Файл: Конспект урока в 3 классе по умк Начальная школа 21 века по теме Лирическое стихотворение. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Лирическое стихотворение. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной...»
Предыдущий урок - «Няне» А.С. Пушкин
Последующий урок – «Чародейкою зимою...» Ф.И. Тютчев
Используемые педагогические технологии - технология обучения оптимальному чтению, технология развития критического мышления
Лирическое стихотворение.
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
- начать работу по формированию представления об особенностях лирического стихотворения;
- продолжить знакомство учащихся с различными литературными приемами;
-формировать умение осознанно, грамотно и выразительно читать лирическое стихотворение.
Развивающие:
- развивать навыки внимательного отношения к поэтическому слову, навыки и умения проведения анализа стихотворения, выделения главной мысли, замысла поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту и проведение анализа стихотворения);
- развивать творческое воображение;
- развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе, бережного к ней отношения; любви к литературе и поэзии; умения видеть прекрасное в окружающем мире.
Учебник: Л.А. Ефросинина и рабочая тетрадь к учебнику, 3 класс.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Тема нашего урока – лирическое стихотворение. И мне бы хотелось не просто научить вас читать такое стихотворение, а задеть струны вашей души. А где у человека душа? Что означают эти выражения?
Человек с душой. На душе кошки скребут. В душу плюнуть.
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова Ф.И. Тютчева? (ответы детей)
- Если внимательно вглядываться вокруг, мы поймем, что природа – наш друг, если мы будем любить и беречь ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.
III. Актуализация опорных знаний.
- Предлагаю вашему вниманию четверостишия. Вы их прослушайте и подумайте над вопросом: что объединяет эти стихотворения?
Меж редеющих верхушек показалась синева. Зашумела у опушек ярко – желтая листва. А. Твардовский «Лес осенью». |
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. И. Бунин «Осень». |
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. А. Майков «Осень». |
Учитель:
- Что объединяет эти стихотворения?
- А кто из вас любит осень? За что вы ее любите?
- Осень прекрасное время года, она волновала и волнует души людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу и музыку.
- Великие художники изображают это время года по - разному.
(дети рассматривают репродукции картин на тему «Осень»)
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.
- Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Сентябрь». - Какие чувства выражает композитор в своей музыке? Какая осень у Чайковского? - Осень вызывает противоречивые чувства. Одних людей она радует, а другие с приходом осени начинают грустить. Ваши рисунки тоже выражают ваше настроение.
IV. Проверка домашнего задания.
- А как к осени относятся наши любимые поэты? Послушаем стихотворения, которые вы подготовили к уроку. (дети читают стихи об осени)
V.Первичное усвоение новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написал уже известный нам поэт Ф. И. Тютчев и сделаем вывод, как он относился к осени.
1. Прослушивание в записи стихотворения "Есть в осени первоначальной..." - Кому понравилось стихотворение?
- Какая картина вам представилась? (опустевшее поле, никого нет, черная земля, тонкие ниточки паутины, желтые листья повсюду, не слышно птиц)
- О чем это стихотворение? (о дивной поре осени, о приближении зимы)
- Какое настроение передает поэт читателю? (Торжественное и немного грустное.)
- А как вы думаете, о чем грустит поэт? (Об уходящем тепле)
- Произведение, в котором передаются чувства, переживания автора, называется ЛИРИЧЕСКИМ. Что это значит?
ЛИРИКА
1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.
2. Совокупность произведений этого рода поэзии.
3. перен. Эмоции, преобладание эмоций над рассудком (разг.). - В каком значении употребляем мы сочетание «лирическое стихотворение», говоря о произведении Ф. И. Тютчева ? (в первом)
- Как называют поэтов, которые пишут лирические стихи? (лирики)
2) Словарная работа.
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с нее убрали урожай.
ФИЗМИНУТКА
Ходит осень по дорожке, (шаги на месте)
Промочила в лужах ножки. (наклоны вниз, руки показывают на ножки)
Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)
Ветер с клена листья сбросил. (движения рук показывают опадающие листья)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад.
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
VI. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения
а) Чтение первой строфы учениками
– Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
(Левитан И. И. «Золотая осень»)
(Начало осени. Солнечный, теплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
- Какие эпитеты употребляет автор в первой строфе? («Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Цель использования эпитета - ярче показать красоту и очарование русской осени, подчеркнуть ее неповторимость, волшебство.
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? (сравнение).
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.)
- Какой знак стоит в конце строфы? (Многоточие.)
- Почему? (Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре»)
б) Чтение второй строфы учениками.
Учитель:_-_Какое_чувство_вызывает_у_самого_поэта_картина_осени_('>Учитель:_-_Какие_приемы_использует_Ф._Тютчев_('>Учитель: Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
(Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.)
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
- Какие приемы использует Ф. Тютчев? ( Олицетворение)
Учитель:
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? («Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья)
в) Чтение третьей строфы.
- Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
(Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка)
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.....II
Учитель:
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? (Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели)
Учитель: Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. (теперь уж пусто все)
Учитель: Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
(Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.)
- Учитель: А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (Бабье лето)
Физкультминутка (музыка для релаксации).
Учитель:
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние теплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
Учитель:
- Какие чувства вы испытали?
VII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла.
Учитель: В каком темпе его следует читать?
Ученики: Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
Учитель: В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
VIII. Работа в тетради
№ 1 – самостоятельно
№ 2 – работа в парах
№ 3, 4 – фронтальная работа
IX. Работа в группах (составление синквейна по теме урока)
X. Рефлексия
- На партах у каждого лежат осенние листочки. Выберите подходящий вашему впечатлению от урока и своей работы листочек.