Файл: Сытникова Галина Степановна Белгородская область, Корочанский район. Учение это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профориентационная работа на уроках математики.
Сытникова Галина Степановна
Белгородская область,
Корочанский район.
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности.
Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Для формирования интереса и воспитания экономической грамотности провожу уроки путешествия, уроки составления задач, игру на местности.
На уроках, проходящих в классе, бывает трудно преодолеть ощущение умозрительности и оторванности от жизни. В задачах, например, идет речь о кораблях или об электростанциях, но ни тех, ни других учащиеся в реальности не видели. Но 13 – летним школьникам необходимо увидеть, потрогать предметы, относительно которых им что – то сообщает задача. Ребятам важно также, хотя бы раз за время учебы произвести измерения на местности, проделать расчеты, необходимые в хозяйстве. Эти практические запросы вполне может удовлетворить игра на местности. Особенно это удобно в условиях сельской школы, когда местность оказывается не безлюдным пустырем или садиком, зажатым между домами, а деревенской улицей, где каждый житель может предложить свою практическую задачу.
Мы проводим игру в виде путешествия по маршрутам с несколькими станциями.
Перед началом игры каждой команде выдается маршрутный лист, в котором указывается последовательность прохождения станций маршрута (они располагаются в конкретных объектах на территории села). На каждой станции учащимся вручают задания, которые они тут же должны выполнить и отдать на проверку дежурящим контролерам.
После выполнения практических заданий в маршрутном листе выставляется оценка. Победившей считается команда, которая набрала больше баллов и затратила меньшее время на прохождения маршрута.
Стация « Стройка». 1. За некоторое время 6 каменщиков уложили 126 м3 кладки. Сколько кубометров кладки получится у 10 каменщиков за то же время и при той же производительности труда?
2. Сколько рулонов обоев необходимо для оклеивания комнаты шириной 3,2 м, высотой 2,3 м и длиной 4,7 м ?
Станция « Поле». Задание: Какова средняя урожайность картофеля в центнерах с гектара на данном участке, если на нем было собрано 120 ведер картофеля.
Для выполнения задания учащиеся должны измерить площадь участка, выразить ее в гектарах, подсчитать , приблизительно , сколько картофеля содержится в 120 ведрах, а затем вычислить среднюю урожайность
Станция « Почта».
1. Житель нашего села должен отправить по почте 3000 рублей своему родственнику в Пермь. Узнайте, какой процент налога взимается с суммы перевода, и подсчитайте, сколько всего денег нужно уплатить на почте?
2. Узнайте, какие операции нужно проделать при пересылке письма из села Яблоново в Москву, и подсчитайте стоимость этого почтового отправления.
Станция «Магазин». Задание:
1. Отмерьте 25 локтей веревки. Сколько это метров? За локоть платим алтын. Сколько это рублей? Отпилите шест длиной в маховую сажень. Выразите его длину в метрах. За шест заплатили 4 полушки. Сколько это копеек.
2. Имеется мешок муки, весом в 3 пуда. Сколько нужно заплатить за муку, если 1 кг стоит 18 руб.?
Станция « Ферма». Задание:
1.Вычислите живой вес коровы ( в кг) по формуле m = Pl/50, где P- обхват туловища за лопатками в ( в см), l – расстояние от передней лопатки до корня хвоста ( в см).
2.Объясните, что означает выражение: « Жирность молока составляет 3%».
Учитель математики сельской школы призван проводить разнообразную работу со школьниками с целью ориентировать их на массовые, нужные селу и району профессии. Опыт показывает, что такая форма учебной работы, как составление и решение задач, подсказанных проблемами сельского труда и быта, вызывает повышенный интерес учащихся. Задачи, которые отражают особенности знакомых учащимся профессий, целесообразно составлять каждому учителю математики с учетом местных условий, постепенно вовлекая в это дело и самих учащихся.
Полезные данные для составления задач дают экскурсии, разного рода справочники и сообщения периодической печати.
Решение таких « фабульных» задач не должно вызывать перегрузки учащихся.
Поэтому я их предлагаю в качестве дополнительных не обязательных для решения всеми учащимися, или иногда заменяю ими некоторые задачи учебника. В своей практике мы в основном рассматривали их на кружковых занятиях по интересам.
Циклы таких занятий завершаются выпуском математической газеты « Математика в моей будущей профессии». В ней помещаются наиболее оригинальный задачи, составленные учащимися.
Мы использовали следующие примерные задачи для занятий кружка.
Сельское строительство.
1.Вычислите, какое количество краски потребуется: а) для окраски классного помещения, б). Всего школьного здания при предстоящем ремонте школы? Сделайте сами необходимые измерения.
2.Какое количество досок необходимо для покрытия пола мастерской размером 16 х 5 м, если длина доски 5, 1 м, ширина 30см?
Механизированная обработка полей.
1. На сколько процентов выполнил норму тракторист, вспахав 23, 5 га при норме, при норме 27, 5 га?
2. Тракторная бригада намечала вспахивать за день по 60га. Однако план ежедневно перевыполнялся на 25%, поэтому пахота была закончена на 1 день раньше срока. Определить, за сколько дней было вспахано поле и какова его площадь?
Общественное питание.
1.Повару было отпущено 12,5 кг моркови. Определить массу очищенной моркови, если при ее холодной обработке теряется 20% первоначальной массы.
2.Для выпечки одной булочки нужно 57гр готового теста. Потери при выпечке составляют 13% от массы теста. Определите массу готовой булочки.
Следует отметить, что задачи подобного рода не только способствуют ознакомлению учащихся с трудовыми операциями, необходимыми в названных профессиях, но и закрепляют специальные математические умения, например, навыки устного счета и процентных вычислений.
Литература.
1. Апанасов П.Т., Апанасов Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием. М., Просвещение, 1998.
2. Сиденко А.П. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2008. -№ 8.
3. Беребердина Н.И. Развитие интереса к математике, газета «Математика», приложение к газете «Первое сентября» № 39, 2002.
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz
РОЛЬ И МЕСТО ЗАДАЧ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
-
АВТОРЫ -
ФАЙЛЫ РАБОТЫ -
СЕРТИФИКАТЫ
Вагина В.В. 1
1СГПИ филиал ПГНИУ
КОММЕНТАРИИ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с решением тех или иных ситуаций. Зачастую школьникам приходится прилагать много усилий для разрешения возникших трудностей реальной жизни: они не знают с чего начать, как действовать, какое решение лучше предпринять. Для того, чтобы в реальной жизни ученики могли не бояться встретившихся на их пути проблем, необходимо в школьном курсе разбирать такие задачи, которые будут отражать реальную действительность и которые можно с легкостью решить математическими методами.
В литературе имеются публикации по рассматриваемой теме. Можно назвать таких авторов: А.С. Бикеева, Л.В. Виноградова, М.В. Егупова, О.Н. Приютко, В.И. Берник, И.М. Смирнова, В.А. Смирнов, С.К. Соболев, Н.А. Терешин, И.М. Шапиро, Л.Г. Шестакова. В работах названных авторов дано определение прикладных задач (Н.А. Терешнин), определение практико-ориентированных задач (Приютко, В.И. Берник,), определение задач с практическим содержанием (И.М. Шапиро), описаны требования для таких задач и мотивация обучения (И.М. Шапиро, С.К. Соболев), функции практических задач и этапы их решения (Л.В. Виноградова, Л.Г. Шестакова), рассматриваются причины малого количества практических задач в школьном курсе математики (М.В. Егупова), дано сравнение русских практических задач с зарубежными (А.С. Бикеева). Всего проанализировано 13 источников.
Отсюда исследуемая проблема будет сформулирована следующим образом: какую роль выполняют и какое место занимают задачи с практическим содержанием в процессе обучения математике. Актуальность данной проблемы обосновывает выбор темы работы «Роль и место задач с практическим содержанием в процессе обучения математике».
Цель данной работы — описать роль и место, которые выполняют и занимают задачи с практическим содержанием в процессе обучения математике.
Задачи:
-
Раскрыть понятие задачи с практическим содержанием. -
Описать методику решения задач с практическим содержанием. -
Охарактеризовать какую роль выполняют и какое место занимают задачи с практическим содержанием в процессе обучения математике. -
Описать применение практических задач в мотивации обучения математике.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Количество страниц: 26
Глава 1. Задачи по математике с практическим содержанием1.1. Понятие задачи с практическим содержанием
В настоящее время современное общество нуждается в людях, которые подготовлены к настоящей жизни, занимают активную жизненную позицию, умеют работать в коллективе, имеют возможность быстро переучиться в зависимости от требований рынка и социального заказа. Несомненно, образовательные организации формируют данные качества и умения через ориентацию на практическую направленность познавательной деятельности обучающихся. Как известно, математическая подготовка школьников включает в себя теоретические знания
, прикладные, практические умения и навыки. Прикладная направленность обучения математики, по мнению Ю.М. Колягина, означает ориентацию содержания и методов обучения математике на применение её в технике, смежных науках, в профессиональной деятельности и в быту [7]. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие прикладной задачи, которое определяется как «задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами» [10, с. 7].
По мнению исследователей, прикладная задача несёт в себе научное или практическое значение не только в математике, но и в других областях знания, поэтому к ним в рамках школьного курса относятся практические и межпредметные задачи. Далее требуется раскрыть практическую направленность обучения математике, которая представляет собой ориентацию содержания и методов обучения на решение упражнений и задач с практическим содержанием, на развитие у обучающихся самостоятельной деятельности математического характера.
Такие известные методисты-математики, как Т.А. Иванова, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, Л.М. Фридман и другие, определяли практико-ориентированные задачи как задачи, которые, по их мнению, формируют у обучающихся способность решения конкретных проблем, возникающих в реальной жизни, применяя обобщённые знания и умения по математике [7]. Необходимо рассмотреть ещё одно определение, сформулированное И.М. Шапиро. «Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) мы понимаем задачу, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с её использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций» [12, с. 5].
Таким образом, под практической задачей следует понимать задачу, в которой отражаются реальные ситуации из жизни и после решения которой ученики научаться применять математические знания на практике. Как известно, школьники с восторгом решают и осознают задачи практического характера, им интересно наблюдать, как практическая задача превращается в теоретическую и как теоретическую задачу можно применить на практике.
Как и к любой другой задаче, задаче с практическим содержанием можно предъявить ряд требований. Во-первых, она должна обладать познавательной ценностью и оказывать воспитывающее влиянием на обучающихся. Во-вторых, ученикам должен быть понятен нематематический материал задачи. В-третьих, в задаче с практическим содержанием обязательно должны быть реальные ситуации, числовые данные, задаваемые вопросы и полученные ответы, которые ученики могли бы наблюдать в настоящей жизни [12]. В-четвертых, задача с практическим содержанием должна отражать математическую и нематематическую проблему и их взаимосвязь. В-пятых, практическая задача не должна перекрывать её математическую значимость. В-шестых, в тексте задачи с практическим содержанием не должно быть указания на способы и средства её решения [9]. Все выше перечисленные требования должны соблюдаться не только в задачах практического содержания, но и в других задачах.