Файл: Место отрасли (удельный вес и его изменение) в совокупном объеме деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание для самостоятельной работы
Написать экономическое эссе об одной из отраслей деятельности потребительской кооперации Российской Федерации (Сибирского федерального округа или регионального союза потребительских обществ), используя данные о деятельности субъектов потребительской кооперации, размещенные на сайте университета (Наука→ Статистика → Основные показатели … за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы).
Характеризуя отрасль деятельности потребительской кооперации, необходимо отразить следующее:
- место отрасли (удельный вес и его изменение) в совокупном объеме деятельности;
- динамику объемов деятельности;
- наличие и использование материально-технической базы за период исследования;
- численность работников отрасли, их удельный вес в общей численности штатных работников;
- среднюю выработку работников отрасли, ее динамику; сравнить со средней выработкой в других отраслях;
- динамику финансового результата (абсолютного и относительного).
Потребительская кооперация России — это социально-ориентированная система экономического развития территорий, обеспечения занятости населения, установления стабильности в обществе и развития инфраструктуры регионов. В структуру потребкооперации России входят добровольные объединения потребительских обществ и союзов потребительских обществ разного уровня, иерархию которых и возглавляет Центросоюз [4].
Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
-
создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; -
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; -
производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; -
оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; -
пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации [1].
Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг. Ключевую роль в рыночной экономике и потребительской кооперации играет торговля: торговля выступает посредником между производством и потреблением; торговлю осуществляют организации разных организационно-правовых форм, в том числе потребительские общества и их союзы, составляющие систему потребительской кооперации; торговля выполняет различные функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации. По данным статистического ежегодника «Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации» за 2021 год, на долю розничной торговли в Сибирском федеральном округе (далее – СФО) приходится 67,3% (13 611 млн. руб.) совокупного объема доходов от всех видов деятельности. Доля оптового оборота составляет 1,84% (371 млн. руб.). В таблице 1 представлена динамика совокупного объема хозяйственной деятельности потребсоюзов СФО в сравнении с оборотом розничной торговли. Данные таблицы свидетельствуют о том, что потребсоюзы СФО находятся в состоянии стагнации – совокупный прирост объема хозяйственной деятельности за два года составляет менее 1%. Оборот розничной торговли в 2021 году равен 13 611 млн. руб., что на 521,2 млн. руб. больше, чем в 2019 году.
Таблица 1 - Результаты хозяйственной деятельности потребсоюзов Сибирского федерального округа (2019-2021 гг.)
Показатель | Год | Изменение 2021 / 2019 | |||
2019 | 2020 | 2021 | млн. руб. | Темп роста, % | |
Совокупный объем хозяйственной деятельности, млн. руб. (в действующих ценах) | 19 937,0 | 19 735,2 | 20 218,9 | 292,5 | 100,2% |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 13 089,9 | 13 502,7 | 13 611,0 | 521,2 | 100,2% |
в т.ч. оборот розничной торговли в сельской местности, млн. руб. | 10 956,3 | 11 237,5 | 11 277,9 | 321,6 | 100,2% |
Оценить динамику доли розничной торговли в совокупном объеме доходов от деятельности потребкооперации СФО позволяет график на рисунке 1. На долю розничной торговли последние три года приходится 65,7% от общего объема доходов потребительской кооперации СФО (доля по РФ – 60,6%).
Рисунок 1 - Динамика оборота розничной торговли системы потребительской кооперации СФО за последние 3 года
Кризисные явления, связанные с мировой пандемией, негативным образом отразились на совокупном объеме хозяйственной деятельности потребсоюзов СФО – минус 201,8 млн. руб. (1%)в 2020 году по сравнению с 2019 годом. При этом можно наблюдать рост оборота кооперативной розничной торговли в 2020 году по сравнению с 2019 годом. В условиях ограничений, связанных с мировой пандемией, население отдавало предпочтение покупке товаров в ближайших торговых точках. В данной ситуации организации потребительской кооперации получили существенное преимущество, поскольку их розничные точки продаж рассредоточены в труднодоступных районах и менее населенных территориях, хотя цена на товары значительно выше, чем у розничных торговцев некооперативной формы собственности. Здесь также стоит отметить, что доля розничной торговли именно в сельской местности составляет почти 84% от всего оборота розничной торговли потребительской кооперации в СФО. В 2021 году оборот розничной торговли в сельской местности составил 11 277,9 млн. руб., что на 321,6 млн. руб. больше, чем в 2019 году.
Анализ структуры оборота розничной торговли (рисунок 2) показал следующее: на долю реализации продовольственных товаров приходится 70,3% оборота розничной торговли. За последние три года структура значительно не изменилась. В 2021 году предприятиями системы потребительской кооперации СФО реализовано продовольственных товаров более чем на 9,6 млрд. руб.
Рисунок 2 – Структура оборота розничной торговли СФО в 2021 году
Исходные данные для анализа наличия и использования материально-технической базы предприятиями розничной торговли представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Количество предприятий розничной торговли системы потребительской кооперации СФО в 2019-2021 гг.
Показатель | 01.01.2020 | 01.01.2021 | 01.01.2022 | Изменение | |
ед. | % | ||||
Количество предприятий розничной торговли | 3414 | 3256 | 3139 | -275 | -8,1% |
из них действующие | 1967 | 1833 | 1740 | -227 | -11,5% |
сданы в аренду | 581 | 594 | 550 | -31 | -5,3% |
закрыты | 866 | 829 | 849 | -17 | -2,0% |
Количество магазинов, расположенных в сельской местности | 2956 | 2849 | 2747 | -209 | -7,1% |
из них действующие | 1724 | 1618 | 1538 | -186 | -10,8% |
сданы в аренду | 444 | 453 | 411 | -33 | -7,4% |
закрыты | 788 | 778 | 798 | 10 | 1,3% |
За два последних года общее число предприятий розничной торговли сферы потребительской кооперации СФО снизилось на 275 единиц и составило на 01.01.2022 3139 магазинов, действующими из них являются только 57,6%. При этом 86,6% предприятий торговли находятся в сельской местности, при этом доля действующих предприятий торговли в сельской местности еще ниже – 56%. Тенденцию к сокращению числа предприятий потребительской кооперации сферы розничной торговли иллюстрирует диаграмма на рисунке 3. На 01.01.2022 из 10 предприятий потребительской кооперации в сфере розничной торговли 4 сданы в аренду или закрыты. Предприятия розничной торговли системы потребительской кооперации СФО осуществляют деятельность преимущественно посредством реализации товаров через магазины, то и сокращение численности таких предприятий обусловлено преимущественно прекращением работы торговых точек в малочисленных и отдаленных населенных пунктах на территории округа.
Рисунок 3 – Число предприятий розничной торговли системы потребительской кооперации СФО в 2019-2021 гг.
Сопоставление данных о количестве магазинов и их совокупной площади показало, что общая площадь предприятий розничной торговли системы потребительской кооперации СФО с 2019 года снизилась на 25,7 тыс. кв.м. По состоянию на 01.01.2022 предприятиям системы потребительской кооперации принадлежит 528,4 тыс. кв. м. торговых площадей. Средняя площадь одного магазина составляет 168 кв. м. (в т. ч. 94 кв. м. торговый зал). Учитывая факт, что 80,7% всех торговых площадей находится в сельской местности, где крупные торговые точки не пользуются большим спросом, становится понятной причина ежегодного снижение числа предприятий розничной торговли в сфере потребительской кооперации.
Сокращение числа предприятий розничной торговли и рост ее оборота за два года послужили увеличению среднегодового оборота одного предприятия (рисунок 4). На диаграмме заметна динамика сокращения количества предприятий розничной торговли, при этом наблюдается самый высокий среднегодовой оборот на одно предприятие по итогам 2020 года – 9,5 млн. руб. в год. Среднегодовой оборот одного предприятия розничной торговли сферы потребительской кооперации по итогам 2021 года составил 7,6 млн. руб., что на 20% меньше, чем по итогам 2020 года.
Рисунок 4 – Динамика количества розничных торговых предприятий и оборота в расчете на 1 предприятие 2019-2021 гг.
Согласно статистическим данным, общая численность сотрудников предприятий потребительской кооперации СФО в 2021 году составила 9938 чел., численность работников в сфере розничной торговли составила 4600 чел., что на 12% меньше, чем в 2019 году. Удельный вес числа сотрудников предприятий розничной торговли в общей численности штатных работников снизился с 48,4% до 46,3%. Динамика кадрового обеспечения предприятий розничной торговли сферы потребительской кооперации СФО отражена в таблице 3.
Таблица 3 - Кадровый состав работников сферы розничной торговли в 2019-2021 гг.
Показатель | Год | Изменение | |||
2019 | 2020 | 2021 | чел. | % | |
Численность сотрудников, чел. | 11505 | 10533 | 9938 | -1567 | -13,6% |
из них молодежь до 30 лет | 893 | 726 | 656 | -237 | -26,5% |
в % к общему числу сотрудников | 7,76% | 6,89% | 6,60% | - | -1,2% |
женщины | 8709 | 8117 | 7556 | -1153 | -13,2% |
в % к общему числу сотрудников | 75,7% | 77,1% | 76,0% | - | 0,3% |
Принято на работу в течение года | 2790 | 2461 | 2673 | -117 | -4,2% |
Уволены в течение года | 3810 | 3186 | 3098 | -712 | -18,7% |