Файл: Административные наказания понятие и виды оглавление.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.
Следующий вид административных наказаний - лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.
Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
2. Проблемы назначения административных наказаний
Одной из немаловажных проблем использования административных наказаний является индивидуализации наказания. К примеру, в нормах, которые устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере дорожного движения, законодатель активно использует фиксированные размеры административного штрафа, по причине чего индивидуализация является просто невозможной, ведь при его назначении нельзя учесть личность виновного, имущественное положения, смягчающие или отягчающие обстоятельства [8].
При этом у должностного лица, органа и судьи, которые уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях, отсутствует возможность назначения наказания ниже низшего предела, который устанавливается санкцией определенной статьи КоАП РФ [3].
Подобный механизм предусмотрен по отношению к наказаниям за преступления в соответствии с первой частью 64 статьи УК РФ, где установлено то, что при наличии особенных обстоятельств, связанных с мотивами и целями преступления, ролью виновного, его поведением после преступления или во время его совершения, а также иных обстоятельств, которые существенно уменьшают степень общественной опасности преступления, а при активном содействии участника группового преступления удается раскрыть данное преступление, возможно назначить наказание ниже низшего предела, который предусмотрен соответствующей статьей
Особенной части УК РФ, либо судом может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотренное данной статьей, либо не применять дополнительных наказаний, предусмотренных в качестве обязательных.
Представляется, что для повешения эффективности индивидуализации административных наказаний и их назначения, законодателю требуется установить норму, которая предусматривает назначение более мягкого наказания, чем то, что предусмотрено санкцией конкретной статьи КоАП РФ.
В качестве еще одного явного недостатка нынешней системы правового регулирования можно выделить широкое применение альтернативных видов административных наказаний для одних и тех же деяний, к примеру, административный штраф и административный арест, либо административный штраф и лишение специального права. По причине самой возможности выбора вида наказания создается почва для коррупционных действий.
Четвертой частью статьи 12.15 КоАП РФ за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления в нарушение Правил дорожного движения предусмотрено наказание в форме административного штрафа размером пять тысяч рублей, либо лишения права на управление транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев. В подобной ситуации правонарушитель может попытаться «Договориться» на этапе выявления правонарушения с лицом, которое составляет протокол об административном нарушении, либо напрямую с судьей в ходе рассмотрения дела об административном нарушении [3].
Отсутствие в текущем законодательстве четких критериев для использования определенного вида альтернативного административного наказания приводит к «узаконенному произволу» со стороны лиц, которые уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях, судей и должностных лиц [5].
Для того, чтобы урегулировать данную проблему следует установить жесткую взаимосвязь размера накладываемого административного штрафа с наличием определенных обстоятельств, которые будут отягчать или смягчать административную ответственность.
Разумно было бы во время установления наказаний в форме административных штрафов перейти к использованию базовых величин, систематическое индексирования которых со стороны законодательства предоставит возможность избежать дисбаланса, вызванного хаотичным изменением отдельных составов административных правонарушений и вместе с этим подстроить законодательство под уровень жизни населения страны.
Для решения проблем справедливости и индивидуализации административных наказаний необходимо кардинально пересмотреть принципы и правила его назначения, отказаться от возможности усмотрения в выборе вида и размера наказания судьями и должностными лицами, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Определенный вид и размер наказания за то или иное административное правонарушение должен быть жестко установлен в законе. Индивидуализация же размера наказания, назначаемого в каждом конкретном случае, должна зависеть не от усмотрения рассматривающего дело лица, а от наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Заключение
Административное наказание должно быть определено как одна из разновидностей негативной реакции государства на совершённое лицом административное правонарушение, которое заключается в применении к последнему определённого вида и меры наказания, заключающееся в претерпевании лицом определённых правовых, имущественных, неимущественных и других последствий, как кары за его совершение, в целях общей и индивидуальной превенции, восстановления социальной справедливости и нарушенных общественных отношении.
Основной классификацией административных наказаний в отечественном законодательстве предусмотрено их деление на дополнительные и основные. В основе этого деления лежит признак возможности назначения наказания исключительно в качестве дополнительного или в качестве основного, что прямо предусмотрено в законе. При этом, из положений КоАП РФ Также следует возможность выделения альтернативных видов административных наказаний или других мер государственного воздействия. Альтернативность в данном случае заключается как в возможности замены одного наказания другим видом наказания (более мягким) или другой мерой воздействия (моральнопсихологического характера), так и в возможности выхода за низшие пределы размера санкции и т.п.
Другие возможные варианты классификации административных наказаний несут в себе познавательную функцию способствуют пониманию внутренних связей системы административных наказаний их характера и сущности.
Предусмотренные в КоАП РФ общие и специальные правила назначения наказания, предоставляют уполномоченным должностным лицам возможность максимально индивидуализировать вид и размер наказания в отношении конкретного правонарушителя. Общая тенденция к стремлению максимально индивидуализировать наказание характерна, как для отечественной правовой доктрины, так и для законодателя.