Файл: Механизмы экологической политики великобритании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

2.1 Система экологических разрешений в сфере промышленности
Важно подчеркнуть, что система экологического регулирования, в том числе и разрешительной деятельности, в Великобритании складывалась не одно десятилетие и характеризуется особенностями, связанными как с самой историей и сегодняшней практикой развития этого вида регулирования, так и со спецификой, отражающей многовековую историю демократической системы государственного управления и регулирования в целом. Сама по себе эта систем является чрезвычайно сложной, многокомпонентной, динамичной и, в то же время, максимально открытой.

Хотя адаптация такой системы к реальным условиям сложившейся в Российской Федерации регулятивной практики невозможна, следует обратить внимание на ряд особенностей британской разрешительной системы, которые целесообразно учитывать при построении новой российской системы экологического регулирования, основанной на переходе к технологическому нормированию. К таким особенностям следует отнести следующие позиции:

Разработка и внедрение единой разрешительной системы в области охраны окружающей среды в Великобритании осуществлялись в рамках специальной программы, рассчитанной более чем на десятилетие.

Комплексный характер единой разрешительной системы, ее сложность и объемность, охват всех ранее существовавших разрешительных режимов, всех видов и типов регулируемых объектов, всего многообразия нормативных требований, изложенных в директивах ЕС и национальных нормативных правовых актах (НПА).

Универсальность принципа технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ) за счет его распространения на все виды регулируемых объектов.

Разделение разрешительных процедур и содержательной составляющей (экологических требований, включаемых в разрешения). Процедуры являются предметом основного текста базового законодательного акта (Регламента 2016 г.), а требования к регулируемым объектам взяты из «экологических» директив ЕС и национальных НПА и в сжатом, но исчерпывающем виде зафиксированы в соответствующих приложениях к Регламенту.

Последовательная детализация требований НДТ, используемых в экологических разрешениях, включая технологические показатели / нормативы, в законодательстве, других НПА и методических документах.


Широкое применение возможности отступления от требований НДТ при выдаче экологических разрешений на основе результатов оценки экологических рисков и проведения анализа затрат и выгод.

Детальная проработка нормативной, методической и информационной основ регулирования, что существенно повышает эффективность регулирования и облегчает задачи, как регуляторов, так и операторов регулируемых объектов.

Сосредоточение регулятивных полномочий преимущественно на региональном / субрегиональном уровне.

Индивидуальный характер выдаваемых экологических разрешений для наиболее значимых загрязнителей при одновременном наличии стандартных правил для однотипных объектов с низким уровнем воздействия на окружающую среду.

Многовариантность регулятивных процедур (регулируемые объекты, регуляторы, виды разрешений и т.п.).

Открытость, публичный доступ ко всем видам информационных ресурсов, касающихся организации и функционирования разрешительной системы.

Ориентация на партнерские отношения между регуляторами и операторами регулируемых объектов.
Правовое регулирование утилизации опасных отходов в Англии и Уэльсе практически полностью основывается на законодательстве Европейского союза (ЕС). Представляется, что это связано с повышенной опасностью подобного вида отходов для здоровья человека и окружающей среды и, следовательно, деятельность по утилизации таких отходов предполагает централизацию правового регулирования и преобладание императивных норм над диспозитивными.

В законодательстве ЕС на сегодняшний день одним из важнейших документов в сфере регулирования утилизации отходов является Директива по отходам 2008/98/ЕС3. Этот нормативный акт устанавливает основные подходы и принципы регулирования утилизации отходов для стран – участниц ЕС.

Именно опираясь на этот документ, законодатели государств– членов ЕС должны издавать акты, регулирующие вопросы, связанные с утилизацией и переработкой отходов. Вторым основополагающим документом, регулирующим сферу утилизации отходов в ЕС, является Решение Европейской комиссии 2000/532/ЕС4, утвердившее Европейский каталог отходов, который заменил все предыдущие подобные каталоги и списки. Указанный Европейский каталог отходов содержит наиболее полный и подробный перечень отходов на сегодняшний день в европейском праве и является ориентиром для всех государств – членов ЕС.

Основной принцип Регламента обращения с опасными отходами 2005 г. – это необходимость строгой подотчетности государственным органам предприятий, которые осуществляют деятельность по переработке и утилизации опасных отходов.



Так, на предприятиях, занимающихся вышеуказанной деятельностью, лежит обязанность ежегодно направлять уведомления-отчеты в Агентство по окружающей среде Великобритании с подробной информацией о помещениях, где содержатся или откуда удаляются опасные отходы (ст. 21 Регламента). В свою очередь, на Агентство по окружающей среде Великобритании возлагаются обязательства по проведению периодических проверок производителей, сборщиков и перевозчиков опасных отходов (статьи 56 и 57 там же).

Отдельное внимание уделяется контролю за перевозкой опасных отходов. Регламент устанавливает особую систему транспортных накладных, сопровождающих опасные отходы при их перемещении (ст. 33). Данные накладные содержат в себе информацию о характеристиках отходов, данные о перевозчике отходов, а также данные об организации или лице, ответственном за окончательное уничтожение отходов.

Производитель или лицо, осуществляющее хранение опасных отходов, должны сохранять все соответствующие записи не менее трех лет с момента передачи отходов другому лицу (ст. 49 (3) Регламента), а перевозчики – не менее одного года с момента доставки отходов до конечного пункта назначения (ст. 50 (2) там же).

В Регламенте также предусматриваются санкции за нарушение установленных Регламентом положений, устанавливающие максимальную меру ответственности в виде двухлетнего тюремного заключения и выплаты штрафа (ст. 69).

Специфика правового регулирования предприятий по выработке электроэнергетики из отходов В последние годы все больше внимания как государства, так и бизнеса привлекают проекты, объединяющие в себе процессы по утилизации отходов и выработке из них тепла и электричества (сектор «waste to energy»).

Подобные проекты, с одной стороны, позволяют сократить зависимость стран – участниц ЕС от импорта энергоносителей, а с другой стороны – добиться установленных в различных программных документах целей по снижению уровня вредного воздействия на окружающую среду и развитию возобновляемой энергетики. В частности, Седьмая программа действий в области защиты окружающей среды в рамках ЕС устанавливает необходимость достижения отметки потребления электроэнергии из возобновляемых источников в 20 % к 2020 г.

Особенность правового регулирования функционирования предприятий по переработке отходов в электроэнергию, главным образом, состоит в том, что такое регулирование основывается на двух блоках правовых норм:


нормы, регулирующее процессы сжигания отходов;

нормы, регулирующие выработку, использование и продажу электроэнергии и тепла, которые вырабатываются за счет сжигания отходов (данный блок правовых норм остается за рамками исследования настоящей статьи).

Важнейшим документом, регулирующим процесс сжигания отходов в ЕС, является Директива о промышленных выбросах 2010/75/EU8. Этот документ устанавливает конкретные технические требования, которым должны удовлетворять установки, сжигающие отходы, в том числе имеющие целью выработку электроэнергии (Приложение VI Директивы). В 2013 г. указанная Директива была имплементирована в английское законодательство поправками к Регламенту о разрешениях в сфере окружающей среды 2010 г.

Тем не менее, несмотря на соблюдение требований, установленных Директивой 2010/75/EU, предприятие, перерабатывающее опасные отходы, не сможет приступить к работе в Англии без получения двух важнейших документов:

Разрешение на разработку инфраструктурного проекта национальной значимости;

Разрешение от Агентства по охране окружающей среды Великобритании

Разрешение на разработку инфраструктурного проекта национальной значимости Термин «инфраструктурные проекты национальной значимости» определен Законом о планировании 2008 г.9 Имеющими национальную значимость признаются те инфраструктурные проекты, которые включают в себя строительство или реконструкцию какого-либо объекта из перечисленных в п. 1 ст. 14 вышеназванного Закона. К подобным объектам английский законодатель отнес, помимо прочего, станции по выработке электроэнергии, а также предприятия по переработке опасных отходов при условии, что они удовлетворяют требованиям ст. 30 Закона.

Важно отметить, что Закон о планировании 2008 г. наделяет члена Кабинета министров (Secretary of the state) правом включать в установленный перечень также иные прямо не названные законодателям объекты, но связанные с такими отраслями, как энергетика и утилизация отходов (п. 5 ст. 14 Закона).

В соответствии со ст. 31 Закона для разработки инфраструктурного проекта национальной значимости или его части необходимо получение специального разрешения. Согласно ст. 37 заявление на получение разрешения на разработку подобного проекта необходимо подавать в Комиссию по планированию инфраструктуры (Infrastructure Planning Commission), которая принимает решения о выдаче соответствующих разрешений на основании Программы государственной политики (National Policy Statement), речь о которой пойдет ниже.


Сама процедура получения разрешения подробно прописана в части 5 Закона о планировании 2008 г. Важно отметить, что Законом об управлении на местах 2011 г.10 (Localism act 2011) Комиссия по планированию инфраструктуры была упразднена, а ее функции были переданы на министерский уровень (ст. 128 Закона об управлении на местах). Тем не менее сама процедура принятия решения о выдаче разрешений на разработку крупных инфраструктурных проектов осталась практически неизменной.

Непосредственно сами заявления рассматриваются Органом по планированию крупных объектов инфраструктуры (Major Infrastructure Planning Unit) при Инспекторате по планированию (Planning Inspectorate), в то время как вышеуказанный член Кабинета министров принимает окончательное решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство.

Процедура получения разрешения от Агентства по охране окружающей среды подробно прописана в Регламенте об экологических разрешениях (Англия и Уэльс) 2010 г. Значимость этого документа трудно переоценить, так как ни одно предприятие, работающее в сфере утилизации отходов, не вправе функционировать без соблюдения положений данного Регламента.

В соответствии со ст. 13 указанного Регламента правом на получение разрешения от Агентства по охране окружающей среды наделены непосредственно операторы предприятий, занимающиеся утилизацией отходов. По общему правилу, таким оператором является лицо, которое осуществляет контроль над предприятием, утилизирующим отходы (ст. 7 Регламента).

Процедура подачи заявления и получения разрешения раскрывается в Приложении 5 Регламента. Важно отметить, что положения указанного Приложения предусматривают обязательное проведение общественных слушаний и консультаций перед принятием решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения. Чтобы облегчить заявителям процесс получения разрешения, Агентство по охране окружающей среды опубликовало руководство с соответствующими разъяснениями. Это руководство доступно на официальном интернет-сайте Агентства.
2.2 Экологический налог в Великобритании
Экологические налоги направлены на увеличение доходов правительства, в то же время препятствуя поведению, наносящему ущерб окружающей среде. Примеры включают налог на свалки в Великобритании и налог на изменение климата.

Экологическая налоговая реформа (ETR) - это когда другой налог (например, на доход или на рабочую силу) уменьшается на аналогичную сумму (как это произошло, когда был введен налог на изменение климата)