Файл: 3. Конституция 1787 г. история создания, основные принципы и система органов государственной власти. История создания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Конституция 1787 г.: история создания, основные принципы и система органов государственной власти.
История создания:
Парижский договор 1783 г. поставил точку на войне североамериканских колоний за свою независимость. Но будущее бывших колонистов оставалось неясным. Американцам предстояло определить, в каком государстве они будут жить, какими будут основы его политической системы, органы центральной власти и их функции, а также разработать законы, регулирующие взаимоотношения как между ними, так и между государством и обществом.
Несмотря на достигнутый недавними американскими колониями британской короны успех в достижении независимости, общество раздирали многочисленные противоречия между столь же многочисленными политическими и экономическими группировками, преследовавшими подчас противоположные интересы. Будущее американского государства, как и на протяжении всех предшествующих десятилетий, находилось в руках немногочисленных представителей состоятельных слоев населения. Существовавшие с 1777 г. Статьи Конфедерации, продекларировавшие республиканскую систему правления и провозгласившие Континентальный конгресс полноправным правительством американского государства, оказались слабым инструментом государственного контроля над жизнью общества. Они не отвечали новым условиям, которые сложились после окончания Войны за независимость (1775—1783).
Первые шаги по пересмотру действующих законов американского государства стали предприниматься уже в 1785 г. В сентябре 1786 г. в ходе работы Аннаполисского конвента была принята резолюция, подготовленная Александром Гамильтоном (1755—1804). которая признала необходимость привести форму федерального правления в соответствие с «велениями времени». Уже в феврале 1787 г. Континентальный конгресс обратился ко всем штатам с предложением направить своих делегатов на намечаемый на май того же года Филадельфийский конвент (переименованный позднее в Конституционный конвент) с «единственной и срочной целью пересмотра Статей Конфедерации». В работе конвента приняли участие представители двенадцати штатов (Род-Айленд отказался). 17 сентября 1787 г. 39 делегатов из 40 присутствовавших на заключительном заседании конвента подписались под текстом Конституции Соединенных Штатов Америки. Но лишь 2 июля 1788 г., после того как она была утверждена девятым штатом (им стал Нью-Хэмпшир) и после получения конгрессом информации об этом факте, Конституция стала Основным законом страны.
При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов -- Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Вирджиния и Нью-Йорк -- при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.
Конституция вступила в силу 4 марта 1789 года, до этого штаты были объединены только конфедеративной связью.
С принятием Конституции США конституциональное развитие пошло по двум линиям: федерации и штатов, которые корректировали, взаимообогащали и дополняли друг друга, образуя целостную систему конституционного строя.
Общая характеристика Конституции США:
Целью Конституции было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан.
Изначально Конституция состояла из Преамбулы и 7 статей, со временем к ним добавились 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) -- исполнительной, статья III (3 раздела) -- судебной, статья IV (4 раздела) -- основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции.
Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.
Устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется следующими её особенностями:
1. Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм.
2. В Конституции был закреплен американский вариант принципа разделения властей, базирующийся.
3. Конституция США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а при помощи текущего законодательства.
Таким образом, Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных, так и на уровне штатов.
Система высших органов государственной власти:
Общая характеристика государственного строя США
Учредители Конституции испытывали неприязнь к монархической форме правления, которая ассоциировалась у них с британским колониальным гнетом и тиранией.
В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, представленными соответственно Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и, как следствие, обладают неодинаковыми властными возможностями в определенных Конституцией пределах.
Во-первых, они имеют различный порядок формирования. Двухпалатный Конгресс избирается всеобщим голосованием. Президент избирается коллегией выборщиков, определяемых всеобщим голосованием граждан, а члены Верховного суда США назначаются Президентом, но с согласия Сената.
Во-вторых, Президент, Конгресс и Верховный суд имеют различные сроки полномочий. Так, Президент избирается на 4 года, Палата представителей Конгресса на 2 года, а сенаторы на 6 лет, но при этом каждые 2 года переизбирается одна треть сенаторов. Судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.
а) Конгресс.
Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы: установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты.
При обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законодательную власть.
б) Президент. Главой исполнительной власти США является президент. Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты).
Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы. Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих палат.
Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Однако вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга.
в) Верховный суд. Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами, находящимися в его производстве. Такое право Верховный суд должен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако эти положения в Конституцию не вошли.
Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен.
Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США.