Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1021

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Алгоритм – система последовательных действий, выполнение которых ведет к правильному результату.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников (анкет).
Ассоциация – любая более или менее устойчивая связь между тем, что уже существует в сознании, и тем, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств.
Вид (обучения, воспитания) – своеобразие моделей процесса, существующих внутри типов.
Виды обучения – объяснительно-иллюстративное (ОИ); проблемное (ПбО);
программированное (ПО); компьютерное (компьютеризованное) обучение (КО); новые информационные технологии обучения (НИТ).
Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества.
Воспитание (в педагогическом смысле) – процесс и результат всех влияний на человека; специально организованный процесс влияния на человека с определенной целью; специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.
Воспитание (в социальном смысле) – передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим.
Воспитание (в философском смысле) – приспособление человека к среде и условиям существования.
Воспитательное дело (ВД) – форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
391

Воспитательный процесс (процесс воспитания) – движение процесса воспитания к своей цели.
Гендерные особенности развития – различия, характеризующие процессы,
особенности и результаты развития мужчин и женщин.
Гуманитаризация – общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается.
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Дистанционное обучение – разновидность новой информационной технологии доставки знаний, создания учебной среды и организации процесса усвоения знаний.
Дифференциация – создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе.
Дух (лат. spiritus – дух, дыхание) – первооснова жизни.
Духовное развитие – связано с воспитанием души, духовности, нравственности,
формированием этических ценностей. Истинный смысл развития – в духовном возвеличении.
Духовность – одна из двух натур человека. В отличие от телесной, видимой натуры, духовность невидимая, но главная сущность человека; это состояние души.
Душа (по Аристотелю) – гармония, составная часть Вселенной, причина жизни.
Душа (в современном понимании) – энергетический сгусток, жизнь, энергия организма, сущность человека.
Душа (религиозное толкование) – нематериальная, независимая от тела бессмертная сущность, которая дается человеку при рождении. Душа не рождается и не умирает.
Закон – отражение объективных, существенных, необходимых, общих,
устойчивых и повторяющихся при определенных условиях связей между явлениями действительности.
392


Закон минимума – продуктивность обучения, детерминированная минимальным фактором.
Закон сохранения (Э. Торндайк): если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется,
интенсивность ее ослабевает, и поэтому при прочих равных условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается.
Закон эффекта (Э. Торндайк): если процесс установления связи между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает.
Закономерность – объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь, выраженная в обобщенной форме. Закономерность – это не до конца познанный закон.
Закономерности всеобщие – сфера действия которых выходит за пределы педагогической системы.
Закономерности общие – охватывающие своим действием всю педагогическую систему.
Закономерности частные – действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы.
Знания – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Отражение внутреннего и внешнего мира в сознании человека.
Инновации (педагогические) – нововведения в педагогической системе,
качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
Интеграция – уплотнение, структурирование, выделение главных,
системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных знаний,
умений. Это не механическое усечение объема, а структурирование материала.
Интерактивные методы (в педагогике) – способы взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, всеми участниками педагогического процесса,
отличающиеся повышенной активностью и самостоятельностью принятия решений.
393

Качества (человека) – наличие существенных признаков, свойств, особенностей,
отличающих человека от других биовидов.
Квалиметрия – диагностирование профессиональных качеств педагогов.
Классификация методов (обучения, воспитания) – упорядоченная по определенному признаку их система.
Коллектив – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости; общий выборный руководящий орган.
Комплексный характер – одновременное и совокупное влияние всех факторов на результат.
Компоненты общего среднего образования: 1) система знаний о природе,
обществе, способах деятельности, на которых основывается миропонимание человека;
2) опыт практической деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков; 3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области; 4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.
Контроль – проверка деятельности учебно-воспитательного заведения и (или)
его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов,
педагогов, обслуживающего персонала); процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства; механизм проверки.
Коэффициент корреляции – количественное значение связи между факторами.
Кривая связи – наглядное представление величины и характера связи между факторами.
Личностно-ориентированная технология предполагает построение учебного процесса по схеме: ученик – материал – результат.
394


Менеджмент (педагогический) – процесс оптимизации человеческих,
материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей;
управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, организация педагогическим производством; совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей.
Метод (обучения, воспитания) – упорядоченная деятельность педагога и обучаемых, направленная на достижение заданной цели (обучения, воспитания).
Совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения,
образования, воспитания.
Метод воспитывающих ситуаций – организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методы воспитания подразделяются на методы: формирования сознания личности; организации деятельности и приобретения опыта общественного поведения;
стимулирования поведения и деятельности.
Методы исследования – пути, способы познания объективной реальности.
Модуль (учебный) – содержательно-временная часть учебного процесса. Обычно это раздел (несколько тем) учебной программы вместе с указанием возможных способов его изучения, расчетом времени и тестовыми вопросами.
Мониторинг – непрерывное отслеживание педагогического процесса путем постоянного, беспрерывно ведущегося наблюдения.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения педагогов и обучаемых к продуктивной деятельности.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта,
процесса или явления в естественных условиях.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства,
благодаря многоразовому выполнению.
395

Назначение воспитания (в философии) – добровольное ограничение свободной воли через самое доступное человеку – подчинение плоти духовному началу.
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Наследственность – передача от родителей к детям определенных признаков и особенностей.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений,
навыков, способов мышления.
Обучаемость – комплексный фактор, характеризующий способность
(пригодность) обучаемых к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, направленный на усвоение знаний,
умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Оптимизация – процесс и результат выбора наилучшего варианта из множества возможных.
Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения – сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности,
моральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания учеником того, что изучается, восприятием объекта изучения как ценности.
Опыт творческой деятельности – самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в известной;
видение новых функций объектов; самостоятельное применение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление.
396


Организационно-педагогическое воздействие (ОПВ) – комплекс факторов,
характеризующих деятельность учителей, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Отклоняющееся поведение – естественная защитная реакция человека на вызов враждебной ему среды или окружения (или среды, окружения, которые он рассматривает как враждебные).
Парадигма – господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем.
Партнерская (предметно– и личностно-ориентированная) технология –
одинаково хорошо удерживает в поле зрения и учебный материал, и развивающуюся личность.
Педагогика – наука о воспитании.
Педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на
«прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.
Педагогическая система – упорядоченное по определенному признаку единство составных компонентов.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Периодизация – выделение возрастных особенностей, характерных для каждого возраста, соединение их в систему.
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников.
Правила (дидактические) – указания учителю, как нужно поступить в педагогической ситуации.
397

Предметно-ориентированная технология предполагает построение учебного процесса по схеме: материал – ученик – результат.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания,
осознания и практического применения знаний.
Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Принципы (дидактические) – основные положения, определяющие содержание,
организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Программированное обучение – выполнение последовательных действий
(операций) по заданной программе, повышающей управление ходом учебного процесса.
Продукт (обучения, образования, воспитания, развития) – то же, что результат педагогического и учебного труда, созданная в учебно-воспитательном процессе целостная система знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности каждого отдельно взятого человека; то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
Самовоспитание – работа воспитанника над собой с целью формирования положительных качеств и искоренения отрицательных.
Синергетический эффект – результат сложения сил, действующих в одном направлении; результат согласованного взаимодействия (использования) всех ресурсов.
Система дидактических принципов – их упорядоченное единство,
представленное в общей концепции.
398


Система принципов воспитания – общественная направленность воспитания; его связь с жизнью и трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация;
личностный подход; единство воспитательных воздействий.
Система принципов – сознательность и активность; наглядность;
систематичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой.
Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков,
способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; обозримый объем систематизированных знаний, умений,
предложенных для изучения в учебном заведении.
Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
Структура – расположение элементов в системе.
Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.
Субъективно-прагматический метод воспитания – способ, основанный на стремлении человека прагматично и целенаправленно решать свои проблемы.
Основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным,
нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.
Тестирование (в педагогике) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.
Технология (воспитательная) – комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами,
направленный на создание продукта.
399

Технология (педагогическая) – комплексный, непрерывный процесс,
охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству в педагогических процессах.
Тип (обучения, воспитания) – отличающаяся существенными признаками модель организации процесса.
Тип познавательной деятельности (ТПД) – уровень самостоятельности
(напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
Типы уроков: комбинированные (смешанные); изучения новых знаний;
формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений.
Традиционные методы исследований – пути и способы познания педагогической действительности, используемые с давних времен: наблюдение, изучение опыта,
первоисточников, анализ школьной документации, ученического творчества, беседы.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Урок (учебное занятие) – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
Условие – обстоятельство, от которого что-то зависит.
Учебный материал – информация, подвергшаяся дидактической обработке с целью приспособления ее для изучения в данном возрасте.
Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания,
упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Фактор – веская причина, влияющая на течение и результаты дидактического процесса.
Факторы развития – причины, обусловливающие процесс и результаты развития.
Развитие детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов –
наследственности, среды и воспитания.
400