Файл: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБПОУ НАО « Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»
Методические рекомендации
для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Преподаватель: С.Ю. Коротких
Нарьян-Мар
2019 г.
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Психология общения Составитель: Коротких С.Ю. Согласовано: Председатель ПЦК ______________ /__________________/ « ___» ___________ 20__ г. | Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и к минимуму содержания и к уровню подготовки выпускника по специальностям СПО (заочная форма обучения) Зам. директора по УР ______ /Авачёва Л.М./ «____» ___________ 20___ г. |
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО (заочная форма обучения) и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
взаимосвязь общения и деятельности; -
цели, функции, виды и уровни общения; -
роли и ролевые ожидания в общении; -
виды социальных взаимодействий; -
механизмы взаимопонимания в общении; -
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -
этические принципы общения; -
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
внеаудиторная самостоятельная работа: изучение тем в соответствии с содержанием, конспектирование, заполнение таблиц, решение задач, самоанализ коммуникативных качеств, проведение самодиагностики, подбор примеров, анализ ситуаций, подготовка сообщений, рефератов. | 40 |
Формы итоговой аттестации: - контрольная работа -дифференцированный зачет |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ
Тема 1.1. Общение: понятие, структура, функции (2 часа)
Содержание материала:
Понятие общения. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Цели, виды, функции общения. Структура общения. Общение и деятельность. Уровни общения по А.Б. Добровичу: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, игровой, деловой, духовный.
Практические задания:
1) Составить список своих коммуникативных качеств, помогающих и мешающих Вам в общении.
2) Познакомьтесь с классификацией уровней общения А.Б. Добровича и заполните таблицу «Уровни общения»:
Уровень общения, его сущность | Поведение партнеров на разных фазах контакта | |||
Фаза взаимо- направленности | Фаза взаимо- отражения | Фаза взаимо- информирования | Фаза взаимо- отключения | |
| | | | |
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое общение? -
Можно ли общение рассматривать как простое отправление информации или ее прием? Почему? -
Дайте характеристику роли и места общения в развитии индивида и социальных общностей. -
Назовите основные функции общения. -
Какие существуют средства общения? -
Назовите и охарактеризуйте структурные компоненты процесса общения по классификации Г.М. Андреевой. -
Кратко охарактеризуйте различные подходы к проблеме соотношения общения и деятельности. -
Какие виды общения выделяют? В чем особенность каждого из них? -
Как сочетаются между собой личные и деловые отношения?
Тема 1.2. Вербальное общение (2 часа)
Содержание материала
Вербальные средства общения. Структура речевой коммуникации. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении. Приемы эффективной вербальной коммуникации: техника «Я-высказывания», техники отказа собеседнику
Практические задания:
-
Отреагируйте на предложенные ситуации, используя технику «Я-сообщение».
Например: Ваш начальник всегда пытается найти недостатки в вашей работе, как бы хорошо она ни была сделана.
Описание поведения данного лица, не содержащее осуждения | Точное описание своих чувств («Конкретное воздействие на меня») | Описание причины возникновения чувств («Мои чувства при этом») | Выражение просьбы («Что, по-моему, должно делать данное лицо») |
Когда вы критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь… | …я не знаю, как исправиться… | …и чувствую безысходность и огорчение. | Скажите мне конкретно, что я делаю неправильно, чтобы я мог исправиться. |
Ситуации:
-
Вы ждете очень важного для вас звонка от клиента фирмы, но на какое-то время Вам пришлось отлучиться (вызвал начальник). Когда Вы вернулись, Ваш коллега не сказал, что вам уже звонили. -
Вы – старший менеджер по персоналу в организации. Среди ваших подчиненных – ваш друг, который использует ваши межличностные отношения в процессе делового взаимодействия (позволяет себе опаздывать, отлучаться с работы по личным делам, некачественно выполнять ваши поручения). -
На совещании вы представляете доклад о мерах по улучшению качества обслуживания клиентов вашей организации. Периодически один из присутствующих перебивает вас на полуслове, чтобы что-то уточнить или внести свои предложения по данному вопросу.
-
Изучая техники отказа собеседнику, заполните таблицу:
Название техники | Сущность техники | Примеры высказываний | Эффективность использования |
| | | |
Вопросы для самоконтроля:
-
Дайте характеристику роли и места речи в развитии общения. -
Охарактеризуйте структуру речевой коммуникации (схема коммуникативного акта). -
Что такое контекст и какую роль он играет в процессе речевой коммуникации? -
Назовите основные правила речевой коммуникации. -
Использование каких приемов вербальной коммуникации способствует повышению эффективности общения?
Тема 1.3. Невербальное общение (3 часа)
Содержание материала
Невербальная коммуникация, ее функции и значение. Специфика невербальной коммуникации по сравнению с вербальной. Каналы невербальной коммуникации.
Практические задания:
Опишите (в таблице) экспрессивные признаки некоторых эмоций: радость, внимание, удивление, безразличие, презрение, печаль (горе), гнев, страх.
Эмоция | Голова | Лицо | Руки | Корпус тела | Ноги | ||
Брови | Глаза | Рот | |||||
Радость (пример) | Отклонена назад | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глаз, появление складок у наружного угла | Углы приподняты | Подвижны | Отклонен назад | Ступни развернуты |
| | | | | | | |
Вопросы для самоконтроля:
-
Что общего и различного между вербальной и невербальной коммуникацией? -
Для чего используется невербальный язык общения? -
Какие функции выполняют невербальные сообщения при взаимодействии с вербальными? -
Какие каналы невербальной коммуникации вы знаете? -
Относится ли организация пространства общения к невербальной коммуникации?
Тема 1.4. Влияние индивидуально-типологических особенностей людей на процесс общения (4 часа)
Темперамент, его свойства. Типы темперамента, их влияние на стиль общения.
Влияние поло-возрастных особенностей на стиль общения.
Практические задания:
В процессе изучения темы заполните таблицу «Влияние типа темперамента на стиль общения»
Качества | Типы темперамента | |||
сангвиник | холерик | флегматик | меланхолик | |
Эмоциональная позиция в общении | | | | |
Роль в общении | | | | |
Самооценка | | | | |
Уверенность в себе | | | | |
Подчинение | | | | |
Дружба и любовь | | | | |
Решения | | | | |
Речь | | | | |
Мимика, выражение лица | | | | |
Движения, походка | | | | |
Особенности деятельности | | | | |
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое темперамент? Что лежит в основе темперамента? -
Как темперамент проявляется в общей активности, эмоциональной и моторной сфере человека? -
Проанализируйте особенности сильного и слабого типа нервной системы. -
Что такое нейротизм? Каким типам темперамента присущ его высокий уровень? Как он проявляется в поведении, в деятельности и общении человека? -
Как распознать темперамент человека по речи, походке, мимике? -
Профессии какого типа подходят больше всего для флегматика? сангвиника? меланхолика? холерика? -
Какие особенности необходимо учитывать при взаимодействии с человеком с тем или иным типом темперамента? -
Как пол и возраст человека влияет на стиль общения?
Раздел 2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1. Специфика коммуникативного процесса (1 час)
Содержание материала
Понятие коммуникации, типы коммуникации. Механизм обратной связи, ее виды.
Практические задания:
Подобрать примеры, иллюстрирующие применение в общении прямой и косвенной обратной связи. Проанализируйте результат применения в общении прямой и косвенной обратной связи.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое коммуникация? Какова основная цель межличностной коммуникации? -
Кто является субъектом коммуникации? -
Какие типы коммуникации выделяют? -
В чем заключается специфика межличностного информационного обмена? -
В чем заключается сущность механизма обратной связи в процессе общения? -
Какие виды обратной связи выделяют и в чем сущность каждого из них?