Файл: Личность, как объект социальной психологии Основные составляющие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта.

Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Существуют мотивы-стимулы, т. е. Побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:


  • широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

  • степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

  • общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

  • Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями, часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

В большинстве традиционных культур женщине отводится роль «хранительницы очага». Это подразумевает, что она должна воспитывать потомство и заботиться о том, чтобы жилище было уютным. А когда её супруг «добытчик» придёт домой – она должна накормить его и обеспечить ему хороший секс. Для женщины считается нормой отсутствие работы, ведь на ней домашнее хозяйство. Кроме того, традиционно женщинам были доступны далеко не все специальности, поскольку считалось, что им нельзя поручать сложную и ответственную работу.

Мужская гендерная роль

В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности.

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).



Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

  • гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);

  • постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;

  • метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;

  • ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.

Направленность и идеалы личности

Одна из системных характеристик личности, позволяющая прогнозировать ее будущее, – это направленность личности. Она представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения человека.

Направленность – это доминирующее отношение; подструктура личности, относящаяся к высшим социально-психологическим уровням и выступающая одним из ведущих регуляторов поведения. Направленность реализуется посредством внутренней субъективной активности, избирательно выделяющей смысловое единство инициативного, индивидуально-типичного поведения личности, противостоящего случайным обстоятельствам. В основе смыслового единства лежат системы целевых программ личности, являющихся интегральной функцией потребностей, мотивов, склонностей, интересов, вкусов, взглядов, желаний и др. явлений психической жизни. Это разнообразие содержаний направленности отражено в данных ей определениях:


  • составная часть характера (Н.Д. Левитов);

  • обобщенное отношение личности или устойчиво доминирующий мотив (Н.В. Кузьмина);

  • общий центр духовного развития личности, включающий ценностные ориентации, жизненную направленность, мотивацию поведения, систему отношений, взаимопроникновение смысла и значения, динамику установки, нравственную позицию личности (Б.Г. Ананьев);

  • совокупность устойчивых доминирующих мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций (А.В. Петровский).

Направленность личности характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

В рамках процесса общения и взаимодействия людей принято выделять три типа направленности.

1. Личная направленность (направленность на себя) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек, прежде всего, бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

2. Направленность на взаимные действия имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя это может и не способствовать успешному выполнению задания или его фактическая помощь может быть минимальной.

3. Деловая направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности деятельности группы, а потому стремиться доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо иметь в виду, что описанные выше три вида направленности строго не разделяются, а чаще всего в поведении человека встречаются в сочетании.

В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знание действительности. Идейная убежденность – это синтез знаний, а также интеллектуальных
, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.

Так же немалую роль в определении направленности личности играют идеалы человека. Идеал – это форма мотивации, выражающая направление личных устремлений человека. Содержательные характеристики идеалов личности зависят от референтных объектов человека. Идеалом может быть личность выдающегося человека, литературный герой, нравственное качество, норма поведения, уровень жизни и обеспеченности и т.д. При этом, несмотря на то, что идеалы в значительной степени определяют жизнь и деятельность человека, шкалу его оценок, они не всегда ясно осознаются.

Идеалы выступают в качестве побудителей и целей деятельности, а также как примеры для подражания для человека. Поэтому они имеют важное значение в поведении личности. В зависимости от того, на кого хочет быть похожим тот или иной человек, кому он хочет подражать и к чему стремиться в своей жизни, формируется его личность.

Проблема направленности личности активно обсуждается, но по-разному рассматривается в зарубежной и отечественной психологии.

Анализируя исследования зарубежных авторов, можно отметить тот факт, что содержание понятия «направленность» трактуется в зависимости от принадлежности исследователя к определенной психологической школе. Так, в психодинамической концепции З. Фрейда направленность можно определить через динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых заложена в организме человека изначально.

В аналитической традиции К. Юнга направленность личности соотносится с понятиями интроверсии-экстраверсии.

В индивидуальной психологии А. Адлера направленность можно раскрыть с помощью понятия «жизненные цели» – это целевые установки, формирование которых начинается в раннем детстве. При этом жизненные цели не всегда являются осознанными, но мотивируют и обеспечивают направление и задачи деятельности человека.

В гуманистической психологии направленность личности связана с категорией «самоактуализация» и рассматривается как стремление к самоактуализации. Так, А. Маслоу определяет самоактуализацию «как соответствие человека собственной природе, стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в человеке потенций». Это стремление он называет стремлением к идентичности.

Роджерс видит основную тенденцию человека в стремлении к актуализации, утверждению, усилению. С одной стороны, есть одна мотивирующая сила – стремление к самоактуализации; с другой стороны, есть одна цель жизни – стать самоактуализированной или целостной личностью.