Файл: Занятие для обучающихся 12 классов по теме прорыв блокады ленинграда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Демонстрация видео «Савичева Таня»
Информационный лист «Рассказ о Тане Савичевой» (слайд 2)
Чтение рассказа про Валю Зайцеву
Демонстрация видео «Блокадный хлеб»
Информационный лист «Блокадный хлеб»
Учитель. Опишите другие фотографии. (слайд 8)
Информационный лист «Школы в осаждённом городе»
Работа с фотографиями (слайд 9, 10)
Информационный лист «Стихотворение Татьяны Варламовой «Ленинградский салют»
Сценарий занятия
Прорыв блокады Ленинграда
1–2 классы
16 января 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
(слайд 1) Учитель. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города…среди них – город-герой Ленинград. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим, но начнём наше занятие с просмотра видео.
Демонстрация видео «Савичева Таня»
Информационный лист «Рассказ о Тане Савичевой» (слайд 2)
Чтение рассказа про Валю Зайцеву
Учитель. «Страшная правда о том, что такое блокада…» Что же такое блокада? Как жили дети-ленинградцы в то время? В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?
Часть 2. Основная часть.
Учитель. Послушайтеотрывок из стихотворения. Какое настроение он создаёт? Какие события блокады описаны в нём? (слайд 3)
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлена вместо стекла картонка…
Вместо соседнего дома – воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…Еле живая ушла на работу…
Естьоченьхочется…
Страшно…Темно…
(Н.Радченко.«Блокада»,отрывок)
Ответыдетей.«Всем страшно, кажется, что всё время ночь чёрная…», «Дом соседний разрушен, значит, туда бомба попала», «Есть очень хочется… все дети голодные», «О маме говорится, что она еле живая ушла на работу, от голода, от холода сил у неё нет», «Стёкол нет в окнах, вместо стекла картонка. Всё время повторяется: холодно, холодно..., жалко всех…».
Учитель. Рассмотрим фотографии блокадного Ленинграда. Можно ли их считать иллюстрациями к стихотворению? Расскажите.
Ответыдетей
Работа с фотографиями (слайд 4)
(слайд 5, 6)
Методическийкомментарий
Обучающиесярассматриваютфотографиииделятсясвоимивпечатлениями. «Какие несчастные дети – им холодно! Почему они не дома,а на улице? Может быть, его тоже фашисты разрушили?», «А почему людина
рекуходятзаводойвтакоймороз?Водопроводнеработает?»,«Умальчика дом разбомбили, а он свою кошку спас…Он ей свой хлеб, наверное,отдаст…»,«Ачтоэто за печкатакая?»
Учитель. Рассмотрим фотографии внимательно. (слайд 7) Я расскажу о первой фотографии. В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. На фотографии кусочек хлеба выглядит большим, но я вам покажу, каким он на самом деле был. Вот таким! Учитель. Кроме этого, небольшого крошечного кусочка хлеба не было никакой другой еды. Вы можете себе представить, чтобы сегодня детям снились сны о том, что они вволю поели хлеба? Что они съели кусочек сахара? Или выпили чашку сладкого чая? А детям блокадного Ленинграда очень часто снились такие сны…
Демонстрация видео «Блокадный хлеб»
Информационный лист «Блокадный хлеб»
Учитель. Опишите другие фотографии. (слайд 8)
Ответыдетей.
Вот так жил блокадный Ленинград. Голод, холод, мороз – минус 40 градусов. Водопровод не работает, отопления в домах нет. В каждой квартире стоит теперь железная печка. Её называли «буржуйкой».
В квартирах не осталось мебели, книг; в парках и скверах – деревьев. Всё, что горело, сжигали в буржуйках.
Информационный лист «Печка Буржуйка»
Но Ленинград жил, трудился и сражался! Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. А из города эвакуировали детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни. Машины и сани шли по льду озера днём и ночью, под бомбёжкой немецких самолётов. Советские лётчики охраняли небо над Ладогой. Все работали без сна и отдыха, чтобы облегчить жизнь в городе.
Учитель. Ленинградцы верили в победу! Дети учились, встречали Новый год, старались жить обычной жизнью. Рассмотрите фотографии. Вот так учились дети в блокадном Ленинграде, в нём работало 39 школ. Ученики обогревались в классе с помощью «буржуйки».
Информационный лист «Школы в осаждённом городе»
Работа с фотографиями (слайд 9, 10)
Учитель.
Похожа ли жизнь этих детей на нашу, современную?
Ответыдетей:
«Детиучатсяневклассе,анакакой-товеранде.Тесно сидятзапартой–по4человека.Такжеписатьневозможно!»,«Ученики все какие-тогрустные,тихие…»,«Яникогданевиделвшколе„буржуек!“»; «Ученики, наверное, ни бегать, ни кричать, как мы, не могли!», «Дети вдетскомсадубольные,грустные.Сидятуёлки,ананейцветныебумажки,а не игрушки», «Да и Деда Мороза нет настоящего, игрушечный стоит подёлкой»,«Как всёпечально,жалкоих всех!».