Файл: Конспект урока в 3 классе по умк Начальная школа 21 века по теме Лирическое стихотворение. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Лирическое стихотворение. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной...»
Предыдущий урок - «Няне» А.С. Пушкин

Последующий урок – «Чародейкою зимою...» Ф.И. Тютчев

Используемые педагогические технологии - технология обучения оптимальному чтению, технология развития критического мышления
Лирическое стихотворение.

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной».


Цели урока:


Образовательные: 
- познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

- начать работу по формированию представления об особенностях лирического стихотворения;

- продолжить знакомство учащихся с различными литературными приемами;

-формировать умение осознанно, грамотно и выразительно читать лирическое стихотворение.

Развивающие:

- развивать навыки внимательного отношения к поэтическому слову, навыки и умения проведения анализа стихотворения, выделения главной мысли, замысла поэта;

- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту и проведение анализа стихотворения);

- развивать творческое воображение;

- развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родной природе, бережного к ней отношения; любви к литературе и поэзии; умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Учебник: Л.А. Ефросинина и рабочая тетрадь к учебнику, 3 класс.

Ход урока


I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Тема нашего урока – лирическое стихотворение. И мне бы хотелось не просто научить вас читать такое стихотворение, а задеть струны вашей души. А где у человека душа? Что означают эти выражения?

Человек с душой. На душе кошки скребут. В душу плюнуть.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова Ф.И. Тютчева? (ответы детей)

- Если внимательно вглядываться вокруг, мы поймем, что природа – наш друг, если мы будем любить и беречь ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.
III. Актуализация опорных знаний.

- Предлагаю вашему вниманию четверостишия. Вы их прослушайте и подумайте над вопросом: что объединяет эти стихотворения?

Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зашумела у опушек ярко – желтая листва. 

А. Твардовский «Лес осенью».

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

И. Бунин «Осень».

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. 

А. Майков «Осень».

Учитель:
- Что объединяет эти стихотворения?

- А кто из вас любит осень? За что вы ее любите?

- Осень прекрасное время года, она волновала и волнует души людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу и музыку.

- Великие художники изображают это время года по - разному.

(дети рассматривают репродукции картин на тему «Осень»)

В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.

- Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Сентябрь». - Какие чувства выражает композитор в своей музыке? Какая осень у Чайковского? Осень вызывает противоречивые чувства. Одних людей она радует, а другие с приходом осени начинают грустить. Ваши рисунки тоже выражают ваше настроение.
IV. Проверка домашнего задания. 



- А как к осени относятся наши любимые поэты? Послушаем стихотворения, которые вы подготовили к уроку. (дети читают стихи об осени)
V.Первичное усвоение новых знаний.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написал уже известный нам поэт Ф. И. Тютчев и сделаем вывод, как он относился к осени.
1. Прослушивание в записи стихотворения "Есть в осени первоначальной..." - Кому понравилось стихотворение?

- Какая картина вам представилась? (опустевшее поле, никого нет, черная земля, тонкие ниточки паутины, желтые листья повсюду, не слышно птиц)

- О чем это стихотворение? (о дивной поре осени, о приближении зимы)
- Какое настроение передает поэт читателю? (Торжественное и немного грустное.)

- А как вы думаете, о чем грустит поэт? (Об уходящем тепле)

- Произведение, в котором передаются чувства, переживания автора, называется ЛИРИЧЕСКИМ. Что это значит? 

ЛИРИКА  

1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. 

2. Совокупность произведений этого рода поэзии. 

3. перен. Эмоции, преобладание эмоций над рассудком (разг.). - В каком значении употребляем мы сочетание «лирическое стихотворение», говоря о произведении Ф. И. Тютчева ? (в первом)

- Как называют поэтов, которые пишут лирические стихи? (лирики)

2) Словарная работа.
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?

Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

На праздной борозде - отдыхающее поле, с нее убрали урожай.

ФИЗМИНУТКА

Ходит осень по дорожке, (шаги на месте)
Промочила в лужах ножки. (наклоны вниз, руки показывают на ножки)
Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)
Ветер с клена листья сбросил. (движения рук показывают опадающие листья)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад.
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)


VI. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения

а) Чтение первой строфы учениками

– Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.

 (Левитан И. И. «Золотая осень»)

(Начало осени. Солнечный, теплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. II

Весь день стоит как бы хрустальный, I 

И лучезарны вечера.....II

Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
- Какие эпитеты употребляет автор в первой строфе? («Дивная пора», «лучезарны вечера»).

Цель использования эпитета - ярче показать красоту и очарование русской осени, подчеркнуть ее неповторимость, волшебство.

- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? (сравнение).

- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.)

- Какой знак стоит в конце строфы? (Многоточие.)
- Почему? (Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре»)

б) Чтение второй строфы учениками.

Учитель:_-_Какое_чувство_вызывает_у_самого_поэта_картина_осени_('>Учитель:_-_Какие_приемы_использует_Ф._Тютчев_('>Учитель: Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
(Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.)

Где бодрый серп гулял и падал колос, I 

Теперь уж пусто все – простор везде, I

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. II

(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).

Учитель:

- Какие приемы использует Ф. Тютчев? ( Олицетворение)

Учитель:

- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? («Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья)

в) Чтение третьей строфы.

- Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?

(Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка)


Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I 

Но далеко еще до первых зимних бурь - I 

И льется чистая и теплая лазурь 

На отдыхающее поле.....II

Учитель:

- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? (Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели)

Учитель: Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. (теперь уж пусто все)
Учитель: Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?

(Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.)

- Учитель: А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору?  (Бабье лето)

Физкультминутка (музыка для релаксации).

Учитель:

- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние теплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!

Учитель:
- Какие чувства вы испытали?
VII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла.

Учитель: В каком темпе его следует читать?

Ученики: Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.

Учитель: В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.

VIII. Работа в тетради 
№ 1 – самостоятельно

№ 2 – работа в парах

№ 3, 4 – фронтальная работа

IX. Работа в группах (составление синквейна по теме урока)

X. Рефлексия

- На партах у каждого лежат осенние листочки. Выберите подходящий вашему впечатлению от урока и своей работы листочек.