Файл: алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА»
Автодорожный колледж
К.П. Черных
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Методические указания к курсовому проекту
для студентов очной и заочной формы обучения
специальности СПО 23.02.04
«Техническая эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
Барнаул 2016
УДК 625.76
ЧЕРНЫХ К.П. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ Методические указания к курсовому проекту для студентов очной и заочной формы обучения специальности СПО 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
/ Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2016. - 21 с.
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры транспортного строительства автодорожного колледжа К.П. Черных. В работе использованы рекомендации УМО Вузов России.
В методических указаниях отражены цели и задачи курсового проекта, его основное содержание, приводится тематика курсовых проектов, структура пояснительной записки и требования к ее оформлению, организация и порядок защиты курсового проекта и другие указания.
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры
транспортного строительства
АлтГТУ
Протокол № 01 от 28.08.2016 г.
Содержание
Введение 4
-
Тематика и структура курсового проекта 4 -
Оформление пояснительной записки и чертежей-графиков 12 -
Общие требования к оформлению курсовых работ 12 -
Цитаты 13 -
Ссылки 13 -
Перечисления 14 -
Числовые значения 14 -
Примечания 15 -
Ссылки и сноски 15 -
Иллюстрации 16 -
Таблицы 16 -
Приложения 17 -
Список использованной литературы 17 -
Защита курсовой работы 19
Приложение А Форма титульного листа курсовой работы 21
ВВЕДЕНИЕ
В процессе эксплуатации автомобильные дороги и дорожные сооружения подвергаются многолетнему и многократному воздействию движущихся автомобилей и природно-климатических факторов.
Под совместным действием нагрузок и климата в автомобильной дороге и дорожных сооружениях накапливаются усталостные и остаточные деформации, появляются разрушения. Этому способствует постепенный рост интенсивности движения, и особенно увеличение осевых нагрузок автомобилей и доли тяжелых автомобилей в составе транспортного потока. Дорожно-эксплуатационная служба выполняет большой объем работ по содержанию и ремонту дороги, но за многие годы эксплуатации объемы остаточных деформаций в дорожных конструкциях могут нарастать, и дорога устаревает физически.
Кроме того, за долгий срок службы происходит постепенная смена автомобилей с существенным изменением их динамических свойств, изменяются взгляды водителей и пассажиров на комфортность движения, что приводит к повышению требований к геометрическим параметрам и транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог, а также к их обустройству, т.е. дороги устаревают морально. Возникает необходимость значительного улучшения геометрических параметров дороги, прочностных и других характеристик дорожной одежды, искусственных сооружений, инженерного оборудования и обустройства.
Главная задача эксплуатации автомобильных дорог – это повышение эффективности затрат на дорожное строительство, реконструкцию и содержание дорог.
-
Тематика и структура курсового проекта на общую тему «Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений»
Современный уровень развития автомобильного транспорта требует ускорения темпов строительства новых и технического совершенствования существующих дорог. Важной задачей является повышение уровня содержания дорог, от состояния которых зависит эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность движения.
Главная задача эксплуатации автомобильных дорог – это повышение эффективности затрат на дорожное строительство, ремонт и содержание дорог. Возможный путь роста производительности подвижного состава – увеличение его средней скорости. Для этого необходимо в процессе ремонта улучшить геометрические параметры плана дороги, продольного и поперечного профилей, расширить проезжую часть, укрепить краевые полосы и обочины, улучшить ровность и сцепные качества покрытий, повысить качество содержания дорог и организации движения, создать полный комплекс дорожного сервиса, ускорить темпы перевода дорожной сети под осевую нагрузку 100 кН. Таковы основные направления улучшения эксплуатации автомобильных дорог.
При изучении дисциплины «Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений» студенты знакомятся с основами эксплуатации автомобильных дорог, путями увеличения срока их службы и другими мероприятиями, направленными на повышение общего уровня содержания дорог.
Методические указания помогут студентам организовать выполнение курсовых проектов, а также грамотно и целенаправленно использовать справочную, техническую и нормативную литературу при определении транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и разработке мероприятий по его улучшению.
Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, включающих защиту дорог от снежных наносов и лавин, очистку от снега, борьбу с зимней скользкостыо, борьбу с наледями. Эти мероприятия должны способствовать бесперебойному и безопасному движению автомобилей со скоростями, установленными для данной категории, с одновременным поддержанием дороги в сохранности и благоустроенном состоянии. При этом необходимо максимально облегчить, ускорить и удешевить борьбу со снегом и льдом на дорогах. Первоочередное внимание должно уделяться предупредительным мерам по недопущению образования на проезжей части снежных и ледяных отложений или скорейшему их удалению.
Для выполнения указанных требований дорожная служба должна обеспечивать высокий уровень зимнего содержания, основными показателями которого служат: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; толщина слоя рыхлого снега на дороге, толщина уплотненного слоя на проезжей части и обочинах; сроки очистки дороги, ликвидации гололеда и зимней скользкости.
Курсовой проект по дисциплине «Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений»
является самостоятельной работой студентов, обучающихся по профилю «Эксплуатация подъёмно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог».
При разработке курсового проекта решаются следующие задачи:
- осуществляется анализ исходных данных;
- определяются транспортно-эксплуатационные показатели в процессе службы дороги;
- производиться расчёт потребности основных типов специальных машин и оборудования по летнему и весенне-осеннему содержанию;
- определяются виды и объемы работ по зимнему содержанию дорог;
- разрабатывается технологическая карта по зимнему содержанию.
Все технические решения, принимаются в курсовом проекте, на основе технико-экономического обоснования в соответствии с нормативной технической литературой, при использовании конспектов лекций
по дисциплине «Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений» и знаний полученных при изучении других дисциплин.
Курсовой проект должен содержать расчетно-пояснительную записку, а также графики и чертежи, отражающие применяемые технические решения.
Пояснительная записка должна содержать:
Титульный лист
Является первым листом пояснительной записки курсового проекта оформлять который следует в соответствии с Приложение А.
Содержание
Включает наименование всех разделов, подразделов пунктов с указанием номера страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих разделов, подразделов, пунктов.
Введение
Содержит две смысловые части, не разделенные отдельными подзаголовками. В первой части приводятся данные анализа передовых достижений науки, техники, производства в области эксплуатации дорог на данном этапе экономического развития России, применительно к рассматриваемому региону. Во второй части приводится характеристика содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) — это комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства. К основным транспортно-эксплуатационным показателям дороги относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки дороги движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность. Содержание автомобильной дороги – выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года. Работы по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений осуществляются систематически (с учетом сезона года) на всем протяжении дороги по всем ее элементам и сооружениям.
1. АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
Технико-экономическая и климатическая характеристика региона расположения дороги. Указывается географическое наименование региона эксплуатируемой дороги, дается краткая экономическая его характеристика и характеристика транспортных связей. Дается краткая характеристика с указанием дорожно-климатической зоны региона.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖБЫ ДОРОГИ
2.1. Определение износа покрытий, коэффициента изношенности покрытия.
Износом называют процесс уменьшения толщины покрытия в результате потери материала под действием движения транспортных средств и природных факторов
Срок износа покрытия является сроком службы покрытия и определяет
межремонтный период для ремонта по восстановлению износа покрытия
(средний ремонт).
Срок износа покрытия определяется количеством лет, за которые износ
покрытия превышает допустимую величину
2.2. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий
Сроки службы дороги – период, за который автомобильная дорога приходит в состояние, когда ежегодные разрушения и износ настолько увеличиваются, что становится технически невозможным или экономически невыгодным поддерживать её в нормальном для движения состоянии. Характерными показателями долговечности дорожной конструкции являются межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий.
Под межремонтными сроками подразумевают период от момента сдачи дороги в эксплуатацию до первого капитального или среднего ремонта, а также период между двумя смежными капитальными или средними ремонтами в процессе эксплуатации.
Продолжительность срока службы дорожной одежды между капитальными ремонтами определяют исходя из неизбежного снижения в процессе эксплуатации дороги коэффициента прочности одежды в связи с повышением грузоподъёмности автомобилей, увеличением интенсивности движения, воздействием природных факторов, ухудшающих состояние проезжей
части. Для назначения капитального ремонта критерием служит такое состояние, при котором прочность дорожной одежды настолько мала, что становится невозможным или неэкономичным поддерживать эксплуатационные качества на требуемом уровне только текущими и средними ремонтами.
2.3. Изменение прочности дорожной одежды