Файл: Памятка для анализа планирования и применения строевых упражнений на физкультурном занятии или в других формах работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 809
Скачиваний: 42
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети старшей группы должны уметь строиться быстро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объем и содержание требований к старшим детям значительно возрастает. Однако нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Даже команда как прием обучения, требующий одновременных и четких действий не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: "Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: "Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два ... три!" Или: "Будем учиться останавливаться по команде: "Стой!.. Раз - два!" как настоящие физкультурники. Давайте попробуем... Затем обязательно следует оценка действий детей, но она должна быть только доброжелательной даже в отношении тех, кто не сумел, к примеру, приставить вовремя ногу.
Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа "Построй, как хочешь".
Например: "В колонну стройся!.. Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться: рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!». Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль".
Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как "Чье звено быстрее построится", "Ищи вожатого", в которых воспитателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения - равнение в строю, дистанцию.
В интересной форме можно предложить дошкольникам становиться в колонну строго на свое место. В игре "Репка" (аналог игры "Чье звено быстрее построится") каждая колонна состоит из семи человек — репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Критерием правильности построения послужат маски - шапочки и детали костюмов. Такая игра украсит любой праздник. Используя интерес детей к игре, можно совершенствовать конкретные навыки строя, отдавая следующие команды: стоять в основной стойке, ноги в коленях выпрямить, плечи развернуть, подтянуть живот, смотреть перед собой, руки повернуть ладошками к бедру, расстояние до стоящего впереди определить на глаз и т.д. В основе всех этих требований лежат игровые задания типа "Кто лучше построится".
Злоупотреблять при обучении дошкольников методом команд не следует. Выполнить устный приказ со всеми его атрибутами затруднительно даже для старших детей. Выполнение команд - не самоцель, а средство организации. Поэтому следует применять самые доступные детям команды, которые, кстати, они с удовольствием переносят в свои игры: «В колонну становись!», "На месте (или «В обход по залу») шагом - марш!", "На месте - стой, раз - два!"
Во всех других ситуациях вполне убедительными средствами корректировки строя являются распоряжения ("Подравняйтесь!", "Проверьте расстояние на глаз, руки не поднимайте!") и указания ("Не опускайте голову!", 'Поднимайте ногу выше!") и др.
Построение в шеренгу. Шеренга — строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
В помещении и на открытой площадке дети строятся и шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям,
Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров — предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров - игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.
По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться — носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место л шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.
Разнообразие и сложность заданий зависят от конкретных педагогических задач и уровня обученности детей.
Построение в круг. Круг - самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в крут можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы крут был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений, поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа ("Чей круг самый ровный?").
Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.
Построение врассыпную. Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.
Место воспитателя во всех случаях — на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.
Перестроения. Это переходы из одного строя в другой. Практическая необходимость перестроения возникает на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы.
В младшей группе дети чаще всего выполняют общеразвивающие упражнения в кругу. Если они движутся колонной вокруг расставленных на полу кубиков, то перестроение в круг совершается естественно: дети подходят к предметам. Если используется один ориентир, вокруг которого должен быть образован круг, или ориентира вовсе нет, воспитатель перестраивает малышей в круг, предложив им взяться за руки, а сам соединяет "хвост" и "голову" колонны. Чтобы увеличить размер круга, надо всем вместе сделать шаг назад, после чего опустить руки.
Аналогично можно построить круг из шеренги: дети, стоящие на линии или у стены, берутся за руки. Воспитатель заводит образовавшуюся цепочку к противоположному флангу. В этом случае лучше использовать ориентир в центре площадки - игрушку, обруч и т.п.
В средней группе дети перестраиваются на общеразвивающие упражнения из одной общей колонны в несколько колонн, которые принято называть звеньями. Звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Звенья выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. К моменту подачи команды или распоряжения о перестроении воспитатель должен занять соответствующее место, что дает возможность корректировать перестроение. Воспитатель является ориентиром для детей, они выходят "на него".
На первых порах дети останавливаются перед перестроением, и звенья выводятся вперед по очереди. Используются зрительные ориентиры. В последующем звенья "идут на воспитателя" одновременно и останавливаются в установленном месте, за 2 — 2,5 м до воспитателя.
Во время выполнения упражнений воспитатель стоит напротив свободного пространства, а не перед звеном. Ест звеньев четыре — между вторым и третьим, если три педагогу следует перемещаться из одного пролета в другой при показе упражнений.
После окончания упражнений все звенья выполняют непродолжительную ходьбу на месте: "На месте шагом марш!.. Первое звено, вперед - марш!.." - звено начинает ходьбу в обход. Звеньевые последующих звеньев шагают на месте до тех пор, пока к ним приблизится замыкающий предыдущего звена.
В старшей группе дети должны уметь перестраиваться в звенья через середину по три. Они также «выходят на воспитателя» от противоположной короткой стены. Дети первой тройки разводят руки в стороны, обозначая тем самым интервал. Остальные равняются на них. Такой способ перестроения активно формирует навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции, ее сообразительность, самостоятельность в отличие от перестроения с помощью звеньевых, когда большинство детей перемещаются бездумно.
Обратное перестроение происходит так: дети должны на ходу сомкнуть строй и повернуться направо после чего, разворачиваясь влево, тройка за тройкой движется в обход, создавая общую колонну. В старших группах используется также перестроение из колонны по одному в колонну по четыре
дроблением и сведением. Такое перестроение красиво смотрится на физкультурных праздниках, особенно, если для выполнения упражнений применяются разные предметы, например в крайних звеньях - флажки, в стоящих середине – «султанчики».
Порядок перестроения дроблением и сведением таков: по сигналу колонна движется «на воспитателя» через середину площадки от короткой стены; когда направляющий дойдет до противоположной стены, подается команда: "Налево и направо через одного в обход - марш!"; когда направляющие колонны встретятся, подается команда: «Через середину парами - марш!»; затем: "Пара - направо, пара - налево - марш!"; и наконец: "На середину четверками — марш!"
Самостоятельная работа по теме 1.2.
Цель занятия: закрепление знаний о методике обучения детей дошкольного возраста основным движениям, актуализировать знания об этапах обучения, методах и приемах, отработка умения отбирать двигательное содержание, подбирать критерии для оценки организационных условий для проведения физкультурных занятий с дошкольниками.
Задание 1. Подготовьтесь к составлению конспекта физкультурного занятия (уточнение программного содержания, подбор физических упражнений, дозировки и методов в зависимости от этапов обучения, определение форм организации детей).
Последовательность выполнения:
1. Из любой основной образовательной программы, рекомендованной ФГОС ДО выписать программное содержание по обучению основным движениям в какой-либо возрастной группе, для которой будет составлен конспект
2. Составить перечень физических упражнений, которые могут быть применены на данном занятии с опорой на содержание.
3. Определить, какой будет этап обучения (произвольно) и сформировать задачи к нему. Ответ:
План-конспект основной части физкультурного занятия в старшей группе | |||||||
| Тема занятия, тип. «Волшебный мяч» | ||||||
Оборудование и атрибуты | детские волейбольные мячи | ||||||
Частные задачи | Содержание | Дозировка | Команды и распоряжения | Методические указания по организации и профилактике травматизма | |||
Водная часть (_ мин) | |||||||
| Построение в шеренгу | 1 мин | Равняйсь, смирно! На первый второй рассчитайсь! Сегодня на занятии мы будем выполнять упражнения с мячом, на гимнастической скамейке, прыгать из обруча в обруч, играть в веселые игры. Вы готовы? (Да)Тогда начинаем! | Проверяем осанку | |||
| | | | | | ||
Построение в колонну | 1 сек | Направо! В обход по залу шагом марш! | | ||||
Х одьба (обычная)и | 2 м | | Руки на поясе | ||||
Ходьба на носочках | 2 м, по 3 р. | Идем на внешней стороне стопы, руки на поясе. | Руки за головой | ||||
Построение в колонны | 1 мин | Остановились. Налево! В колонны, первые номера к синей кегле, а вторые к желтой. Те, кто впереди руки в стороны, остальные вперед. Кругом! | Проверяем осанку | ||||
Основная часть (_ мин) | |||||||
| И.п. – о.с., мяч на груди. 1 - надавить на мяч ладонями; 2-3 -удерживать напряжение; 4 – и.п. | 3-4 раза | | Кисть поднята кверху Увеличивать силу надавливания Расслабиться | |||
| | | | | | ||
И.п. – узкая стойка, мяч сзади внизу. 1-3 – пружинящие наклоны вперед с отведением мяча назад; 4 – и.п. | 5-6 раз | | Ноги и руки прямые, по возможной амплитуде | ||||
И.п. – сед ноги врозь, мяч внизу. 1-3 – наклониться, прокатить мяч от правой ноги к левой; 4 – и.п. 5-8 – то же в др. сторону | 4-5 раз | | Ноги в коленях не сгибать | ||||
Ноги в коленях не сгибать | 5-6 раз | | Стараться не уронить мяч | ||||
И.п. – стойка, руки на поясе, мяч на полу. Подпрыгивать с ноги на ногу вокруг мяча | 2 серии по 8-10 раз | | Менять направление, чередовать с ходьбой |