Файл: Тенденции и противоречия развития культуры России в xx веке.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Своеобразием отличалась архитектура и скульптура в России в конце XIX – начале XX в. Ведущим становится стиль «модерн», которому присущи свободное развитие объемов, асимметрия и вместе с тем монолитность сооружений, их монументальность. Модерн отличался и характером оформления зданий – применением мозаики, витражей, керамики, скульптуры. [5]
Для России XIX в. стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни.
Для русской музыкальной культуры первой половины XIX в. характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьезный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра. В русской музыке первой половины XIX в. шел интенсивный процесс внедрения национальной мелодики и тематики. Интонации народных мелодий явственно звучат в романсах А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, которые явились создателями жанра городского романса. [1]
В русской живописи первой половины XIX в. наметился постепенный переход от академизма, оплотом которого являлась Императорская академия художеств. Наиболее видным представителем академической школы был Карл Брюллов. Брюллов, сохраняя верность академическому искусству, уже тяготел к реализму. Наиболее известно его грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Поэт Е.А. Баратынский писал тогда: «И стал “Последний день Помпеи” для русской кисти первый день». Брюллов писал и портреты своих современников – И.А. Крылова, В.А. Жуковского, Н.В. Кукольника и др. О.А. Кипренский и В.А. Тропинин – выдающиеся художники-портретисты первой половины XIX в. Кипренский передавал в портрете сложный внутренний мир настроений, переживаний. Хорошо известен написанный им портрет А.С. Пушкина (1827). Для творчества Тропинина характерна непосредственность изображения. Он любил изображать людей за каким-нибудь занятием. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист». Мастером бытового жанра был А.Г. Венецианов. Он создал серию картин, изображавших крестьян и сельский быт (например, «Гумно», «На жатве», портреты многих крестьян). [4]
В конце XIX – начале XX в. к новому поколению передвижников принадлежали братья А.М. и В.М. Васнецовы, Н.А. Касаткин, C.А. Коровин, И.И. Бродский, В.А. Серов, И.Ф. Юон. Передвижничество этого периода выражалось в работах на сюжеты из жизни крестьян, рабочих, жителей городов, сел и деревень. Серов создал серию ярких по реалистичности портретов современников, в том числе императоров Александра III и Николая II. Глубокой поэтичностью отличаются полотна братьев Васнецовых на исторические и сказочные сюжеты.
В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства» (просуществовало до 1924 г.). В него вошли видные художники А.Н. Бенуа, Д.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев. К нему примыкали также К.А. Коровин, И.И. Левитан, И.Э. Грабарь и Н.К. Рерих. Они пропагандировали высокую живописную культуру, новые формы средств выражения.
Русское искусство получило широкое признание во многих европейских странах. Проводимые С.П. Дягилевым Русские сезоны в Париже в начале ХХ в. явились этапными событиями в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры». В следующем году в концертах они могли познакомится с русской музыкой от Глинки до Скрябина.
-
Симптомы культурного кризиса в России конца XIX – начала XX веков
Под кризисом культуры понимают переломный момент в ее развитии, тяжелое переходное состояние культуры.
Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и тенденции новой зарождающейся культуры. [3]
Русская культура конца XIX – начала XX веков эпоха русского культурного ренессанса, эпоха творческого подъема поэзии и философии, религиозного беспокойства и искания, и в то же время эпоха драматичного катастрофичного мироощущения, предчувствий надвигающихся катастроф. Поэты и религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Их пророчества о близящемся конце мира реально означали приближение конца старой, императорской России.
В качестве одной из особенностей и кризисных симптомов культуры Серебряного века можно выделить кризис христианского сознания.
Официальным канонам православия противопоставлялась «новое религиозное сознание», софиология, мистико-религиозные искания, часто граничащие с сектантством и эзотеризмом, теософия и антропософия, внеили межконфессиональный религиозный опыт, — например, толстовство, позже рерихианство и т.п. Серебряный век стремится к новой органичности – отсюда его неограниченное желание магического искусства, некой сакральности, очищающей и преображающей действительности.
Те же тенденции можно наблюдать и в культуре рубежа конца XX – начала XXI, когда рядом с исповеданием традиционной православной религиозности может стоять интерес к различным оккультным практикам, причем, если ранее это явление было распространено более в среде интеллигенции, то в настоящее время это перешло в широкие народные массы.
Как следствие умаления богопочитания русская культура конца XIX – начала XX веков центр внимания переносит на человека, проблемы его свободы и творчества. [6]
Культура Серебряного века, равно как и рубежа XX - XXI веков «болела» культом творчества, которому придавалось особое, универсальное, даже религиозное значение. Всем видам и формам деятельности культурной элиты придавался неординарный, новаторский и даже эпатирующий характер. Творчество и его критерии не случайно выводились не только из области художественного или научного творчества, но из религии и философии, из сферы бессознательного; эти категории прилагались к нравственности и политике, к бытовому поведению и житейским обстоятельствам, применительно к самой социальной практике также применялись принципы и подходы творческой деятельности.
Носители русской культуры Серебряного века были исполнены настроениями апатии, уныния, упадничества, ожидания катастроф. Интеллигенция была в России как на необитаемом острове. Народ был малограмотен, а в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура. Она страдала непониманием народа (несмотря на абстрактное «народолюбие») и в то же время тщеславной жаждой его спасения, поиском путей развития страны. Русская интеллигенция была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. Ее отличал нравственный и правовой нигилизм, идеология разрушения, ненависти, внутренней войны.
Вся культура рубежа XIX – XX веков была соткана из противоречий самого разного характера. Все складывалось из крайностей; рядом с символистами были футуристы, рядом с «богоискателями» — «богостроители», недалеко от Булгакова и Флоренского философствовал В.Розанов; почти каждый поэт или мыслитель был человеком двойственым и состоял в незавершимом споре с самим собой.
Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа XIX – XX и XX - XXI веков. Устоявшимся школам в искусстве противопоставлялся разнообразный художественный модернизм, включающий самодовлеющее формально-художественное новаторство (граничащее с экспериментаторством), антинормативизм, демонстративный субъективизм.
Противоречивость состояния культуры заключалась также в поиске новых путей развития русской культуры, связанных с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются русским содержанием. [3]
Эта всепроникающая двойственность была довольно опасным состоянием, понимание и переживание которого порождало стремление собрать, соединить все. Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство, философию, религию – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности. Глобализация истории и глобализация культуры – это главные характеристики культуры не только начала XXI века, но и XX века.
Отсюда синкретизм культуры Серебряного века как некий доминантный принцип, на котором основали свою деятельность все деятели культуры Серебряного века: философы, художники, поэты, писатели, музыканты, архитекторы, деятели театра.
Огромную роль в становлении культурного синтеза Серебряного века сыграла философия всеединства великого русского философа конца XIX в. В.С. Соловьева, ставшая смысловым «стержнем» и обоснованием интегративного стиля культуры.
Практически все творческие люди начала ХХ в. страдали в той или иной степени декадентством — нравственным или эстетическим, философским или социально-политическим, культивируя в своем творчестве и в самих себе болезненную тягу к упадку, жестокости, смерти, разложению. С. Франк, анализировавший такое парадоксальное, болезненное явление, как «этика нигилизма», отмечал, что замена творчества разрушением, вытеснение любви ненавистью, гармонии дисгармонией, развитие центробежных сил в ущерб силам центростремительным ведет к цивилизационной катастрофе.
Российское общество двигалось к всеобщему расколу, брожению, смуте. Серебряный век в России, вопреки субъективным намерениям и мечтам участников культурно-исторического процесса, завершился социокультурным расколом, революцией и длительным противостоянием «двух культур» в рамках одной национальной культуры, ростом насилия и кровопролитной, невиданной по своим масштабам гражданской войной, установлением жестокого тоталитарного режима, положившего конец культурному и социально-политическому плюрализму и вскоре создавшего, с одной стороны, монолитную, монистическую советскую тоталитарную культуру, непримиримую к любому, даже очень незначительному, инакомыслию. [4]
Беда этого кризисного времени заключалась в том, что его культура была как бы «запрограммирована» на саморазрушение: чем более последовательно она созидала свое противоречивое целое, тем неизбежнее был ее результирующий взрыв.
Относительно современной нам российской культуры можно сказать, что, не смотря на совпадение многих болезненных симптомов и общее состояние упадничества, все же нас не постигнут столь трагические последствия как для культуры рубежа XIX – XX веков. Хочется надеяться, что кризисные симптомы культуры рубежа XIX – XX веков послужат уроком и предостережением для современников культуры рубежа XX – XXI веков.
Заключение
Таким образом, конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием.
Конец XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны.
Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья 20в.
История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же, как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.
Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.