Файл: Памятка для анализа планирования и применения строевых упражнений на физкультурном занятии или в других формах работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 814

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
: вводной, основной и заключительной. Особенность занятий является многократное использование бега в различных темпах - быстро, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет повышение функциональных возможностей организма, на воспитание общей выносливости.

Вводная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т. д.) В целях улучшения техники движения, укрепления мышц ног, совершенствования осанки. После ходьбы дети строятся в звеньевые колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

Основная часть предназначается для выполнения общеразвивающих упражнений, дающих хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений, из которых вначале даются более сложные или новые, а затем после пробежки со средней скоростью знакомые (повторно, заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В завершение этой части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.

В заключительной части дается бег в медленном темпе, с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.

Таким образом, обеспечивается освоение программного материала и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

Типы физкультурных занятия.

Физкультурные занятия бывают :

- учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.

- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк»«Колобок», решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

-Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к 
занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.

-Комплексное: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.

-Физкультурно-познавательное : занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.

-Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

-Контрольное: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.

-Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.

Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:

- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;

занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;

занятие контрольного и учетного характера, где проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.

Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.

Требования к подбору физических упражнений на занятиях

Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе «Программы воспитания в детском саду». Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей данной группы, состояние здоровья каждого ребенка в отдельности, общий уровень развития, приобретенные детьми двигательные навыки, индивидуально типологические особенности каждого ребенка, время года, условия для проведения занятий, а также и учета предыдущей деятельности детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.



Разработке плана очередного занятия предшествует тщательный анализ 2—3предыдущих и особенно последнего занятия. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущих занятиях, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в учете каждого занятия (степень усвоения всеми^ и отдельными детьми нового программного материала, прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей на занятии, индивидуальных занятий и т. п.).

Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их общая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую четкую последовательность в выполнении постепенно усложняющихся задач, прохождение программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям; повторение и совершенствование уже знакомых. Указываются конкретные физические упражнения. После этого уточняются упражнения вводной и заключительной частей занятия.

Общая и моторная плотность занятия

Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой.

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временным показателем ко всей длительности занятия, данного в процентах.

В моторную же плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

Моторная плотность занятия - это отношение времени, затраченного детьми непосредственно на двигательную активность, к общей плотности занятия.

Для расчета моторной плотности необходимо прохронометрировать время выполнения ребёнка физических упражнений (t, умножить на 100% и разделить на общее время 
занятий (t общ).

Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100

Общая плотность –это характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т. д.) к продолжительности всего занятия.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

На необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) определяются как педагогически неоправданная затрата времени.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия, и его квалифицированного проведения.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Если общая плотность 
занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия.

Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.

Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

при правильном распределении нагрузки:

- в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного,

- увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного;

- выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного,

- в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.

Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному уровню.

Методы организации детей на занятии

Воспитатель использует различные методы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Используя фронтальный метод, детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального метода целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Этот метод эффективен для воспитания у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности