ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2"
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС.»
на 2020-2024 учебный год
учителя начальных классов
Тарасовой Ольги Михайловны
Новосергиевка 2022г
Карта личностно-профессионального роста педагога
МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2»
I. Личные сведения о педагоге
| Ф.И.О. | Тарасова Ольга Михайловна |
| Дата рождения | 17.07. 1999 года |
| Место рождения | Пос. Новосергиевка |
| Паспортные данные | 5319 929539 |
| Образование(название вуза, спец. по диплом, год окончания) | среднеспециальное, педагогический колледж г. Бузулук, спец.- преподавание в начальных классах, квал.- учитель начальных классов, № диплома 115624 4040452 в 2020г; регистрационный номер 15060, год окончания 2020г. среднеспециальное, педагогический колледж г. Бузулук, спец.- воспитатель детей дошкольного возраста, № диплома 4040452 ,серия 115624, год окончания 2020г. |
| Прием на работу | 01.09.2020. |
| Стаж работы | 2 года |
| Стаж работы в данном ОУ | 2 года |
| Стаж работы в должности учитель начальных классов | 2 года |
| Квал. категория | - |
| Повышение квалификации | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж им. Н. К. Калугина» г. Оренбург Центр непрерывного повышения педагогического мастерства – « Научно – методические и организационно – практические аспекты реализации ФГОС начального общего образования», № удостоверения 562413172332; регистрационный номер 546; дата выдачи 28 января 2022г. |
| Разряд | - |
| Адрес | п.Новосергиевка, пер.Степной д 14 |
| Телефон (дом, сот) | 2-46-80 89325348631 |
| Поощрения, награды | - |
| Сведения о воинском учете | невоеннообязанная |
| Руководство ШМО, РМО | - |
| Наставничество | - |
| Наличие личного сайта (блога) на страницах Интернет | |
План самообразования
Моя методическая тема: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС.»
Срок реализации: 2020 – 2024гг.
Пояснительная записка
Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусств, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В.Запорожец.
Цели:
Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Задачи:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Ожидаемые результаты.
Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно: - овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками; - участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески; - возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности; формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.
Актуализация темы.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной
, нужно учить творчеству.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника.
Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.
Развить способности это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Вместе с тем, теоретический и анализ практической деятельности показал, что в рамках образовательных учреждений концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение, что позволило нам определить следующие противоречия между:
- развивающейся системой образования детей и недостаточной разработанностью структурных и содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей
- растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях учебной деятельности;
- разнообразие программ внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей растущего человека.
Выявленные противоречия подтверждают актуальность проблемы и необходимость ее исследования.
Новизна исследования состоит в том, что Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.
Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования: