Файл: Личность, как объект социальной психологии Основные составляющие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личность, как объект социальной психологии

Основные составляющие личности

1. темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде;

2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (системы устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развитие этой личности и задающих главные тенденции ее поведение);

3. эмоционально-волевая сфера;

4. когнитивно (сознание и знание человека) - познавательная сфера. Когнитивная психология рассматривает все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект;

5. характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6. способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Ключевыми системообразующими признаками (чертами) личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения, устойчивость, особенности атрибутирования, внутренние преграды.

Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Люди с высокими оценками по этому фактору обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, чутким и внимательным отношением к окружающим, добротой и мягкосердечием. Они легко уживаются в коллективе, активны в установлении контактов;

Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.


Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение – это мотивационный компонент характера.

Устойчивость является интегральной характеристикой личности и обусловливает ее основные процессы: мотивообразование, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п.

В критических ситуациях поведение личности, обладающей высокой устойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача → актуализируемый ею мотив → осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива → осознание трудностей → негативная эмоциональная реакция → поиск способов преодоления трудностей → снижение силы отрицательных эмоций → улучшение функционирования.

Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переживания, связанные с переоценкой возможной неудачи и недооценкой возможности удовлетворения потребности; общая несбалансированность психофизиологической организации (чаще всего наблюдающейся в форме психопатии).

Атрибуция – характер приписывания причин успехов и неудач. Существует два основных типа атрибуции (успеха и неудач):

1) особенностям ситуации (причина видится в поведении других людей, наличных обстоятельствах);

2) самому себе.

Поведение личности часто хорошо описывается наличием преград (внутренних и внешних). Внутренние преграды обусловлены особенностями самой личности, которые проявляются лишь в определенных ситуациях и при необходимости активно действовать в них. Так, например,

  • боязливость оказывается преградой для действий, требующих отваги; слабоволие – для действий, требующих упорства, настойчивости, самообладания;

  • ожидание негативных санкций – для действий, несовместимых с оценкой окружающих;

  • совесть – для безнравственных поступков.

Понятие преград тесно связано с такой чертой личности, как моральность. Для людей с высокими значениями по этому фактору характерны чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость оценок. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, стремятся не нарушать правил.



Черты личности

Черты личности — совокупность свойств, характеристик, качеств человека, являющихся его индивидуально-психологическими глубинными особенностями.

Набор этих базовых особенностей является уникальным и неповторимым, индивидуальным для каждой личности. Часть из них имеют биологическую природу, являются врожденными чертами (в основном те, что связаны с темпераментом).

Другие приобретаются в течение жизни и имеют социальную природу происхождения. Эти внутренние индивидуальные особенности личности характеризуется устойчивостью, и стабильностью. В психологии существует огромное количество разнообразных черт личности, из которых можно составить психологический портрет человека. Психолог Раймонд Бернард Кеттел при попытке получить их полный список, обнаружил около 4500 различных описаний свойств личности. После удаления всех синонимов в списке осталась 171 характеристика.

Основные черты

К основным чертам личности, большей частью сформированные социумом, относятся те, которые выражают его отношение:

К самому себе. Это могут быть и отрицательные, и положительные качества: самоуверенность, адекватная самооценка, самолюбие, гордыня, самостоятельность, наглость, обидчивость, скромность, тщеславие, самокритичность, хвастливость, гордость, застенчивость, внутреннее достоинство, самоуважение, честь.

К окружающим людям. Эти качества составляют основу социальных взаимоотношений: чуткость, добросердечие, заботливость, презрение, надменность, вежливость, грубость, хамство, тактичность, неуважение, порядочность, черствость, уважительность, коммуникативность, равнодушие, пренебрежение, доброта, отзывчивость, замкнутость.

К труду, ко всем видам деятельности. Это лень, трудолюбие, исполнительность, безалаберность, усердие, суетливость, ответственность, необязательность, добросовестность, пунктуальность, активность, безынициативность и т.д.

К материальным ценностям. Это рачительность, аккуратность, бережливость, скупость, неряшливость, жадность, щедрость, осторожность, небрежность.

Причем эти качества частично могут пересекаться. Например, жадность может быть, как показателем отношения к другим людям, так и отношения к вещам. Равнодушие может быть выражением отношения к людям и к трудовой деятельности, а также к вещам и даже самому себе.

Что не относится к чертам личности

Далеко не все особенности личности являются ее чертами. Нельзя отнести следующие качества и характеристики человека:


Относящиеся к его временному, сиюминутному состоянию и настроению (рассерженный, довольный, расстроенный, радостный, расслабленный), то есть те, которые могут легко поменяться на противоположные или альтернативные при смене ситуации. Черты личности же являются неизменными, к ним можно приспосабливаться, учитывать, пытаться преодолеть, совершенствовать, воспользоваться их положительной стороной.

Те, которые присвоены обществом (ударник труда, чемпион, благочестивый, мудрый, способный, бездарный, опытный).

Описывающие физические качества (симпатичный, высокий, сильный).

Выражающие субъективную оценку человека (странный, приятный, непривлекательный). проявляются в его поведении, поступках при долговременных контактах с ним.

Потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере. А может и не добиться. Именно в этом заключается смысл данного понятия. Если человек будет целеустремленно двигаться вперёд, не сворачивая с пути и не совершая глупых ошибок, он сможет реализовать свой потенциал. Если же он начнёт тратить ресурсы не по назначению, его потенциал не будет реализован.

Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой она располагает. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которы­ми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями, и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально организаторской и критической деятельности.


Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности оп­ределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общает­ся; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои по­ступки, решения, судьбу.

А.Ф. Лазурский о структуре личности.

Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

По А.Ф. Лазурному, эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению, эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающее и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой, значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношении экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Концепция личности по А.Н. Леонтьеву.

По мнению Леонтьева «личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».