ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Таборинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено Приказом №____ от «___»________2021 года Директор МКОУ «Таборинская СОШ» _____________________/Игнатьева Н.М./ | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В мире русского языка»
Возраст обучающихся 10-11лет
Срок реализации – 1 год
Автор – составитель:
Девятовская Ольга Викторовна
с.Таборы, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
-
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273), -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726. -
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. -
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире русского языка» социально-педагогической направленности.
Актуальность данной программы заключается в том, что материал программы непосредственно связан с основным курсом русского языка в начальных классах, расширяет и углубляет его. В задачи программы входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности обучающихся младшего школьного возраста в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, способствует развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на школьном уроке материала,
совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития обучающихся.
Цель курса:
-
преодоление трудностей в изучении русского языка; -
обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей; -
повысить интерес учащихся к русскому языку как к учебному предмету; -
выявить наиболее способных учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам; -
сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой.
Отличительная особенность программы:
Предлагаемая система занятий позволит пробудить интерес к самому процессу познания. Интерес программного материала у учащихся значительно повышается, если учитель предлагает им различные задания .
В программе курса с учётом обязательных результатов обучения для учащихся рассматриваются различные задания.
Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Опора на учебники, специальную литературу должна обеспечить условия для осознанного усвоения понятия речевой ошибки как нарушения норм литературного русского языка, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности в определении речевых ошибок на фоне общей системы русской грамматики.
Формы обучения и виды занятий
Программа рассчитана на очную форму обучения (с учетом ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Основные формы
-
выполнение тестов, опорных схем; -
работа с различными видами словарей, толкование высказываний; -
анализ текстов, предложений; -
формулировка развёрнутого ответа на поставленный вопрос; -
организация и проведение викторин, устных журналов, праздников по курсу; -
составление обобщающих таблиц и схем; -
самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); -
самостоятельный отбор материала; -
работа в группах; -
написание изложений и сочинений.
Обучение в объединении очное, групповое.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Состав обучающихся группы - 4 класс.
Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
Главными условиями развития речи младшего школьника является:
-
разнообразие методов и приёмов обучения; -
познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры; -
развитие языковых компетенций обучающихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; -
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные результаты.
-
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; -
развитие чувства любви и уважения к рус. языку как великому ценностному достоянию русского народа; -
осознание себя носителем этого языка; -
изучению русского языка, понимания необходимости учения; -
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; -
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; -
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); -
развитие способности к самооценке; -
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; -
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; -
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
-
принимать и сохранять цель и задачу, в сотрудничестве с учителем и детьми ставить новые учебные задачи; -
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; -
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; -
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (справочном материале— в памятках);
-
оценивать свои достижения, определять трудности и способы преодоления трудностей, вносить необходимые коррективы; -
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
-
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -
самостоятельно находить в справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и уметь использовать её для выполнения заданий; -
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; -
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; -
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию).
Коммуникативные УУД
-
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); -
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; -
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; -
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; -
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; -
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; -
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; -
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты.
-
ознакомление с языковыми нормами и их разновидностями, нормами речевого поведения в различных сферах общения; -
изучение особенностей правильной речи; -
изучение видов речевых ошибок; -
изучение художественно-выразительных средств языка; -
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
-
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней; -
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; -
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, курса.
№ | Название раздела. | Количество часов |
| | |
| Раздел 1. Введение. | 1ч |
| Раздел 2. Основные виды речевой деятельности. | 1ч |
| Раздел 3. Текст. | 2ч |
| Раздел 4. Предложение. | 10ч |
| Раздел 5. Слово и словосочетания. | 9ч |
| Раздел 6. Слог, звуки и буквы. | 2ч |
| Раздел 7. Искусство речи. | 1ч |
| Раздел 8. Основные принципы русской орфографии. | 3ч |
| Раздел 9. Части речи. | 5ч |