенсий -
Круг лиц, имеющих право на получение пенсии -
Глава 2. Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения -
Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения -
Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения -
Заключение -
Список использованной литературы и источников
Введение
Актуальность темы исследования «Понятие и виды государственных пенсий» обусловлена тем, что отдельные аспекты особенностей государственного пенсионного обеспечения остаются не урегулированными в должной степени действующим российским законодательством, присутствует терминологическая неопределённость и бессистемность большинства понятий исследуемой сферы. При определении необходимого прожиточного минимума в рамках выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению должно быть уделено отдельное внимание нуждам граждан, заключающимся в вынужденно завышенных потребностях, необходимых для нормальной жизни и развития. Исходя из расчета выявленных нужд граждан, стоит увеличивать размер той или иной государственной пенсии не только с учетом повышения цен на минимальный набор потребительской корзины, но и с учетом перспективы качественного повышения уровня жизни граждан, не имеющих возможности сделать это самостоятельно и как никто другой нуждающихся в поддержке государства. В силу того, что пенсионная система представляет собой сложный экономико-правовой институт, в настоящем исследовании обосновывается, насколько степень реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение и качество правового регулирования зависят от решения системных проблем российской экономики, самой пенсионной системы, всей сферы социального обеспечения. Утверждается, что при рассмотрении экономико-правовых последствий какого-либо пенсионного реформирования недопустимо искажение принципов, изначально положенных в основу системы государственного пенсионного обеспечения, умаление прав граждан и снижение уровня гарантированности их реализации. Повышенная ответственность
государства абсолютно правомерна и в силу того, что система социального обеспечения призвана обеспечить реализацию конституционных прав граждан и носит государственный характер.
Цель:
Цельюданной курсовой работы являлось комплексное исследование вопросов по теме «Понятие и виды государственных пенсий».
В связи с поставленной целью определен следующий круг задач:
определить понятие и виды пенсий;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения;
определить круг лиц, имеющих право на получение пенсии;
выявить актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения;
выявить перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения, а также другие аспекты, необходимые для раскрытия главного вопроса темы исследования.
Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
1.1. Понятие государственных пенсий
Пенсионная система Российской Федерации состоит из двух частей: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Накопительный компонент (в его обязательной части), входящий в пенсионную систему, функционирует в рамках обязательного пенсионного страхования. Что касается добровольной части накопительного компонента, также входящего в пенсионную систему, то он функционирует в формате негосударственного пенсионного обеспечения, основанном на договорном регулировании, что относит его в основном к предмету ведения гражданского права. Главное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования заключается в различном финансовом обеспечении: «если страховые пенсии обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то выплата и доставка государственных пенсий производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета»[1] Как верно отмечает исследователь Ю.В.Воронин: «Принципиальной особенностью пенсии, существенно отличающей этот вид социальных выплат от всех других, является ее регулярный характер, означающий, что пенсия устанавливается на весь период нетрудоспособности гражданина»[2].
Устоявшиеся в науке права социального обеспечения подходы правоведов к пониманию категории «пенсия» основываются на таких признаках, как «комплементарность, регулярность, денежное выражение и финансирование за счет централизованных финансовых источников, основным признаком пенсии является прошлая трудовая и/или иная общественно полезная деятельность»[3
]. Принципиальным отличием той выплаты, которую современный законодатель называет «социальная пенсия», от классического понятия «пенсия» является формирование социальной пенсии без учета трудовой деятельности (стажа и величины заработка), выплата которой осуществляется исключительно из средств федерального бюджета. Государственные пенсии имеют особые цели:
1. Компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо компенсация утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
2. Компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;
3. Предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.
1.2. Виды государственных пенсий
В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
- государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам;
- государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов;
- социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации. «Социальная пенсия, в отличие от пенсии как постоянного и основного источника средств к существованию, является помощью, служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии), что, безусловно, сближает ее с пособием»[4].
Пенсии различных типов и видов выплачиваются за счет средств государственной системы обязательного пенсионного страхования либо за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, т.е. пенсионные средства находятся в собственности государства.
В момент выплаты за счет этих средств пенсии, установленной конкретному физическому лицу (пенсионеру), происходит переход права собственности на часть находящихся в собственности государства пенсионных средств, равную месячному размеру выплачиваемой этому лицу пенсии, от государства к данному лицу, после чего это лицо вступает в права частной собственности в отношении конкретной денежной суммы, полученной им пенсии, которая с этого момента уже может входить в его наследственное имущество. Что касается оставшейся части пенсионных средств, то она продолжает находиться в собственности государства до момента производства выплаты пенсионеру очередных ежемесячных сумм установленной ему пенсии.
Выплата пенсии прекращается со смертью пенсионера. Оставшаяся часть пенсионных средств, которая не была выплачена пенсионеру в виде пенсии, остается в собственности государства и используется для выплаты пенсий другим пенсионерам.
«В принципе, пенсионные средства, перманентно образующиеся из поступающих налогов или из страховых взносов, вообще невозможно персонифицировать применительно к конкретному пенсионеру»[5]. Индивидуальному учету подлежат не денежные средства, а пенсионные права. Пенсионные права действительно индивидуальны, а пенсионные средства имеют общий характер и используются государством для обеспечения выплаты пенсий не какому-то конкретному лицу, а всему контингенту пенсионеров.
Таким образом, публичные пенсионные обязательства длящегося характера перед пенсионером невозможно рассматривать с позиции его права собственности на имущество (пенсионные средства), находящееся до момента реализации соответствующих обязательств в государственной собственности.
Принципиально важно, что в соответствии с российским пенсионным законодательством любая пенсия, в том числе и по государственному пенсионному обеспечению, выплачивается гражданину в виде ежемесячной денежной суммы, поэтому пенсию невозможно получить всю сразу, например, в виде единовременной суммы. В силу этого пенсионер не может изначально обладать правом собственности на всю пенсию (до тех пор, пока он ее фактически не получил), что исключало бы возможность последующего изменения ее размера.
В рамках рассмотрения видов государственных пенсий несколько слов хотелось бы отдельно уделить характеристике пенсии за выслугу лет.
Прежде всего необходимо отметить, что «пенсии за выслугу лет» относятся к государственным пенсиям, что прямо закреплено в ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, который среди видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению называет пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет - это пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы или работы на должностях летно-испытательного состава при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); прекращением ими военной службы или службы в органах и войсках, указанных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также работы гражданами из числа космонавтов при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты указанной пенсии реализуется государственная гарантия материального обеспечения определенной законом категории граждан, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении соответствующей службы или работы.
Таким образом, сформулировав понятие «пенсия за выслугу лет» и проведя сравнительный анализ условий назначения и размера пенсий за выслугу лет военнослужащим и другим категориям граждан, мы пришли к следующим заключениям.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим условия назначения пенсий за выслугу лет и размеры этих пенсий для военнослужащих, является Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (распространяющий свое действие также на граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и устанавливающий для указанных граждан аналогичные условия для назначения пенсии за выслугу лет), для остальных категорий - Закон о государственном пенсионном обеспечении.