Файл: Административные наказания понятие и виды оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административные наказания: понятие и виды

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика административных наказаний………………………………………………………………….….4

1. Понятие административного наказания……………………………………..4

2. Нормативно-правовое регулирование исполнения отдельных видов административных наказаний……………………………………………………7

Глава 2. Характеристика видов административных наказаний……………………………………………………………………16

1. Классификация административных наказаний: основания и содержание..16

2. Проблемы назначения административных наказаний…………………….22

Заключение………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………27

Введение
Актуальность темы обусловлена многочисленными изменениями, которые в настоящее время вносятся в законодательство об административных правонарушениях и наказаниях.

Целью работы комплексный анализ и обобщение имеющихся теоретических данных и нормативной базы, определение понятия, сущности и признаков административных наказаний, а также поиск путей и способов дальнейшего совершенствования правового регулирования административных наказаний.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть вопрос становления правовых основ регламентации административных наказаний в России, исследовать их понятие, признаки и цели наложения, рассмотреть различные варианты классификации административных наказаний, проанализировать общие правила назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам, исследовать и проанализировать правила назначения административных наказаний при множественности совершенных административных правонарушений..

Глава 1. Общая характеристика административных наказаний
1. Понятие административного наказания
Административные наказания в обществе выступают в качестве, так называемых, способов воздействия на поведение людей и их сознание. Административные наказания это – некие санкции со стороны государства, которые оказывают влияние на общественный правопорядок, способствуют предупреждению преступлений на территории государства.


Также согласно Л.Л. Попову и М.С. Студеникиной административное наказание является мерой ответственности и «несёт определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный Кодексом об административных правонарушеньях Российской Федерации». Здесь находит своё выражение оценка неправомерности действий или бездействий, характеризующиеся административными правонарушениями.

Актуальность изучения административных наказаний и их видов состоит в стремлении к более успешной борьбе с преступлениями и правонарушениями. Задачей, актуальной для законодателя на протяжении всех времен, является предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений. Но для достижения данной задачи законодателям в государстве необходимо понимать эффективность уже применяемых им санкции, их влияние на поведение граждан, а также каким образом можно усовершенствовать нормы закона. Административные наказания являются одним из видов административно - принудительных мер [1, с. 262]

Кроме того, административное наказание – это определенная мера ответственности, которая несёт определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный Кодексом об административных правонарушеньях Российской Федерации [2, с. 245].

Здесь находит своё выражение оценка неправомерности действий или бездействий, которая характеризуется административными правонарушениями. Понятие «административного наказания» даётся законодателем в статье 3.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание административного наказания заключается в принудительных мероприятиях, которые включают обременение виновного лица дополнительными обязанностями или ограничение его свобод и прав, влекущие неблагоприятные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности.

Суть наказания – это кара, то есть: определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, которая имеет своей целью - предупреждение совершения новых правонарушений [3, с. 371].

Из данного выше определения можно выделить признаки, которые будут раскрывать понятие административного наказания: Только государство может устанавливать административное наказание как меру ответственности; Административное наказание применяется исключительно за совершение административного правонарушения; Административное наказание - это санкция, влекущая за собой лишение или ограничение прав и свобод правонарушителя; Административное наказание применяется к лицу, которое признано виновным в административном правонарушении; Административное наказание не

может затрагивать третьих лиц и их интересы, а так же носит исключительно личный характер.

Стоит обратить внимание на то, что основным источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, который появился относительно недавно, а именно в 2002 году.

До этого вопросы, связанные с назначением административных наказаний, регулировались Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, появившемся 20 июня в 1984 году. Человечество с давних времен использовало наказания для разных целей: например, это могло быть устрашение общества с целью предотвращения совершения новых деяний, которые были в нём запрещены.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации также не является исключением, так как целью является предупреждение новых административных правонарушений как лиц, ранее подвергавшихся административному наказанию, так и иных лиц, которые не совершали ранее правонарушение. Назначая наказание определённому лицу за установленное законом правонарушение, Законодатель «показывает» гражданам, что может быть, если они станут совершать идентичные противозаконные действия или бездействия.

Содержание административных наказаний как мер административной ответственности можно определить через цели административных наказаний. В статье 3.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации сказано, что административное наказание «применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.».

Административное наказание – важный элемент не только отрасли административного права, но и государства в целом. Административные наказания появились в обществе не сразу, они развивались постепенно вместе с ним. Чтобы административные наказания были эффективными и правильно осуществляли свои функции в обществе, во-первых, они должны быть санкционированы государством, чётко им же соблюдаться и регулироваться. А, во-вторых, они должны применяться ко всем гражданам одинаково, исходя из принципов применения административных наказаний, тем самым не исключая и не смягчая вину тех или иных лиц – то есть являться некими «регуляторами» справедливости и стабильности в обществе.
2. Нормативно-правовое регулирование исполнения отдельных видов административных наказаний

Административное наказание выступает в качестве меры ответственности за совершение административного правонарушения. Оно представляет адекватный ответ, реакцию государства на возможность и фактическое совершение данного вида правонарушения, т.е. деяния, содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 2.1 КоАП РФ. Характеристика административного наказания как меры ответственности отличает его от иных мер административного принуждения (предупредительных и пресекательных).

Ответственность объективируется в наказании и она не может быть беспредельной. Мера как конструктивный признак административного наказания закреплена в статье 3.1 КоАП РФ «Цели административного наказания» и находит выражение в санкциях административно-деликтных норм, в которых устанавливается вид, объем и пределы правоограничений, составляющих его содержание.

В санкции установлен масштаб ответственности за определенный вид административного правонарушения, который служит ориентиром для правоприменителя при выборе вида и размера наказания за конкретное административное правонарушение. Законодательное закрепление наказания как меры ответственности за совершение административного правонарушения отражает идеи социальной справедливости и является одной из важных правовых гарантий законности и индивидуализации его назначения.

Назначение наказания представляет один из сложных вариантов правоприменения, требующий соблюдения нормативных условий его осуществления. Наукой уголовного права давно выработаны такие условия, которые получили в уголовном законе наименование «Общие начала назначения наказания» (ст. 60 УК РФ), действующий КоАП РФ демонстрирует такой же подход, закрепляя в ст. 4.1 «Общие правила назначения административного наказания».

Признавая важность этого института для правового регулирования назначения административного наказания, законодатель относит его применение к ведению Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ). Тем самым создаются единые нормативные требования (критерии) к назначению административного наказания, закрепленные в ст. 4.1 КоАП РФ, которые обязательны для всех субъектов административной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов.

Рассмотрим подробнее эту базовую для рассматриваемой проблемы норму. В ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ находит отражение принцип законности при назначении административного наказания. Законодатель, исходя из единого принципа законности в административно-юрисдикционной деятельности (ст. 1.6 КоАП РФ), определяет в данной норме правило: «Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом». Эти пределы определены в санкции нарушенной нормы. В зависимости от конструкции санкции (абсолютно определенной, относительно-определенной, альтернативной) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе назначить фиксированное наказание (штраф в размере 500 руб.), либо выбрать размер наказания в рамках «вилки» между минимумом и максимумом
установленным для данного вида наказания, или избрать один из видов наказания, предусмотренных альтернативной санкцией.

Подчеркнем, правоприменитель вправе назначить только то административное наказание, в том размере, на тот срок, которые определены в санкции нарушенной нормы. На практике такая жесткая модель исключала возможность применения к нарушителю правовых льгот в виде смягчения административного наказания посредством его замены более мягким или назначения ниже низшего предела в отличие от назначения наказания за совершение преступления.

Судебная практика широко применяет эти правовые институты в соответствии с действующим уголовным законом (ст. 64 УК РФ).

На необходимость использования указанных правовых льгот при назначении административных наказаний неоднократно обращали внимание судьи и ученые. Идея о назначении административного наказания ниже низшего предела получила поддержку Конституционного Суда РФ в его постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросами группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко5 », но эта позиция была обозначена им только в контексте одного вида административного наказания. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ ст. 4.1 КоАП РФ была дополнена частями 2.2, 2.3 и 3.2, 3.3 в соответствии с которыми установлена возможность назначения соответственно физическому и юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного статьей или частью статьи раздела 2 Кодекса.

К сожалению, это нормативное решение не оправдало надежд, по нашему мнению, по давно ожидаемому институту административно-деликтного законодательства.

Во-первых, законодатель предусмотрел возможность применения наказания ниже низшего предела только в отношении одного вида административного наказания — административного штрафа, чем значительно сузил использование рассматриваемой правовой льготы при назначении иных видов административных наказаний.

Во-вторых, данная правовая льгота коснулась лишь назначения административного штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, исключив из данного правила законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях, которое является составной частью административно-деликтного законодательства (ст. 1.1 КоАП РФ). Напомним, что порядок применения наказания, исходя из смысла ст. 1.3 КоАП РФ, является общим для федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях.