Файл: Тенденции и противоречия развития культуры России в xx веке.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)".
Факультет истории и права
РЕФЕРАТ
на тему: «Тенденции и противоречия развития культуры России в XX веке»
Выполнила:
студентка 3-го курса, группы ИОZ- 231
Дробноход Анастасии Олеговны
44.03.05 Педагогическое образование
(История и Обществознание)
Специальность (направление подготовки).
Преподаватель:
к.и.н., доцент
Прокофьева Е.В.
Таганрог, 2021 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………………...3
-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА……………………………………….……............4 -
СИМПТОМЫ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ.......................................................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………………17
Введение
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.
Цель данной работы изучить тенденции и противоречия развития культуры России ХIХ - начала XX века.
Задачи:
-
Рассмотреть основные направления развития русской культуры в XIX – начале ХХ в. -
Охарактеризовать симптомы культурного кризиса в России конца XIX – начала XX веков.
-
Основные направления развития русской культуры в XIX – начале ХХ в.
Как известно, XIX в. вошел в российскую историю наравне с другими знаменательными событиями как «золотой век» русской культуры, что дало возможность России не только достичь высоких результатов в этой области по сравнению с передовыми европейскими государствами, но в некоторых направлениях и значительно опередить их. Уникальность этого явления состоит, по нашему мнению, в том, что оно происходило на фоне политического и социально-экономического отставания российского общества в этот исторический период. В то же время необходимо подчеркнуть, что в условиях модернизации российское государство остро нуждалось в образованных специалистах, подготовка которых проходила в городах, которые также стали формироваться как основные культурные центры. В свою очередь, этот процесс позитивно сказался на развитии основных направлений русской культуры, в частности литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и т.д.
Стремительный рост русского самосознания после победы в Отечественной войне 1812 года также сказался на становлении «золотого века» русской культуры, движении декабристов, мощном подъеме общественной и философской мысли, появлении уникальных художественных произведений, связанных с началом новой эпохи в русской культуре. Все это и многое другое изменило к концу XIX в. представление о том, что победивший в Отечественной войне 1812 года русский народ по-прежнему оставался в «рабстве и невежестве», что хорошо видно, например, из творчества великого русского поэта А.С. Пушкина. [4]
Этот период способствовал активному развитию двух течений общественной и философской мысли о будущем России – западничеству и славянофильству, которые глубоко расходились во взглядах на важные аспекты культуры. Как известно, западники отстаивали европейские образование, науку, просвещение и т.д., определяющие общественную жизнь. Славянофилы, в свою очередь, признавали самобытный путь развития России, делали ставку на ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие. В передовой дворянско-русской культуре красной нитью проходила мысль против сословного неравенства, крепостничества, беспредельного произвола властных структур, засилья чиновничьей бюрократии.
Одновременно в первой половине XIX в. в русской культуре наблюдается начавшийся рост ее демократизации. В содержании произведений культуры начинает все больше звучать тема «простого» народа, положения и судеб «бедных людей». Эта тема получает свое развитие уже в пореформенную эпоху, связанную с отменой крепостного права в феврале 1861 г. и последующими реформами Александра II: земской, городской, судебной, военной и др.
По аналогии с XIX в. начало XX в. называют «серебряным веком» русской культуры – главным образом в сфере литературы и искусства. Великие социальные и военные потрясения, которые произошли в этот сравнительно краткий по времени период российской истории, оказали серьезное воздействие на культуру страны. В этот период Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. Усилилась интеграция русской культуры в общемировую. С одной стороны, в России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран – телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль, летательные аппараты, достижения точных наук; широкое распространение в литературе и искусстве получили различные направления – импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и т.д. С другой стороны, мировая культура значительно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. [3]
В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, для которой была характерна быстрая смена эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который уступает место романтизму, а на смену ему приходит реализм. Смена их происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям. Кроме этого, гражданственность, чувство национального самосознания, патриотизм всегда были основой русской литературы с древнейших времен. Эти черты сохранились и развивались в первой половине XIX в., чему способствовала прежде всего Отечественная война 1812 года. Тема войны, патриотизма русского народа вошли в творчество известных русских поэтов: Державина, Карамзина, Жуковского, Крылова, Востокова, Пушкина, Пущина, Лермонтова и многих других. Особое значение для русской культуры имела поэзия декабристов К.Ф. Рылеева, А.И. Полежаева и др., которая была проникнута патриотизмом, любовью к своей Родине, поисками добра и справедливости. Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII–XIX вв. Видным представителем сентиментализма был Н.М. Карамзин. Широкую известность принесла ему повесть «Бедная Лиза» (1790 г.). В начале XIX в. Карамзин становится убежденным консерватором и монархистом. Новые воззрения писателя отразились в его главном труде – «История государства Российского».
В эпоху Отечественной войны 1812 года, когда особое распространение получают идеи патриотизма, необходимости служения Родине и т.д., сформировался стиль «романтизм». Его характерная черта – противопоставление реальной действительности и идеальных образов, ситуаций, мировосприятия. В.А. Жуковский – поэт, положивший начало развитию романтизма в отечественной поэзии. Белинский отозвался о его творчестве как о «целом периоде нравственного развития нашего общества». С писателями романтического направления связано формирование русского исторического романа. Видным популяризатором национальной старины и самобытности в первой половине XIX в. стал герой войны 1812 года М.Н. Загоскин (1789–1852). Написанный им «Юрий Милославский» оказался «первым историческим русским романом». [1]
С середины XIX в. начал формироваться новый стиль русской литературы – реализм, в котором видную роль сыграло творчество А.С. Пушкина. В его произведениях наиболее полно выразились национальные черты русского характера. Как известно, великий русский поэт явился ярким выразителем русской словесности, родоначальником русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения – «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и другие – связаны с романтизмом. Однако позднее в его творчестве преобладает реализм, хотя представлены основные виды и жанры литературы. В частности, в поэтическом творчестве он – певец свободы.
Во второй половине столетия в литературе окончательно утверждается реализм и появляется критический реализм. Русские писатели в своем творчестве отражали реальные события из жизни общества, давали объяснения существующим несправедливостям. Об этом свидетельствуют названия произведений, например, Чернышевского и Герцена – «Что делать?» и «Кто виноват?» Описывая события, они не только ставили вопросы, волновавшие современное общество, но и предлагали их решение.
На вторую половину XIX в. приходится творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Чехова и других выдающихся русских писателей, которые в своих бессмертных произведениях обращаются к внутреннему миру человека, его духовности, проблемам, независимо от социального статуса. [5]
Так называемый «серебряный век» русской литературы, сменивший на рубеже веков «золотой век» пушкинской эпохи, принес в отечественную литературу массу идейных шатаний. В русской литературе начала XX в. ведущую роль продолжали играть Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин Сибиряк, А.П. Чехов, придерживавшиеся традиций критического реализма. Эти традиции продолжили и писатели нового поколения – А.М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин. Но наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные кружки и объединения – символистов, акмеистов, футуристов и др., стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений.
Символизм как разновидность модернистского направления в литературе и искусстве сложился во Франции в 80–90-е гг. XIX в. Одним из первых организованных выступлений русских символистов был сборник «Русский символизм» (1893), в котором были представлены так называемые «старшие» символисты Д.С. Мережковский и В.Я. Брюсов. Позже на арену художественной словесности вышли «младосимволисты» – А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, 3.Н. Гиппиус, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др. В 1904–1905 гг. издавался журнал символистов «Весы». Характерная особенность поэтов-символистов – высокая «техника» стихосложения, «изобретательство» необычных слов и выражений. Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Среди первых его произведений самым лучшим стали «Стихи о Прекрасной Даме», написанные под прямым влиянием идей Вл. Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Позже в творчестве А. Блока на передний план выходит тема России, любви к ней – «Русь», «Скифы», «Родина» и др. К поэзии серебряного века относятся также М.И. Цветаева, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак и многие другие.
В 1910 г. появляется в русской литературе и искусстве другое модернистское течение – футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего», отрицали традиционную культуру, ее моральные и художественные ценности. Эти принципы были изложены в своеобразном манифесте футуристов под характерным названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в 1912 г. Главное требование футуристов – абсолютная свобода творчества. [3]
В русской архитектуре первой половины XIX в. длительное время сохранял свои позиции классицизм, утвердившийся в России в конце XVIII в. Разновидностью классицизма, явился ампир, получивший распространение в начале ХIХ в. В стиле ампир возводились преимущественно здания общественного назначения: правительственные учреждения, театры, храмы. Наиболее видными представителями классицизма в русской архитектуре были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Д.И. Жилярди, О.И. Бове. Воронихин возвел в Петербурге Горный институт и Казанский собор, Росси – новые здания Сената и Синода, а также Главный штаб, Михайловский дворец, Александрийский театр и примыкавшую к нему улицу (названную в честь зодчего улицей Росси). Старов, Жилярди и Бове возвели монументальные здания в Москве (среди них Большой театр, Манеж, новое здание Московского университета на месте разрушенного при пожаре Москвы в 1812 г.). К середине XIX в. входят в моду псевдорусский стиль и псевдоготика. Создателем псевдорусского стиля был Карл Тон, по проектам которого были возведены в 40-е гг. Большой дворец и Оружейная палата в Кремле, Николаевский вокзал в Москве и Московский в Петербурге.