Файл: Практических заданий по дисциплине специальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||||
| ||||
Группа | ||||
Студент | | | ||
| | |
Москва
2022
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание № 1 Напишите эссе на одну из предложенных тем по выбору.
Дети с нарушениями речи (понятия и причины возникновения).
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.
На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
Дети с речевыми нарушениями -это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения,возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).
Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Задание № 3 Заполните таблицу.
№ | Тип дизонтогенеза | Психологические особенности детей |
1 | Стойкое психическое недоразвитие | Низкие интеллектуальные и познавательные способности, отсутствие абстрактного мышления. Для детей характерна произвольная память. ребенок отстает в физическом развитии, моторика практически не развивается, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера. Значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость» (Олигофрения). |
2 | задержанное развитие | Основные познавательные функции (мышление, память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера) у ребенка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет: ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-то, неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, повышенная двигательная и речевая активность, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. |
3 | Поврежденное развитие | Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи, наблюдается снижение познавательной деятельности, утрата приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д. |
4 | дефицитарное развитие | патологическое формирование личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматических сферах обуславливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы |
5 | искаженное развитие | Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Недоразвитие более древних психических сфер. Они включают область инстинктов и аффективности. Оторванность от действительности, погруженности в себя, отсутствие интереса к окружающим, замкнутости, закрытости и негативизме. Ребенок не способен трансформировать внешне социальные влияния в структуру собственной личности. Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма. |
6 | дисгармоническое развитие | Недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Данная амалия развития имеет больше социальный, чем биологический характер. Проявляется в неадекватных реакциях на внешние средовые раздражители, нарушениях поведения, затрудненной адаптации к социуму. |
Задание № 7. Ответьте на вопросы, приведенные ниже.
-
Какова последовательная цепочка вторичных отклонений, имеющихся у лиц с нарушениями слуховой функции?
По И. М. Соловьеву у категории детей с нарушением слуха отмечены такие специфические закономерности развития психики, как: нарастание незначительных отличий глухого от нормы на ранних этапах онтогенеза в течение последующего времени. В условиях специального обучения происходит сближение вплоть до совпадения с нормой развития глухого ребенка. Далее стойкая глухота препятствует спонтанному появлению словесной речи, что в свою очередь определяет стойкое своеобразие практически всех аспектов социопсихического развития глухого ребенка. Доказано, что даже небольшое нарушение слуха или односторонняя глухота заметно снижают способность ребенка к обучению, общению и к поведению в классе. (Далее краткая характеристика развития речи, сенсорного развития, мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия, вибрационных ощущений, осязательного восприятия, статических ощущений, кинестетических ощущений, нравственного развития, эмоциональной сферы, самосознания
-
В чем заключается проблема компенсации глухоты (на основе теории компенсации психических функций Л. С. Выготского). 3) Каким образом данные положения в теории компенсации психических функций Л. С. Выготского определяют сущность работы с детьми, имеющими нарушения слуха?
Компенсация психических функций (лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип - межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций.
Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. "Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь" (Л. С. Выготский).
Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций.
Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов — восприятия, памяти, воображения, мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.
-
Каковы характерные черты психического развития в детском и подростковом возрасте у людей, имеющих нарушения слуха и нарушения центральной нервной системы (при олигофрении, задержке психического развития, детском церебральном параличе, нарушении речевых зон коры головного мозга)?
При всех типах нарушений наблюдается: 1) снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; 2) трудность словесного опосредования; 3) замедление процесса формирования понятий.
Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии нагляднообразного и словеснологического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной, бедный запас сведений об окружающем, замедленное формирование понятий о форме и величине предметов, замедленное формирование счетных операций, неспособность к пересказу прочитанного, инертность психических процессов, конкретно-образный тип мышления, незрелость поведения. Недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленность в овладении двигательными навыками, трудности в овладении статического и динамического равновесия, нарушение плавности и синхронности движения, низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом. Для детей и подростков с нарушениями слуха характерны