Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Президент РФ в системе государственной власти. Административно-правовой статус государственных органов исполнительной власти

1. Полномочия Президента РФ в системе государственной власти.

2. Правовой статус и структура Администрации Президента РФ.

3. Понятие государственного органа исполнительной власти, его компетенция.

4. Система государственных органов исполнительной власти: понятие, принципы построения, структура.

5. Правительство РФ как высший орган государственной исполнительной власти.

6. Система федеральных государственных органов исполнительной власти.

7. Система органов исполнительной власти субъектов РФ.

8. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти.



  1. Полномочия Президента РФ в системе государственной власти.



Конституция РФ (ст. 80) закрепляет государственно правовой ста­тус Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, и гражданина. Президент наделяется полно­мочиями по принятию и реализации мер по охране суверенитета, не­ зависимости и государственной целостности России, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов госу­дарственной власти. Президент РФ организует функционирование всех ветвей государственной власти, координирует их взаимодейст­вие, представляет государство внутри страны и в международных от­ношениях.

Согласно статье 110 Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в России осуществляет правительство под общим руководством Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти вы­текают из его общих конституционных полномочий как главы госу­дарства по вопросам внутренней политики, они характеризуются как государственно управленческие.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным и федеральным законодательством, выделяются следующие направления реализации Президентом РФ полномочий в сфере исполнительной власти.

Во-первых, это полномочия государственно политического харак­тера по организации функционирования исполнительной власти в целом. Они включают: назначение
Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождение Председателя Правительства Российской Федерации от должности. В ст. 111 Конституции Российской Федерации говорится, что Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. В случае освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Президент вносит в Государственную Думу кандидатуру на этот пост в недельный срок.

Если Государственная Дума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент может распустить ее или назначить Председателя Правительства Российской Федерации самостоятельно.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Глава правительства организует работу правительства в соответствии с распоряжениями, поручениями президента и несет персональную ответственность перед главой государства за осуществление возложенных на правительство полномочий.

Президент формирует Госсовет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Госсовета определяется федеральным законом.

Он формирует и возглавляет Совет безопасности, который содействует главе государства по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Полномочия главы государства по вопросам системной организации исполнительной власти в России включают органи­зацию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Законом о Прави­тельстве РФ. Он утверждает по предложению главы правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения, определяет, какими органами руководит он сам, а какими — Правительство РФ.



Президент принимает отставку премьер-министра, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит.

Президент назначает после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; осуществляет руководство деятельностью ряда федеральных министерств (Минобо­роны России, МВД России, Минюста России, МИД России, МЧС России) и подведомственных им федеральных служб и агентств. Пре­зидент также руководит деятельностью самостоятельных федераль­ных служб и агентств (СВР России; ФСБ России; ФСО России и др.), распределяет и перераспределяет функции между органами исполни­тельной власти, деятельностью которых он руководит, утверждает по­ложения о них, назначает руководителей и заместителей руководите­лей этих органов.

Президент имеет полномочия по введению на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения при обстоятель­ствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федера­ции и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ полномочия Президента по определе­нию направления и содержания деятельности исполнительной власти охватывают: определение основных направлений внутренней и внеш­ней политики государства (ст. 80) посредством обращения к Феде­ральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84); внесение законопроектов в Государственную Думу по вопросам государственного управления; осуществление руководства внешней политикой (ст. 86). Кроме того, Президент является Верхов­ным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87). В сфере обеспечения законности и государственной дисциплины Президент РФ наделен правом принимать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ (ст. 90). Во исполнение конституционных положений о том, что Прези­дент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека, и гражданина(ст.80), он наделен значительными полномочиями об­ласти обороны, обеспечения порядка и безопасности внутри страны.


В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент в отношени­ях с Государственной Думой осуществляет полномочия по назначе­нию выборов Государственной Думы и ее роспуску на основании по­ложений конституционных норм, закрепленных в ст. 109, 111, 117.

Взаимоотношения Президента РФ с судебной властью и прокура­турой закреплены в ст. 128, 129 Конституции РФ. Президент Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в других предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности генпрокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает и освобождает от должности иных прокуроров в соответствии с законом.

Президент обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 78) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ, в том числе может использовать со­гласительные процедуры для разрешения разногласий между органа­ми государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов субъектов Фе­дерации, если они противоречат Конституции, федеральным зако­нам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина.



  1. Правовой статус и структура Администрации Президента РФ.




Президентские полномочия осуществляются лично Президен­том РФ. В то же время многогранность работы Президента, широчай­ший спектр его деятельности предполагают наличие специального органа, создающего условия для реализации Президентом его кон­ституционных полномочий. Таким органом выступает Администра­ция Президента РФ, являющаяся рабочим органом — аппаратом, со­средоточившим значительный объем полномочий, необходимых для подготовки президентских решений и контроля за их реализацией. Современный статус президентской Администрации определен в Положении об Администрации Президента Российской Федерации как государственного органа, обеспечивающего деятельность Прези­дента РФ.

В функции президентской Администрации входят: организация подготовки законопроектов для внесения их Пре­зидентом в Государственную Думу в порядке законодательной ини­циативы; подготовка и представление Президенту РФ проектов ука­зов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президен­ту РФ документов; обеспечение обнародования федеральных законов и иных документов, подписанных Президентом РФ; подготовка мате­риалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Соб­ранию РФ, для его программных выступлений; обеспечение деятель­ности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; под­ готовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной вла­сти; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профес­сиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово­-промышленными палатами; обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; кон­троль исполнения федеральных законов (в части, касающейся полно­мочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод че­ловека и гражданина),указов, других решений Президента РФ; подго­товка предложений Президенту РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной вла­сти; содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кад­ровым вопросам и др.

В состав Администрации входят: Руководитель Администрации и его заместители, пресс-секретарь, помощники и полномочные пред­ставители Президента в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, уполномоченные по защите прав предпринимателей, по правам ребенка, советники Президента и иные должностные лица Администрации; управления Президен­та РФ; иные самостоятельные подразделения Администрации. Администрация Президента РФ формируется Президентом в соот­ветствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ для обеспечения всех направ­лений его деятельности.