Файл: Контрольная работа по дисциплине Русский язык и деловая коммуникация Проверил.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
Контрольная работа
по дисциплине
«Русский язык и деловая коммуникация»
Выполнил: Проверил:
Красных Дарья Сергеевна доктор пед.наук, профессор
студент группы ЗФКм-111 заведующий кафедрой
№ зачетной книжки 212000957 А. А. Евтюгина
Екатеринбург
2022
ВАРИАНТ 7
I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Расставьте ударения.
Сливовый (неправ. Сливовый), кухонный (неправ. Кухонный), лавровый (неправ. Лавровый), обеспечение (неправ. Обеспечение), мозаичный (неправ. Мозаичный), набело (неправ. Набело),
Предвосхитить (неправ. Предвосхитить), щекотно (неправ. Щекотно), шасси (неправ. Шасси), столяр (столяр), черпать (неправ. Черпать), бармен (неправ. Бармен), уведомить (неправ. Уведомить), украинский (украинский), свекла (неправ. Свекла), щавель (неправ. Щавель), щелкать (неправ. Щелкать), феномен (неправ. Феномен), фольга (неправ. Фольга), хаос (неправ. Хаос), генезис (неправ. Генезис).
II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.
1) Скульптура располагается на высоком подстаменте. - Скульптура располагается на высоком постаменте.
2) Сначала выучи уроки, а потом играйся. - Сначала выучи уроки, а потом играй.
3) Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об ихних детях. - Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об их детях.
III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Диспетчер-диспетчера; шеф-повар-шев-повара; бухгалтер-бухгалтеры; инженер-инженеры; кабель-кабели; зять-зятья; дно-донья; купол-купола; директор-директора; крейсер-крейсера.
2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения).
Сулугуни, мужской род – твердый сулугуни; письмо-запрос, мужской род – сложный письмо-запрос;
Монако, средний род – жаркое Монако; судья, мужской род – строгий судья; зебу, мужской род – красивый зебу; хиппи, общий род – молодой (молодая) хиппи; колибри, общий род – маленький (маленькая) колибри; МВД, мужской род – честный МВД; протеже, общий род – благодарный (благодарная) протеже; манго, средний род – вкусное манго; сладкоежка, общий род – неуловимый (неуловимая) сладкоежка; КПД, мужской род – нужный КПД.
3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).
Семьсот тридцать два
Родительный (кого? чего?) – семисот тридцати двух.
Дательный (кому? чему?) – семистам тридцати двум.
Творительный (кем? чем?) – семьюстами тридцатью двумя.
Предложный (о ком? о чем?) – о семистах тридцати двух.
Пятьсот сорок девять
Родительный (кого? чего?) – пятисот сорока девяти.
Дательный (кому? чему?) – пятистам сорока девяти.
Творительный (кем? чем?) – пятьюстами сорока девятью.
Предложный (о ком? о чем?) – о пятистах сорока девяти.
Триста шестьдесят пять
Родительный (кого? чего?) – трехсот шестидесяти пяти.
Дательный (кому? чему?) – тремстам шестидесяти пяти.
Творительный (кем? чем?) –тремястами шестьюдесятью пятью.
Предложный (о ком? о чем?) – о трехстах шестидесяти пяти.
4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.
1) Весной киви откладывает яйцо в имеющий вид плоской платформы
гнездо. – Весной киви откладывает яйцо в гнездо, имеющее вид плоской платформы.
2) Лицо женщины было покрыто траурным вуалем. – Лицо женщины было покрыто траурной вуалью.
3) Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной. – Андрей написал Наташе, что если она хочет, то может считать себя свободной.
4) Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает. – Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое сейчас уже не работает.
5) Сойдя с поезда, его ждала машина. – Когда он сошел с поезда, его ждала машина.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Подберите к каждому слову по два синонима.
Считать
- думать, смотреть; говорить – разговаривать, беседовать; еда - пища, трапеза; подобный - близкий, точный; долгий – продолжительный, продолговатый.
2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.
Казус – курьезный, неловкий случай. У мальчика случился неприятный казус.
Алгоритм – оптимальные и эффективные алгоритмы поиска. Сегодня мы будем изучать алгоритм нахождения площади круга.
Прерогатива – исключительное право, привилегия какого-либо государственного органа или должностного лица. Каждый генеральный директор крупного предприятия имеет свои прерогативы.
Калейдоскоп – оптический прибор, в него можно наблюдать быстро сменяющиеся разнообразные цветные узоры. Бабушка подарила мне красивый калейдоскоп.
Тривиальный – неоригинальный, пошлый. Я считаю его поступок тривиальным, безвкусным и неуместным в данном случае.
3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.
Втирать очки – обманывать, водить в заблуждение.
Содом и Гоморра – дикий хаос, полнейший кавардак (ужасный беспорядок).
Два сапога пара – о двух людях, вполне сходных, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам.
Тихой сапой – крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.
4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых
словосочетаний.
1) От страха душа в пятку ушла. – От страха душа в пятки ушла.
2) Еще не время отдыхать на лаврах. – Еще не время почивать на ларах.
3) Друзья пошли в огонь, воду и медные трубы. – Друзья прошли огонь, воду и медные трубы.
5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
1) Семидесятилетняя слепая старушка ходила в сарай по проволоке. – Семидесятилетняя слепая старушка ходила в сарай, держась за проволоку.
2) В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. – В феврале продолжительность суток возрастет на два часа.
3) В сочинении ученика много дефектов. – В сочинении ученика много ошибок.
4) Все студенты своевременно выполнили заданное задание. – Все студенты своевременно выполнили данное задание.
5) После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта. – После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем
достигла кульминации.
6) Татьяна любила вставать с зарницей. - Татьяна любила вставать с зарей.
7) Из лесу мы возвращались с цельной корзиной грибов. - Из лесу мы возвращались с целой корзиной грибов.
8) Неизвестный аноним сообщил о готовящемся ограблении. – Аноним сообщил о готовящемся ограблении.
V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.
Членистоногие - книжная, научный.
Изумительный – книжный, художественный.
Поручитель – Книжный, официально-деловой.
Разбазарить – разговорный.
Эксперимент – книжный, публицистический.
Рекламодатель – книжный, официально-деловой.
Мамаша – разговорный.
Фолиант – книжный, публицистический.
Вакансия – книжный, официально-деловой.
Пищеблок – книжный, официально-деловой.
Устав – книжный, официально-деловой.
Индивидуальный предприниматель – книжный, официально-деловой.
Плакса – разговорный.
Плавсредство – книжный, официально-деловой.
2. Определите, к какому стилю принадлежит текст, и приведите доказательства.
О масштабах воздействия человека на природно-территориальный комплекс можно судить по степени преобразования земной поверхности в пределах конкретных территорий, в том числе по соотношению долей площади, занятых естественной растительностью, сельскохозяйственными угодьями, застройкой.
По нашему мнению, для оптимизации использования земель необходимо поддерживать эколого-геотехноморфологический статус территории, который определяется соотношением площадей, занятых: а) рельефоидами (зданиями, инженерными сооружениями) вместе с
асфальтированными поверхностями (Р); б) техноплагенновозникшими, техногенноизмененными, техногенносозданными формами, т. е. преобразованным рельефом (ПР); в) естественными формами рельефа (ЕР).
Кратно поясним, что имеется в виду под техноморфологическим рельефопреобразованием территории. Производственная деятельность проявляется в геотехноморфогенном пространстве напрямую и опосредованно, поэтому принципиально различать техноплагенные (от лат. plaga – толчок) процессы, которые представляют собой развивающиеся за счет природных сил явления, возникшие вследствие технологического толчка или в результате завершившегося техноморфологического мероприятиядействия. В отличие от них под техногенными процессами подразумеваются непосредственные технологические действия по перемещению (изъятию или привнесению) вещества (материала) земной поверхности как части литосферы.
Данный текст принадлежит к научному стилю, т.к. в нем используется:
-
Узкоспециальная терминология (техноплагенновозникшими, рельефоидами, ПР, естественные формы рельефа)
Морфологический уровень.
-
Гл. несов. Вида в форме настоящего времени (представляют и др.) -
Глаголы в страд. форме (определяется, проявляется, подразумевается) -
Причастие (возникшие, занятых, развивающиеся)
Синтаксический уровень.
-
Сложные предложения с союзным словом «который» (… процесса, которые представляют собой...) -
Причастные обороты (… явления, возникшие вследствие…)
VI. РИТОРИКА
Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).
1) Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Фридрих Ницше).
2)Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Фридрих Ницше).
Актуальность поднятой темы очевидна, ведь культура – это неотъемлемая часть жизни людей во все времена. Автор считает, что культура это всего лишь поверхностная часть мира и не придает ей должного значения.
Я же, хоть и понимаю все глобальные значения культуры, соглашусь с Ф. Ницше. В моем понимании культурные ценности действительно очень дороги для всего мира. Но культура - это действительно лишь тонкая яблочная кожура над пылающим хаосам.
В качестве первого аргумента, доказывающего мою точку зрения приведу такой пример.
-
Во время войны жизнь общества превращается в хаос, и культура уже не имеет такого глобального значения, ведь мир погружен в борьбу и страх. На фоне страшнейших событий войны, культура отодвигается на второй план и кажется действительно лишь тонкой оберткой человеческой жизни. -
Другим примером могут служить глобальные природные катаклизмы: наводнения, смерчи, землетрясения. На фоне катастрофических явлений, этого бурлящего хаоса, где важно только сохранить человеческие жизни, спасти детей и родственников, культурные ценности уже не кажутся такими глобальными.
Таким образом, моя точка зрения совпадает с точкой зрения втора. Культура глобальна и существенна, но некоторые явления в жизни людей способны затмить «сияние» культуры, ее значение. Высказывание Ницше является очень спорным